ГИБДД планирует ввести запрет постоянно нарушающим ПДД водителям пользоваться каршерингом. Для этого будет разработана единая цифровая база. По ней каршеринговые компании смогут вычислять лихачей и не пускать в систему поминутной аренды. Выясняем, помогут ли такие меры уменьшить количество аварий с автомобилями каршеринга.
Запрет для "опасных" водителей
Глава управления надзорной деятельности ГИБДД Роман Мишуров рассказал, что Госавтоинспекция рассматривает вопрос о создании для каршеринговых компаний единой базы водителей, которые регулярно нарушают ПДД и были хотя бы раз лишены прав. Таким образом ведомство хочет закрыть лихачам доступ к аренде автомобилей.
"Такие водители несут в себе угрозу для законопослушных граждан. Наше ведомство собирается создать единую цифровую платформу, которая позволит каршеринговым компаниям проверять будущих клиентов – были ли они когда-либо лишены прав и как часто нарушают ПДД. В базу данных будут внесены сведения о всех нарушителях: как россиянах, так и иностранцах", – пояснил Мишуров.
Сооснователь компании BelkaCar Екатерина Макарова рассказала Москве 24, что поддерживает создание подобной базы.
"В наших интересах не принимать злостных нарушителей либо избавляться от них в процессе использования клиентом сервиса. У каждой компании своя политика, но у нас она строгая. В том числе по приему в сервис, так как это большие риски для каршеринговых компаний", – пояснила она.
По ее словам, службы безопасности самой компании также следят за рынком продаж сторонних аккаунтов, которыми пользуются как раз злостные нарушители, и блокируют их, если подозревают такую активность.
"В ГИБДД также могут чаще сверять водительские права с приложением каршеринга, чтобы они совпадали. Сейчас они это делают, но не постоянно. Таким образом теневой рынок продажи аккаунтов можно быстро убить", – подчеркнула Макарова.
Генеральный директор каршеринга YouDrive Борис Голиков пояснил, что доступ к истории правонарушений облегчит жизнь компаниям и поможет избежать большого числа аварий.
"У нас есть своя телеметрическая система, она установлена на машинах. И мы тоже следим за вождением. Но у нас фиксируются только те нарушения, которые были на автомобилях нашей компании. У нас есть также рейтинговая система: за плохое вождение списываются баллы, мы понижаем уровень водителя, и аренда становится дороже", – отметил он.
По его словам, компании сами заинтересованы в том, чтобы водители ездили аккуратно и не нарушали правила дорожного движения.
"ГИБДД уже ведет достаточно активные работы и в части штрафов, и в части проверки прав. А для нас коммерчески невыгодно, если человек попадает в аварию", – говорит Голиков.
В пресс-службе каршеринга "Яндекс.Драйв" отказались комментировать данную инициативу, однако ранее сообщали, что компания введет блокировку для водителей Москвы за опасную езду и грубые нарушения правил дорожного движения. Компания разработала технологию мониторинга скорости. В автомобили каршеринга также установят устройства, которые способны оценить, не отвлекается ли человек от дороги, а нарушителей будут блокировать и деактивировать.
Стоп каршеринг?
Автоэксперт Игорь Моржаретто считает, что подобная база злостных нарушителей может быть полезна для служб безопасности компаний каршеринга.
"Целый ряд ДТП с машинами каршеринга говорит о том, что компаниям нужно усилить контроль за людьми, которым они доверяют право управления автомобилем. Еще на уровне проверки для доступа к сервису служба безопасности должна каких-то людей, которые могут быть за рулем аварийно-опасными, отшить. Для этого как раз нужен допуск к некой базе", – пояснил собеседник Москвы 24.
Однако, по его словам, нужно решить множество вопросов, чтобы допустить частные компании к данным о нарушениях водителей.
"В ГИБДД наиболее полная база, где есть нарушения и прочие данные, но нужно решить юридический вопрос, каким образом допустить частные компании к личной информации", – подчеркнул эксперт.
В свою очередь, автоюрист Дмитрий Славнов уверен, что нарушители правил дорожного движения не должны подвергаться дополнительным наказаниям со стороны каршеринговых компаний.
"Если водителя лишали водительских прав, он свое наказание понес: он заплатил штраф, стал временно пешеходом, но нельзя его лишать права пользоваться каршерингом. Возможно, что у него нет денег взять такси или купить автомобиль, но он может добраться из точки А в точку Б за рулем каршерингового автомобиля. Почему он не может использовать это право?" – недоумевает юрист.
Кроме того, водители, лишенные прав, могут обжаловать решение в суде и, выиграв его, продолжить ездить на автомобиле. "Если платформа все-таки будет работать, нужно понять, насколько точно компании будут получать из нее информацию", – заключил он.
Ранее в ГИБДД рассказали о планах создать электронную базу злостных нарушителей ПДД. Туда будут включать лишенных прав водителей и людей, получающих много штрафов. Им также предлагают запретить работать в области пассажирских перевозок.