Новости

Новости

03 июля 2018, 00:01

Общество

Сухим из воды. Один день из жизни спасателя-водолаза

Фото: портал Москва 24/Антон Великжанин

Зачем спасатели вяжут бесконечный узел, как водолазу помогает чутье и можно ли выйти сухим из воды — читайте в материале специального корреспондента портала Москва 24 Виталия Воловатова.

Куда только ни заведет журналистская карьера! Доводилось бывать в окопах под палящим солнцем и в метель на открытии нового моста через железную дорогу. Подниматься на опоры ЛЭП и спускаться в затопленные подвалы. Блуждать по лесу и петлять по городским улицам. Скользить по обледенелой крыше пятиэтажки и балансировать на краю песколовушки очистных сооружений. Все ради лучшего кадра и самой точной информации.

Но сегодня мы едем на пляж. Да, вот так вот — прямо посреди рабочего дня! Просто праздник какой-то! А спасибо за него — Департаменту по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности. Мы едем в гости к их водным спасателям. И не куда-нибудь, а на спасательную станцию "Татарово", что в самом сердце Серебряного бора! Ну что, Антон, ты плавки взял?..

На суше


Их часто путают с МЧС. И, действительно, суть примерно одинаковая: спасать людей, попавших в беду. Только у МЧС в Москве нет спасателей на воде, им подчиняется ГИМС — Государственная инспекция по маломерным судам. Эдакое речное ГИБДД. А вот катера, которые следят за безопасностью людей в акватории Москвы-реки, принадлежат городу. И базируются на разных спасательных станциях. И вот мы стоим у ворот одной из них, открываем калитку и шагаем в приятную тень кленов.

Сотрудник столичной поисково-спасательной службы на водных объектах, спасатель 1 класса и водолаз 6 разряда Виталий Корсаков ходит где-то здесь. Отыскиваем его возле огромного грузовика с кунгом. Смена нашего героя только началась, поэтому он проверяет комплектность и исправность всего необходимого оборудования. Эта машина — полноценный поисково-спасательный пост, только на колесах. Здесь есть все, что может понадобиться спасателям.

Фото: портал Москва 24/Антон Великжанин


С любопытством наблюдаем, как наш герой выдвигает различные ящики и ящички, открывает дверцы и люки, пробегает взглядом по оборудованию. Вот автономный генератор электричества, вот световая колонна. Бухты разнокалиберных веревок, шанцевый инструмент, гидрокостюмы, водолазные принадлежности и даже надувная лодка.

"Мы работаем по графику "сутки через трое". И когда заступаем на смену, то первым делом должны принять все оборудование. Мы должны знать, где что лежит, быть уверены, что все исправно. Потому что, когда придет сигнал, у нас будет лишь минута на то, чтобы выдвинуться, и еще три минуты — чтобы найти и спасти человека", — объясняет Виталий.

Фото: портал Москва 24/Антон Великжанин


Поэтому мы не мешаем и терпеливо ходим следом, как варан за буйволом. После машины наступает черед патрульных катеров. Их у причала примостилось три штуки: у всех разное назначение. Например, один наиболее удобен для подводных работ — из-за большой палубы. Другой — легкий, с откидным пологом, на нем хорошо патрулировать акваторию в жаркие дни. У третьего же большая закрытая рубка, которая защитит экипаж от ненастья.

Тут же пришвартованы резиновая моторная лодка и даже гидроцикл. Все водолазное снаряжение, конечно, находится на том катере, с большой палубой. Но в остальных судах есть так называемый "комплект № 1″: маска, трубка и ласты — самый минимум для водолазных работ. Он есть даже на водном мотоцикле.

Но вот осмотр закончен, и мы заходим в станционное здание. Здесь спасатели проводят время, когда оперативная обстановка спокойна. Конечно, тут есть все необходимое: кухня с небольшой столовой, комната отдыха, гардеробная, склад оборудования и других материальных ценностей. Даже свой мини-медпункт! Лекарств, конечно, нет, поскольку в штат этой поисково-спасательной станции не входит медик. Но зато тут много разнокалиберных бинтов и лейкопластырей. Так что, если ненароком поранитесь о сучок где-то неподалеку, — загляните, перевязку вам сделают.

Фото: портал Москва 24/Антон Великжанин


В смену заступают трое: спасатель, спасатель-судоводитель и спасатель-водолаз. А если немного отойти от номенклатуры, то схема выглядит просто: один ведет судно, второй вытаскивает пострадавшего из воды. Третий, если надо, спускается "во недра речные" и достает человека уже оттуда. Кстати, тут мы были приятно удивлены: оказывается, даже если за тобой идет водолаз, это еще не конец.

