Новости

Новости

30 августа 2016, 19:21

Культура

Как понимать уличное искусство: инструкции от художников "Артмоссферы"

30 августа в ЦВЗ "Манеж" открылся главный проект II Биеннале уличного искусства "Артмоссфера", где представлены 26 российских и 42 иностранных художника. Многие из них специально приехали в Москву, чтобы создать свои арт-объекты прямо в пространстве выставки. Корреспондент m24.ru Кинякина Екатерина поговорила с ними о смыслах уличного искусства.

Фото: m24.ru/Владимир Яроцкий

Главным событием II Биеннале уличного искусства "Артмоссфера" стала грандиозная по своим масштабам коллективная выставка в ЦВЗ "Манеж". "В этом году мы пригласили к участию институции, галереи и независимых экспертов, чьи взгляды сфокусированы на уличном искусстве. Каждый из 11-ти кураторов основного проекта представит тот пласт уличного искусства, с которым работает и считает интересным для показа," – говорит Сабина Чагина, куратор творческого объединения "Артмоссфера", со-организатор Биеннале. Выставка продлится до 9 сентября. О том, что можно будет увидеть в Манеже в ближайшие десять дней, рассказывают сами художники.

Юлия Ванифатьева, проект Pink Power, Москва

В рамках биеннале я представляю проект Pink Power Muse со слоганом Power of your Inspiration. Обычно искусство поднимает какие-то проблемы, но я не хочу этого делать. Я хочу вдохновлять и мотивировать людей – отсюда и появился слоган. Сам проект состоит из портретов древнегреческих муз, переосмысленных на современный лад, каждый из них написан с реального человека из моего окружения, в свое время вдохновившего меня своими действиями или мировоззрением. Так как это выставка уличного искусства, я решила использовать покрышки в своих работах. Мой проект строится на контрастах, и он достаточно жесткий, несмотря на то что розовый цвет воспринимается как наивный и сентиментальный.

Фото: m24.ru/Владимир Яроцкий

Обычно я работаю в заброшенных домах, и считаю, что это для меня идеальный формат и единственная удобная для меня поверхность. Тут можно спокойно заниматься живописью. В рамках Биеннале я представлю еще и видео, небольшой документальный фильм, где об этом будет подробно рассказано.

Проектом Pink Power я занимаюсь уже года три, но основное мое место работы – ЦУМ, где я оформляю витрины. Несколько лет назад я пошла учить в Британскую Высшую Школу Дизайна, на курсе арт-директоров, после чего поняла, что мне важно делать и самостоятельные проекты.

Полина Борисова, куратор проекта Паши 183

Фото: m24.ru/Владимир Яроцкий

Когда пошла речь о второй биеннале уличного искусства, то я предложила кураторам на выбор несколько проектов. Проект "Взгляд" был осуществлен Пашей в 2011 году в городе Выкса в рамках фестиваля новой культуры "Арт-Овраг". Это было в апреле, а в мае, к сожалению, работу уничтожили. Она подходила под заданную тему "Невидимая стена", потому что изображение возникало лишь при взгляде с одной точки. Изначально была идея сделать реконструкцию работы, но в ходе обсуждения с кураторами мы решили, что это будет не очень хорошо смотреться в зале и сейчас ищем место в городе, чтобы сделать полномасштабную реконструкцию в бетоне. Здесь же в рамках основного проекта мы представили документацию этого арт-объекта и документацию перформанса "Улетающее время", когда Паша вместе с волонтерами запускали 100 китайских фонариков. На биеннале мы представили фотографии, сделанные самим Пашей и другим уличным художником Никитой Номерзом – это портрет Паши и момент уничтожения "Невидимой стены".

Стас Багс, Санкт-Петербург

Фото: m24.ru/Владимир Яроцкий

Последнее время я все больше делаю инсталляции и объекты, а раньше занимался граффити. У меня даже было небольшое объединение друзей дизайнеров и художников, которое называлось Milk&Vodka. Специально для Биеннале я сделал работу “Стойкое отсутствие мироощущения”. Это будет ствол дерева, наполовину настоящий, а на половину замененный силиконовой формой. Это будет тактильная скульптура: зритель сможет ее потрогать, и она будет иметь температуру тела человека во время болезни, то есть примерно 40 градусов. Все мое искусство о том, как чувствует себя зритель в созданной мною атмосфере. На одной стене будет нарисована бедренная кость, а на другой – холсты, на которых не будет ничего изображено – просто цвет красный желтый синий зеленый. И я думаю, что зрителю самому будет интересно сюда подойти и что-то понять для себя. Я никогда не делаю каких-то комментариев - что это и для чего. Я просто реализовал то, что у меня в голове. Бедренная кость вообще часто встречается в моем творчестве.

