Москва 24

Наземный транспорт

31 июля, 2013

От первых троллейбусов до скоростных трамваев: 55 лет "Мосгортрансу"

Конка в Москве. Фото: ИТАР-ТАСС

"Мосгортранс" празднует свой юбилей. В среду, 31 июля, крупнейшему в России оператору городских пассажирских перевозок исполняется 55 лет.

История наземного транспорта

История городского наземного транспорта насчитывает почти два века. Первым общественным средством передвижения по Москве была линейка – повозка, в центре которой стояло две скамьи, так что пассажиры линейки ехали спиной к спине.

Кстати, уже на этой небольшой повозке были свои кондукторы, но использовался их труд только потому, что пьющие извозчики были крайне ненадежными в плане сбора и хранения денег. Этот факт вынуждал владельцев линеек быть более осмотрительными в подборе персонала. Обслуживали все конные транспортные средства только мужчины.


Чуть позже появился конный трамвай, в народе именующийся просто конкой, - длинная многоместная карета, разновидность омнибуса, так же как и линейка, двигающаяся с помощью лошадей, но уже по рельсам. Первый маршрут конки, открытый в 1872 году, пролегал от Иверских ворот (Площадь Революции) до Белорусско-Балтийского вокзала.

В конце века конку заменили механические трамваи, что было очень кстати в период Первой мировой войны - время острой нехватки лошадей. Другие транспортные средства: автобусы и троллейбусы - появились в России уже после революции, тогда же общественный транспорт попал под полный контроль государства. Первый автобус был запущен в 1924 году, а движение столичного троллейбуса открылось 15 сентября 1933 года

Первые автобусы на улицах Москвы. Фото: ИТАР-ТАСС


Создание "Мосгортранса": весь наземный транспорт в одни руки

У каждого вида транспорта было свое управление, но более полувека назад все они были объединены в один производственно-технических комплекс.

31 июля 1958 года можно считать датой рождения "Мосгортранса". В этот день Мосгорисполком вынес решение о создании "Управления пассажирского транспорта" (УПТМ), наследником которого и является компания "Мосгортранс".

Уже через два года после объединения "УПТМ" перевозило около трех миллионов пассажиров. В это время в состав управления входило 8 трамвайных депо, 4 троллейбусных и 7 автобусных парков, общее количество транспорта достигало 5 800 единиц (1 776 вагонов трамвая, 1 360 троллейбусов и 2 665 автобусов).

Начиная с 90-х годов прошлого века в структуре "Мосгортранса" произошел ряд изменений. "Управление" было переименовано в "Комитет пассажирского транспорта", в ведение которого попало маршрутное такси, но менее чем через год после реформы "Комитет" был ликвидирован, и легковой транспорт из его состава выпал. На базе оставшегося объединения была создана муниципальная компания "Мосгортранс".

Позже компания из муниципальной превратилась в государственную. В ее состав вошли 62 предприятия. 21 ноября 2001 года постановлением Правительства Москвы государственная компания "Мосгортранс" была переименована в государственное унитарное предприятие "Мосгортранс".

"Мосгортранс" сегодня

Современные реформы "Мосгортранса" более нацелены на повышение качества перевозок, нежели на изменение структуры предприятия. В текущем году планируется запуск системы, которая поможет пассажирам отслеживать транспорт по всему маршруту. Работать она будет с помощью приложений, созданных для мобильных телефонов и планшетов.

Для пассажиров, вынужденных пользоваться сразу несколькими видами транспорта, установят информационные дисплеи на остановках у метро. Они будут показывать время прибытия ближайшего автобуса. Первые подобные табло уже работают на станциях "Ясенево" и "Планерная".

Изменятся и условия ожидания наземного транспорта. Этой зимой в Москве появятся теплые остановочные комплексы. Первые остановки, оборудованные обогревателями уже можно увидеть в Щукино.

Чтобы облегчить подъезд общественного транспорта, в центре города поставят экспериментальные антикарманы. На Пятницкой улице планируется создать несколько остановок, выступающих на проезжую часть. Такие конструкции, часто использующиеся в Европе, не позволяют парковаться автомобилям прямо напротив стоянки и обеспечивают подъезд общественного транспорта по прямой линии.

Фото: ИТАР-ТАСС

По инициативе "Мосгортранса" и московского департамента транспорта будет расширена маршрутная сеть города. Вскоре на московских дорогах появятся низкопольные автобусы, заменяющие традиционные маршрутки. Отличительной чертой таких автобусов станет система "ГЛОНАСС", с помощью которой можно будет сократить время ожидания транспорта в часы пик.

Также планируется запуск ночных автобусов, которые год назад уже появились Санкт-Петербурге. Предполагается, что в столице будет ходить не менее двенадцати транспортных единиц, по количеству линий метро, от центра до периферии города.

Раиса Ханукаева

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

Следите за новостями:

Больше не показывать
Яндекс.Метрика