"Если с момента утопления прошло не более пяти минут, и я успеваю вытащить человека — его еще можно спасти. Прямо в катере мы начинаем делать непрямой массаж сердца и искусственное дыхание. У нас есть "амбушка" (мешок Амбу, приспособление для вентиляции легких — прим. ред.) и специальные салфетки для дыхания "рот-в-рот", — рассказывает наш герой.

Это, конечно, не ужасный, но эффективный "Автопульс". И дефибриллятора у спасателей нет. Все спецоборудование — прерогатива профильных реанимационных бригад скорой помощи. Но тот комплект, что есть в каждом катере, позволит продержаться до подъезда другого героя нашего цикла. Или кого-то из его коллег.

На воде


Но грех отсиживаться на берегу в такую чудесную погоду, тем более что в зоне ответственности ПСС "Татарово" — четырехкилометровая акватория. От пристани спасателей в одну сторону — почти до Живописного моста, и в другую — почти до пристани в Троице-Лыково. То есть полный круг сначала вдоль одного, потом вдоль другого берега — целых восемь километров. В режиме патрулирования малым ходом это занимает около часа.

Фото: портал Москва 24/Антон Великжанин


На пристани получаем спасательные жилеты — непременный атрибут для нахождения на судне! Это как ремень безопасности в автомобиле. Тем более, предупреждают спасатели, это на солнышке жарко, а вода в толще реки еще не прогрелась, и оказавшегося в воде человека может ждать неприятный сюрприз в виде судороги или даже остановки сердца. Изучаю жилет: в комплект входит свисток на веревочке, на корпусе которого азбукой Морзе выбит сигнал SOS. Для тех, кто не помнит: три коротких, три длинных и снова три коротких сигнала. Впрочем, оказавшись в воде, можно просто истерично свистеть и размахивать руками — кто-нибудь обязательно заметит и сообщит спасателям.

В кармане жилета обнаруживаю стопку памяток о безопасном поведении на воде. Вот их-то мы сейчас кому-нибудь и раздадим! А, кстати, кому? Наш герой указывает прямо по курсу — там на фарватер выходит весельная лодка с экипажем из трех человек. Но, присмотревшись получше, понимаю, что экипаж — это в нашем случае, а там просто отец семейства катает свою жену и сына. Все, конечно, без жилетов. Что, как мы уже знаем, — нарушение. Но пропагандистская работа с населением — часть службы спасателя, поэтому догоняем и малым ходом ложимся на параллельный курс.

Фото: портал Москва 24/Антон Великжанин


Спасатель Виталий Корсаков здоровается, представляется и вежливо интересуется, есть ли у отдыхающих жилеты. Отец сообщает, что есть — и тут же демонстрирует три жилета, лежащих на дне лодки. Несмотря на протесты, ребенка тут же одевают в защитное снаряжение, сами же взрослые предпочитают остаться, как есть: в майках и шортах. Ну что же, это их осознанный выбор, а наш герой проводит краткий инструктаж по безопасности, после чего желаем приятного отдыха и продолжаем патрулирование. А я замечаю, как спасатель тайком облегченно выдыхает.

"Я работаю спасателем уже 14 лет. Служба непростая, и за это время я многое повидал. Когда ищешь под водой утопшего — это такой, достаточно тяжелый психологический момент. Но лично для меня тяжелее всего, когда тонет ребенок", — неохотно сознается он.

Поэтому даже этот эпизод можно считать маленькой, но победой. Ведь предотвращать — всегда лучше, чем спасать. И тут уже наметились значительные улучшения. Наш герой замечает, что в последнее время случаев травм на воде становится меньше.

Фото: портал Москва 24/Антон Великжанин


"Сейчас активнее ведутся профилактические беседы в школах, на производстве, с компаниями, которые отдыхают на берегу. Тем не менее, к сожалению, часто можно видеть, что люди не только купаются под запрещающими знаками, но и бравируют этим! Хуже, конечно, только те, кто употребляет алкоголь перед тем, как войти в воду. Это по-прежнему основная причина травматизма и гибели", — говорит Корсаков.

Мы уже писали про главные ошибки купальщика. И, казалось бы, всем с детства говорят: "не зная броду — не суйся в воду!" Однако же каждый сезон находятся те, кто пренебрегает прописными истинами. Зачастую все проходит нормально, но порой такая небрежность слишком дорого обходится. Впрочем, водолаз Виталий Корсаков — не первый наш герой, которому из года в год по долгу службы приходится растолковывать людям очевидные вещи.

