Москва 24

03 февраля, 2018

"Потребительский экстремизм". Онлайн-продавцы расширяют войну с покупателями

Поделиться в социальных сетях:

Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ), объединяющая 20 крупнейших отечественных интернет-магазинов, расширяет войну с российскими потребителями, которые мешают участникам АКИТ обогащаться. Несколько дней назад ассоциация потребовала ограничить ввоз смартфонов в Россию частными лицами, а теперь просит у Роспотребнадзора защиты от "потребительского экстремизма".

Фото: depositphotos/Kzenon

Члены АКИТ направили главе Роспотребнадзора Анне Поповой письмо, в котором утверждают, что покупатели используют законодательство о защите прав потребителей, чтобы получать выгоду за счет интернет-магазинов. Дело в том, что по решению пленума Верховного суда РФ от 28 июня 2012 года потребителю в случае взыскания через суд денежных средств с продавца за некачественный товар полагается дополнительная денежная компенсация в размере 50% от удовлетворенных требований. При этом такой штраф суд взыскивает автоматически, даже если потребитель не предъявлял подобного требования.

Кроме того, статья 23 закона "О защите прав потребителей" устанавливает, что если продавец не вернул покупателю деньги за некачественный товар в течение десяти дней, то за каждый день просрочки он должен уплачивать потребителю неустойку в размере 1% цены товара.

Если продавец не вернул покупателю деньги за некачественный товар в течение 10 дней, то за каждый день просрочки он должен уплачивать потребителю неустойку в размере 1% цены товара.

АКИТ утверждает, что "недобросовестные потребители используют указанные нормативные требования для своего обогащения". Зловредные россияне, обнаружив, что продавец подсунул им некачественный товар, не устраивают разборки с онлайн-магазином, а сразу обращаются в суд.

Мало того, после удовлетворения судом искового заявления "потребитель игнорирует общение с магазином, намеренно затягивая сроки возврата денежных средств", чтобы увеличить размер положенной неустойки. "В некоторых случаях потребителю удавалось получить неустойку в размере 300% цены товара", − жалуется АКИТ.

В связи с этим ассоциация просит Роспотребнадзор инициировать внесение изменений в законодательство, "а именно обязать ответчика выплачивать денежную компенсацию и неустойку в полном объеме в пользу государства".

Про эскроу слышали?


Фото: depositphotos/wabeno

В развитых странах все проблемы между онлайн-продавцом и покупателями, связанные с покупкой некачественных товаров, решаются через механизм эскроу − использование специального посредника, который удерживает у себя платеж до тех пор, пока покупатель не подтвердит, что он получил товар в нужном количестве и надлежащего качества.

Если кто-то из участников сделки не выполнит свои обязательства, то эскроу-агент вернет деньги покупателю, а товар вернется продавцу. При этом просто не возникает необходимости в судебном разбирательстве и связанных с ним дополнительных штрафах и неустойках.

Если кто-то из участников сделки не выполнит свои обязательства, то эскроу-агент вернет деньги покупателю, а товар вернется продавцу. При этом просто не возникает необходимости в судебном разбирательстве.

Крупные онлайн-магазины обычно создают собственный эскроу-сервис. Например, Alibaba создал лицензированный онлайн-сервис escrow.com., который защищает покупателей площадки от недобросовестности продавцов. Внутри систем PayPal и WebMoney также реализована услуга эскроу.

В России сервис безопасной доставки товаров, то есть тот же эскроу, запустила площадка "Юла", аналогичный механизм имеется у “Яндекс.Маркет”. Действует в нашей стране и ряд независимых эскроу-сервисов, самым старым и известным из которых является Safecrow.

Казалось бы, членам АКИТ надо просто создать свой эскроу-сервис или на худой конец воспользоваться услугами сторонней компании, и проблема с "потребительским экстремизмом" будет решена. Но вместо этого ассоциация фактически предлагает чиновникам: а давайте мы будем платить компенсацию не обманутому покупателю, а бюджету!

Смартфон по реестру


Фото: depositphotos/tatsianama

Что рассчитывает получить АКИТ в обмен на щедрость по отношению к бюджету за счет своих же покупателей? Очевидно, поддержку в конкуренции с иностранными продавцами, ведь вся активность членов ассоциации направлена на то, чтобы россияне могли покупать зарубежные товары только в их магазинах.

