Москва 24

11 октября, 2017

Налогом и пошлиной. Как россиян отучат от зарубежных интернет-магазинов

Поделиться в социальных сетях:

Снижение с 1 июля 2018 года нормы беспошлинного ввоза товаров для личных целей в пятьдесят раз – с сегодняшних 1000 евро до 20 евро – становится все реальнее.

Фото: ТАСС

Министр экономического развития России Максим Орешкин поддержал идею снижения порога беспошлинного ввоза интернет-товаров в Россию. "Важно понимать, что условия для производителей в России и других странах должны быть, конечно, одинаковые для того, чтобы была справедливая конкуренция. Разница налогообложения искажает эту историю", – заявил он журналистам.

Орешкин обратил внимание на то, что в других странах "все зарегулировано и все облагается серьезно налогами". "Поэтому я здесь полностью поддерживаю историю, связанную с выравниванием условий налогообложения", – сказал глава МЭР.

Снижение с 1 июля 2018 года нормы беспошлинного ввоза товаров для личных целей в пятьдесят раз – с сегодняшних 1000 евро до 20 евро – предусмотрено проектом федерального бюджета на 2018-2020 годы. При этом если сейчас порог стоимости установлен для человека, то новый, в 20 евро, будет применяться к стоимости посылки. Проект закона одобрен правительством и направлен в Госдуму, которая планирует принять документ в первом чтении 27 октября.

Как следует из проекта федерального бюджета, норма вступит в действие с 1 июля 2018 года. По расчетам правительства это может принести бюджету до 30 млрд рублей дополнительных доходов уже в 2018 году, а в 2019 году – 60 млрд рублей. Для сравнения: в текущем году пошлины на сверхнормативный ввоз товаров дадут бюджету в сорок раз меньше – около 1,6 млрд рублей.

Выгодно радикальное снижение нормы беспошлинного ввоза и для российских интернет-магазинов. Впрочем, президент российской Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Алексей Федоров не считает планируемое снижение радикальным. "Оно было бы таким, если бы лимит стал нулевым, как в Европе, – заявил он в комментарии "Коммерсанту". – Но 20 евро – это вариант, при котором большинство посылок будет все равно проходить беспошлинно, потому что даже после всех курсовых передряг средняя стоимость посылки с AliExpress составляет около 700 рублей. Новая норма означает сумму более 1,3 тыс. рублей, а это означает, что не менее 60% посылок будет проходить под порогом".

"Я считаю, что за любые посылки нужно брать налоги, потому что иначе они подрывают экономическую мощь Российской Федерации".

Отметим, что АКИТ, объединяющая двадцать крупнейших отечественных интернет-магазинов, является главным лоббистом ограничения доступа россиян к зарубежным интернет-магазинам. Тот же Федоров в одном из интервью прямо заявил, что, покупая товары на Aliexpress, россияне "по сути, совершают кражу" у компаний – членов АКИТ. И требовал обложения пошлинами вообще всех товарных посылок независимо от из стоимости. "Я считаю, что за любые посылки нужно брать налоги, потому что иначе они подрывают экономическую мощь Российской Федерации, – заявлял он в прошлогоднем интервью "Секрету фирмы". – Нужно думать не о пороге, а о пошлине, и пошлина должна быть в районе пяти долларов. Столько нужно взимать с логистов за ввоз любой посылки независимо от ее стоимости".

За последние три года АКИТ инициировала немало инициатив, осложняющих жизнь клиентам зарубежных интернет-площадок. Например, вскрытие 5% зарубежных посылок на почте, чтобы искать в них "контрафакт". Эту инициативу не поддержала таможенная служба, резонно посчитав, что "углубленный досмотр потребует дополнительных затрат и увеличит сроки оформления".

АКИТ также постоянно выступает за повышение пошлины на ввоз импортной электроники. Еще одна любимая идея членов ассоциации – заставить зарубежные интернет-площадки платить российский НДС. В июле Владимир Путин поручил нескольким ведомствам разработать соответствующие изменения в законодательстве. Пока законопроекты готовятся, АКИТ выступила с предложением блокировать сайты иностранных онлайн-магазинов, которые не захотят платить российский НДС.

А 22 сентября президент АКИТ Федоров выступил с апокалиптическим прогнозом, что в 2020 году российский рынок интернет-торговли в сегменте небольшой электроники, одежды и обуви может прекратить свое существование. Причинами катастрофы названы рост китайских площадок и – неожиданно – эффективную работу "Почты России". По заверениям АКИТ, единственное, что может спасти отечественные интернет-магазины, – это введение налогов для иностранных интернет-магазинов и пошлин на товарные посылки из-за рубежа.

