Новости

Новости

Главная / Истории /

Юрист Хмелевской: клиентам салонов красоты грозит срок за неоплаченные услуги

Бьюти-обман: почему декабрь стал месяцем "потребительского террора" в салонах красоты

Российские работники бьюти-индустрии потеряли более 60% выручки в декабре 2025 года по сравнению с аналогичным периодом 2024-го из-за клиентов: по данным СМИ, одна из причин заключается в том, что многие девушки уходят из салонов, не оплатив услуги. Какие еще схемы придумывают недобросовестные потребители бьюти-услуг и как мастерам обезопасить себя, разбиралась Москва 24.

"Начали потихонечку экономить"

Фото: depositphotos/nd3000

В преддверии нового, 2026 года представители бьюти-индустрии столкнулись не с ожидаемым ростом выручки, а с волной обмана со стороны клиентов. В декабре 2025-го доходы многих мастеров упали более чем на 60% по сравнению с аналогичным периодом 2024-го в том числе из-за регулярных афер, передал телеграм-канал Baza.

По данным СМИ, вместо оплаты услуг клиенты применяют разные схемы: устраивают скандалы и угрожают судом, переводят неполную сумму, просто сбегают из салона после процедуры или обещают оплатить позже и пропадают. Чаще всего от таких действий страдают мастера маникюра, окрашивания и наращивания волос, утверждает издание.

Ситуацию усугубляет общее снижение спроса: многие клиентки в целях экономии вообще отказываются от услуг или выполняют процедуры самостоятельно, добавил телеграм-канал.

Юрист Денис Хмелевской предупредил в разговоре с Москвой 24, что недобросовестное поведение клиентов является противоправным и прямо запрещено законом.

"Если стоимость причиненного ущерба превышает 2,5 тысячи рублей, это квалифицируется как уголовное преступление по статье о мошенничестве (159 УК РФ) или краже (158 УК РФ). В первом случае наказание может варьироваться от штрафа до 120 тысяч рублей до лишения свободы на срок до 2 лет, а во втором – от штрафа в размере до 80 тысяч до лишения свободы на срок до 2 лет", – отметил эксперт.

Если стоимость услуги меньше 2,5 тысячи, клиенту грозит административная ответственность по статье о мелком хищении (7.27 КоАП РФ). В таком случае наказание варьируется начиная от штрафа до пятикратной стоимости украденного или (в зависимости от суммы) не менее 1–3 тысяч рублей, заканчивая обязательными работами от 50 до 120 часов.

В случае когда человек повторно совершает аналогичное правонарушение после привлечения к административной ответственности, это также может повлечь уголовное наказание, подчеркнул юрист.

При этом, даже если мастер работает неофициально, без оформления чеков, он также имеет право обратиться в полицию.

"Налоговая дисциплина и оформление гражданских правоотношений – это отдельный вопрос. Сам факт оказания услуги порождает правовые последствия и, если в отношении мастера совершено преступление, он обладает правом на защиту независимо от того, как были оформлены финансовые взаимоотношения", – пояснил эксперт.

"Право на защиту"

Фото: Москва 24/Антон Великжанин

Чтобы противодействовать потребительскому экстремизму, предпринимателям необходимо следовать нескольким мерам, сказал Денис Хмелевской.

Во-первых, обязательно обращаться в полицию по каждому противоправному случаю. Все это фиксируется и может стать основанием для возбуждения уголовного дела.
Денис Хмелевской
юрист

Во-вторых, важно выстраивать бизнес-процессы так, чтобы личность клиента была верифицирована. Например, запрашивать номер телефона и ФИО при записи или заводить клиентскую карту. Когда посетитель понимает, что его личность установлена, это существенно снижает риски недобросовестного поведения, отметил юрист.

В-третьих, следует устанавливать видеокамеры с хорошим разрешением в зоне оказания услуг, предварительно уведомив об этом клиентов. Это поможет зафиксировать лицо нарушителя.

Кроме того, в инструкциях для мастеров и администраторов должно быть четко прописано правило об обязательном обращении в правоохранительные органы с указанием всех обстоятельств и данных клиента, добавил эксперт.

В целом тема потребительского терроризма не нова, подчеркнул основатель и президент сети салонов красоты Игорь Стоянов. По его словам, у нее есть две основные причины.

"Первая – недобросовестные действия конкурентов или бывших сотрудников, которые, например, могут массово записываться на услуги с разных номеров, чтобы создать искусственные простои в салоне", – сказал он в разговоре с Москвой 24.

Вторая причина связана с самими клиентами: в конце года многие болеют, сталкиваются с финансовыми трудностями, пробками или просто не считают нужным предупредить об отмене, полагая, что салон должен самостоятельно отслеживать их визиты.
Игорь Стоянов
основатель и президент сети салонов красоты

По словам эксперта, для минимизации таких ситуаций необходима системная работа. Она включает в себя регулярный прозвон клиентской базы, напоминания о записи, рассылки и персонализированное обслуживание постоянных клиентов.

"Также помогает внедрение платного бронирования или подтверждение визита предоплатой. Многие салоны практикуют систему скидок за предоплату услуг на несколько процедур вперед или покупку абонементов и сертификатов, что повышает вероятность визита клиента", – объяснил он.

Для подтверждения процедуры чаще всего устанавливается несколько уровней: например, напоминание за три дня до визита, за день и за три часа, пояснил Стоянов.

Если клиент не подтвердил запись в установленные сроки, салон вправе отменить ее, освободив время для других. Конкретные временные рамки каждый определяет самостоятельно, исходя из своей политики и специфики работы, заключил эксперт.

АО «Москва Медиа» использует cookie-файлы и обрабатывает персональные данные. Это улучшает работу сайта и взаимодействие с ним. Подтвердите ваше согласие, нажав кнопу Ок

OK
закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл
закрыть
Яндекс.Метрика