На прошлой неделе АКИТ опубликовала концепцию регулирования в России мобильных устройств по IMEI-номерам, которая предполагает блокирование нелегально ввезенных в Россию смартфонов и планшетов. Ассоциация предложила создать национальный реестр IMEI-кодов, который будет разделен на белый, серый и черный списки.

В состав белого списка предлагается включать коды, разрешенные к ввозу и использованию, в серый попадут неуникальные IMEI, временно не запрещенные к использованию, а черный составят запрещенные к использованию IMEI украденных или ввезенных незаконно устройств.

Бесплатно можно будет ввезти не более одного устройства в год. При ввозе второго владельцу придется заплатить сбор в размере 20 долларов, а каждого последующего − 30 долларов.

Устройства из черного списка АКИТ предлагает блокировать. Серый список нужен для решения проблемы дублирования номеров IMEI: чтобы перевести устройство с неуникальным номером в белый список, пользователю придется предъявить в офисе оператора связи доказательства его легальной покупки.

При ввозе смартфонов и планшетов для личного пользования россиянам придется регистрировать их в реестре. Главное в предложении то, что бесплатно можно будет ввезти не более одного устройства в год. При ввозе второго владельцу придется заплатить сбор в размере 20 долларов, а каждого последующего − 30 долларов. Незарегистрированные устройства автоматически окажутся в черном списке.

По оценкам АКИТ, сейчас доля устройств с отсутствующими IMEI-кодами в России оценивается примерно в 15%, то есть около 10 миллионов штук. Чаще всего эта проблема встречается у китайских марок — DJI, Meizu, VIVO, Xiaomi. Другими словами, в случае реализации этой идеи серьезные проблемы возникнут у AliExpress (эту площадку члены АКИТ считают своим главным врагом). Президент ассоциации Алексей Федоров в одном из интервью прямо заявил, что, покупая товары на AliExpress, россияне "по сути, совершают кражу" у компаний – членов АКИТ.

За счет потребителя


Фото: YAY/ТАСС

Ассоциация компаний интернет-торговли является главным лоббистом ограничения доступа россиян к зарубежным интернет-магазинам. Основные требования АКИТ – отмена беспошлинного ввоза товаров для личного пользования и обложение пошлинами всех товарных посылок из-за рубежа. "Я считаю, что за любые посылки нужно брать налоги, потому что иначе они подрывают экономическую мощь Российской Федерации, – заявлял Федоров в прошлогоднем интервью "Секрету фирмы". – Пошлина должна быть в районе пяти долларов − столько нужно взимать с логистов за ввоз любой посылки независимо от ее стоимости".

За последние три года АКИТ инициировала немало инициатив, осложняющих жизнь клиентам зарубежных интернет-площадок, например вскрытие 5% зарубежных посылок на почте, чтобы искать в них "контрафакт". Эту инициативу не поддержала таможенная служба, резонно посчитав, что "углубленный досмотр потребует дополнительных затрат и увеличит сроки оформления".

"За любые посылки нужно брать налоги, потому что иначе они подрывают экономическую мощь Российской Федерации".

АКИТ также постоянно выступает за повышение пошлины на ввоз импортной электроники. Еще одна любимая идея членов ассоциации – заставить зарубежные интернет-площадки платить российский НДС. В июле прошлого года Владимир Путин поручил нескольким ведомствам разработать соответствующие изменения в законодательстве. АКИТ в свою очередь выступила с предложением на время подготовки законопроектов заблокировать сайты иностранных онлайн-магазинов, которые не захотят платить российский НДС.

22 сентября президент АКИТ Федоров выступил с апокалиптическим прогнозом, что в 2020 году российский рынок интернет-торговли в сегменте небольшой электроники, одежды и обуви может прекратить свое существование. Причинами катастрофы названы рост китайских площадок и эффективная работа "Почты России".

По заверениям АКИТ, единственное, что может спасти отечественные интернет-магазины, – это введение налогов для иностранных интернет-магазинов и пошлин на товарные посылки из-за рубежа. То, что в результате пострадают простые россияне, членов ассоциации не волнует.



Рубченко Максим

Поделиться в социальных сетях:

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

Следите за новостями:

Больше не показывать
Яндекс.Метрика