Понятно, что при реализации идей АКИТ пострадают в первую очередь российские-граждане – клиенты зарубежных онлайн-магазинов. При новом пороге беспошлинного ввоза под обложение попадает вся номенклатура товаров высокого качества – от одежды до электроники. "Цены в ритейле, как у онлайн, так и офлайн, могут значительно вырасти без добавления ценности потребителю, – предупреждает глава eBay в России Илья Кретов. – У иностранных продавцов будет выбор: поднимать цены на выше, чем на 15%, чтобы компенсировать размер дополнительного налога и связанные с этим операционные издержки, или закрыть Россию для продаж. Во втором случае, получив монополию на тот или иной товар внутри страны из-за ухода иностранных конкурентов, российский ритейл (и не только онлайн) сможет еще больше поднять цену".

Налоговый контроль может потребовать вскрытия всех посылок на почте, что потребует дополнительных расходов, которые будут включаться в стоимость посылки.

Налоговый контроль может потребовать вскрытия всех посылок на почте, что потребует дополнительных расходов, которые будут включаться в стоимость посылки. Время таможенного оформления тоже резко увеличится, о чем уже предупреждали таможенники.

Кроме того, существенно сократится ассортимент товаров, поставляемых в нашу страну, – иностранные продавцы просто могут решить, что работать с Россией им невыгодно. Тем более что российский рынок интернет-продаж занимает лишь 0,7% от мирового, и ломать систему ради этих долей процента мало кто готов.

А вот вопрос о том, кто выиграет от новых правил, гораздо сложнее. Очень сомнительно, что бюджет получит те деньги, на которые рассчитывает Минфин. Во-первых, как показывает зарубежный опыт, налоговое администрирование трансграничной торговли требует больше расходов, чем удается собрать пошлин . Во всяком случае еще ни одному государству, пытающемуся облагать пошлинами частные покупки в зарубежных онлайн-магазинах, не удалось выйти в плюс.

Онлайн-ритейлер eBay и британская аудиторско-консалтинговая компания EY подсчитали, что после введения НДС для иностранных интернет-магазинов бюджет России будет терять до 34,6 млрд рублей в год. Авторы исследования взяли статистику за 2016 год, когда иностранные магазины отправили в Россию 233 млн посылок со средней стоимостью 1295 рублей. И подсчитали, во сколько обошлось бы администрирование НДС для этого числа отправлений. По оценкам аналитиков, расходы на администрирование составили бы 77,8-88,9 млрд рублей, а поступления в бюджет от НДС – лишь 54,3 млрд рублей.

Кроме того, неизбежны проблемы с нашими зарубежными партнерами. Дело в том, что в прошлом году страны Евразийского экономического союза договорились снизить лимит беспошлинной торговли в 2018 году до 500 евро, а в 2019-м – до 200 евро. Одностороннее снижение Россией лимита до 20 евро уже с 1 июля 2018 года вряд ли будет воспринято с восторгом.

Что же касается АКИТ, то выгоды ее участников еще более туманны. Во-первых, даже после снижения беспошлинного лимита покупать товары в иностранных магазинах все равно будет выгоднее, чем в российских. И сейчас множество покупок превышает лимит в 1000 евро, так что россиянам приходится платить пошлину в 30% от суммы превышения лимита. Это очень ощутимо для покупателя, но все равно ниже уровня наценки в отечественных магазинах.

Даже после снижения беспошлинного лимита покупать товары в иностранных магазинах будет выгоднее, чем в российских.

Во-вторых, надежды АКИТ на то, что новые ограничения отпугнут зарубежные интернет-магазины от российского рынка, полностью провалились. В октябре в России начинает работу китайская интернет-площадка Tmall – один из лидеров онлайн-торговли в Китае и обладатель 14-го места в списке самых популярных интернет-ресурсов в мире.

Теперь китайцы смогут не только продавать в России дешевые товары, но и занять нишу среднего и более высоких ценовых сегментов, включая люксовые направления.

Достаточно отметить, что три четверти потребительских брендов из рейтинга самых дорогих брендов по версии журнала Forbes сотрудничают с Tmall. Основной рост показателей площадки обеспечивают продажи товаров из категорий «одежда» и «бытовая техника» – то есть те, которые станет невыгодно покупать на зарубежных площадках из-за снижения беспошлинного лимита.

Tmall будет находиться в российской юрисдикции и продавать товары крупных производителей с российского склада. То есть на него новые ограничения распространяться не будут. Так что теперь членам АКИТ придется доказывать, что они способны конкурировать с зарубежными коллегами в едином правовом поле. Посмотрим, как это у них получится.



Рубченко Максим

Поделиться в социальных сетях:

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

Следите за новостями:

Больше не показывать
Яндекс.Метрика