Фото: портал Москва 24/Антон Великжанин


К счастью, патрулирование проходит без происшествий. Ну, если не считать одной волны, что накрыла нас с фотографом. Спасатели — ребята опытные, и сами среагировали, и нас предупредили. Мы успели лишь слегка приподняться, чтобы от резкого толчка не вылететь за борт. Что поделать, водное движение здесь достаточно интенсивное: каждый катер, водный мотоцикл или речной трамвайчик порождает волну. Будь мы чуть менее сухопутными — знали бы сами. Впрочем, хвала журналистской удаче — техника не пострадала. А мокрая одежда под знойными солнечными лучами приносила дискомфорт недолго.

На обратном пути к причалу нам попались два купальщика, которые уютному и облагороженному пляжу № 3 Серебряного бора предпочли обычный "дикий" спуск к воде. Спасатели предупредили каждого, что на фарватер заплывать не стоит, убедились, что у граждан все хорошо и продолжили путь. Уже почти у самой станции мы увидели на берегу группу людей... нет, не в полосатых купальниках. А вообще без оных — это тот самый нудистский пляж, который любители единения с природой все собираются покинуть и никак не покинут. Впрочем, правила безопасности они вроде бы соблюдают, поэтому мы лишь тактично отворачиваемся.

Под водой


Виталий Корсаков с детства мечтал о море. Поэтому, достигнув призывного возраста, отправился служить на флот. И уже там, следуя зову "большой воды", взглянул на мир не с поверхности, а из глубины мирового океана. О службе он особо не распространялся по понятным причинам — лишь мечтательная улыбка озаряла лицо. Сказал только, что побывал во многих морях со всех сторон нашей родины. А когда вернулся в обычную жизнь, другого будущего для себя не видел. Поэтому получил квалификацию гражданского водолаза, что с его опытом сделать было не так сложно.

Фото: портал Москва 24/Антон Великжанин


"Трудно сказать, где легче работать: в море или в реке. Везде своя специфика. Например, в море более чистая вода и лучше видимость, но гораздо труднее бороться с волнами. Речное же течение не является для меня существенной проблемой, но вода очень мутная. Например, здесь, в Серебряном бору, иногда бывает нулевая видимость, не помогает даже мощный фонарь. В таких случаях плывешь уже просто на ощупь, тебя ведет то особое чутье, которое развивается у опытного водолаза", — рассказывает наш герой.

Шли годы, сменялись века, техника непрестанно развивалась, но даже сегодня, с новейшим снаряжением, человек все равно чужой в подводном мире. В этой опасной среде водолаз может надеяться лишь на
две вещи: свое чутье и напарника, который стоит на катере и держит водолазный конец. Именно эта веревка — единственная связь между мирами. Это только в фильмах и компьютерных играх водолазы общаются между собой по рации — на деле все несколько сложнее.

Нам обещают показать, как это происходит. И вот, уже на палубе пришвартованного катера, Виталий Корсаков начинает переодеваться для путешествия в соседний мир.

Фото: портал Москва 24/Антон Великжанин


Поскольку вода еще прохладная, он с помощью командира облачается в водолазный костюм сухого типа, или "сухарь". Это полностью герметичный комбинезон, который не пропускает воду. В нем же водолазы погружаются зимой, но тогда для тепла пододевают специальное термобелье. Сейчас же "сухарь" можно носить прямо на штатном комбинезоне. А немного позже, когда вода прогреется достаточно, водолазы будут использовать костюмы мокрого типа.

Наш герой надевает мощные ласты, крепит к ноге водолазный нож в массивных пластиковых ножнах. Его отличают также объемная пластиковая рукоять и резиновая петля на ней, — чтобы не потерять в толще воды.

Фото: портал Москва 24/Антон Великжанин


"Под водой подстерегают разные опасности. Это и водовороты, и всякий мусор, который может повредить костюм или оборудование. Очень много старых рыбацких сетей. Если попадешь в такую — без ножа не обойтись! А если не справишься сам, придется просить помощи. Но зато рыбы не докучают: они любопытные, всегда приходят посмотреть, что я делаю, но тактично держатся в стороне", — объясняет он.

Причем человека в этом чуждом мире стороной обходят как маленькие уклейки и карасики, так и двухметровые сомы, которыми иные купальщики пугают детей. К счастью, в этих широтах нет подводных хищников, которые были бы по-настоящему опасны. А наш герой тем временем размещает на спине семилитровый баллон с кислородом. Это стандартный объем, которого хватает для выполнения рядовых задач. С ним опытный водолаз сможет работать под водой примерно 35-40 минут.

Фото: портал Москва 24/Антон Великжанин


"Конечно, все зависит от задачи. Если ты просто идешь вдоль дна и ищешь какой-то предмет, дышишь ровно, то хватает дольше. Если же ты что-то передвигаешь, пилишь, режешь, прикладываешь иные усилия, то это нагрузка, учащенное сердцебиение и повышенный расход. И, конечно, когда ищешь утонувшего человека или пытаешься его поднять — тут еще и эмоционально тяжелый момент, поэтому воздух расходуется еще быстрее", — добавляет Корсаков, после чего надевает маску и шлепает к краю борта.

Есть такая шутка: "Зачем водолазы курят? Чтобы расходовать меньше кислорода!" Но, конечно, это всего лишь юмор. И для того, чтобы служить спасателем, нужно обладать крепким здоровьем и отменной физической силой. Последняя проверка снаряжения, а я тем временем выполняю ответственное задание. Ставлю на флагшток пристани "Альфу". Это такой бело-синий хвостатый флажок, который в международной морской классификации обозначает букву "А". Видели красивые фото с морских парадов, где корабли увешаны гирляндами разноцветных флагов? Вот это оно.

Фото: портал Москва 24/Антон Великжанин


У этого флага есть еще одно значение. Вывешенный самостоятельно, он говорит: "У меня спущен водолаз! Не приближайтесь и следуйте малым ходом!" В разных странах нормы немного отличаются, но суть примерно одна: судам нельзя подходить к этому флагу где-то на 60 метров, а водолаз не должен уходить от него дальше, чем на 30 метров. Как он определит под водой расстояние до флага? В этом ему поможет напарник.

Наш герой спускается в пучину вод под любопытные взгляды вездесущих уток. И, наверное, не менее вездесущих карасей, но мы их не видим с пирса. А командир тем временем объясняет основы общения. Между собой водолазы переговариваются знаками. А чтобы сообщить что-то на
поверхность, используют водолазный конец. Например, задать вопрос "У тебя все хорошо?" можно, один раз дернув конец. И если в ответ он дернется тоже один раз, значит — "Да, у меня все в порядке". Дважды дернув конец, напарник говорит: "Проверь запас воздуха!" Водолаз дважды дергает: "Проверил, все в норме!" И так далее.

Фото: портал Москва 24/Антон Великжанин


Также, с другой стороны: если водолаз хочет узнать, не изменилось ли что-то в его задаче, он дернет конец один раз. Один рывок в ответ: "Продолжай работать". В общем, принцип прост: в норме количество рывков ответа должно равняться количеству рывков вопроса. Если же водолаз попал в беду и нуждается в помощи, он должен быстро и нервно дернуть конец более четырех раз подряд. Тогда напарник будет экипироваться, чтобы пойти за ним. Кстати, именно поэтому для водолазных работ в лодке должны быть трое. Соответственно, если водолаза нужно срочно вернуть, с поверхности конец дергают резко и нервно более четырех раз подряд.

Фото: портал Москва 24/Антон Великжанин


Пока Виталий возвращается в мир людей и осторожно карабкается в громоздком снаряжении по лестнице на причал, мы с интересом наблюдаем за его напарником. Тот отработанными ловкими движениями плетет из водолазного конца затейливую и любопытную бахрому. Заметив наши взгляды, поясняет, что это — Бесконечный узел. Всего лишь удобный способ хранить бухту веревки: связанная таким образом, она никогда не запутается и будет лежать аккуратной кучкой. А при необходимости ее можно очень быстро развязать, ведь этот узел распускается, стоит лишь потянуть за конец.

Фото: портал Москва 24/Антон Великжанин


Мы с Антоном повидали много интересных и необычных профессионалов. И у всех были какие-то свои негласные правила или ритуалы. Например, пилоты санитарных вертолетов никогда не летают в тринадцатый вылет, у них это называется "после двенадцатого". Офицер мотобатальона ДПС следит, чтобы шлем ни при каких условиях не касался асфальта. А поездные бригады "Аэроэкспресса" не обсуждают на маршруте рабочие проблемы коллег. Как ни странно, у водолазов ничего такого не обнаружилось.

"На этой работе ты должен быть уверен в своих силах. Но, прежде всего, ты должен верить в своего напарника. Потому что, когда ты под водой, именно в его руках находится твоя жизнь. Как и жизнь того, за кем ты спускаешься", — улыбается спасатель 1 класса и водолаз 6 разряда.

Сегодня он прямо на наших глазах вышел сухим из воды. И это говорит о том, что нет ничего невозможного в нашем мире, а есть много необычных профессий. Мы с фотографом уже достаточно обсохли и теперь продолжим путь, чтобы найти еще больше интересных профессионалов и познакомить вас с ними.

Микроавтобус спасателей подвез нас до метро. До редакции путь приличный — прислонюсь, пожалуй, к поручню и немного вздремну, представляя, как невидимый за дверью кабины машинист метро напевает свою веселую песенку! Надеюсь, Антон не забудет меня, когда соберется выходить.

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

закрыть
Яндекс.Метрика