Арт-группа “Злые”, Екатеринбург

Фото: m24.ru/Владимир Яроцкий

Наш проект представляет собой забор из жести, на котором будет написано “Нет никаких железных правил”, а внутри лабиринта каждый сможет нарисовать все, что хочет. Работа отражает лабиринты из тегов и граффити, в которых мы находимся. А выбраться оттуда можно используя нестандартное творческое мышление. В последнее время мы начали активно работать с металлом, протыкая его ножом, шилом, заточкой, то есть очень по уличному. Получается мы создаем пустоту в металле, который вообще-то ассоциируется с вечным. Мы же из Екатеринбурга, то есть с Урала, где добывают металл. Мы так отражаем свой родной край. А помимо металла мы работаем со светом и иллюзиями, и делаем видео игры, которые проецируются на фасады. Например, у нас есть тетрис из кондиционеров.

Nespoon, Польша

Фото: m24.ru/Владимир Яроцкий

Моя работа называет “Прекариат”. Она была сделана два года назад, но выставляю я ее впервые, потому что она может быть выставлена только здесь, в России. Прекариат – это новый экономический класс, слабый и незащищенный от кризисов. Это в основном фрилансеры, то есть люди, у которых нет ни социальных, ни эконочиеских гарантий, и при этом они являются основным двигателем “ничего”, то есть всех революций, которые не имеют никаких результатов. Эта скульптура стала аллюзией на “Рабочего и колхозницу” Веры Мухиной и Бориса Иофана. На стену будет приклеен фон с изображением этой скульптуры, как олицетворения пролетариата, который менял мир и строил новое будущее.

Ma Ce Ca (CT), Италия

Фото: m24.ru/Владимир Яроцкий

Я закончил Академию художеств в Турине и в своих работах пытаюсь переосмыслить теги уличного искусства. Изначально я хотел сделать работу, которая перекликалась бы своим орнаментом с ласточкиными хвостами на кремлевской стене, и обнести ее бассейном, наполненным водой из Москва-реки, но, к сожалению, по техническим требованиям это оказалось невозможно. Также в этом узоре зашифрованы мои инициалы – С и T. Помимо граффити здесь будут представлены 3 небольших принта-шелкогрфии. Это рефлекция к итальянскому абстракционизму и советскому конструктивизму – чистая форма, чистая графика.

Клаудио Этос, Бразилия

Фото: m24.ru/Владимир Яроцкий

Моя работа называется “Удар в лицо”. Она о противостоянии и борьбе: для нее я использовал винтажные изображения боксеров. Сама идея родилась в процессе работы, и я бы не сказал, что борьба является центральной темой моего творчества. В Сан-Паоло у меня есть студия, но большинство моих работ находится на улицах города. В Бразилии ты можешь рисовать на улицах практически свободно, без ограничений. Людям это нравится, и они могут подойти к тебе и поблагодарить за то, что ты делаешь город красивым.

Proembrion, Польша

Фото: m24.ru/Владимир Яроцкий

Для биеннале я создал абстрактную сюрреалистическую композицию, вдохновленную математикой и биологией. Эти структуры похожи на мембрану клеток под микроскопом, в увеличенном в миллионы раз масштабе. С такими формами я никогда не работал, это эксперимент для меня. Когда я подавал заявку на биеннале у меня не было никаких эскизов, но я сказал, что импровизация - это мой стиль работы и я никогда не даю никому предварительных набросков. Я начал заниматься стрит-артом лет 20 назад, когда был совсем маленьким: в 12 я начал рисовать граффити во дворах, а потом начал заниматься инсталляциями, стал архитектором. Но в последнее время работаю в большей степени именно как художник. В Москву я приехал сюда первый раз, но я видел, как прошла первая выставка два года назад. На Биеннале уличное искусство оказывается внутри здания, но это классная возможность поработать вместе ч другими художниками.

M-city, Польша

Фото: m24.ru/Владимир Яроцкий

Моя работа представляет собой робота-циклопа, одним словом – монстра, разрушающего танки. Я не знаю, кто это, но знаю, что он сильнее. Он крушит танки, потому что не хочет войны, но в то же время он сам является разрушителем. Эта работа о треше, который происходит сегодня в мире. Я много путешествую, но большая часть моих работ хранится сейчас в моей студии. Их тема – разрушение, войны, загрязнение окружающей среды, механизмы, индустриальные монстры и так далее. Я никогда не рисую деревья и не использую зеленый цвет, потому что практически все мои работы черно-белые. После Москвы я поеду в Португалию, где в городке Лагос у меня пройдет персональная выставка, а потом вернусь, в Россию, чтобы разрисовать стену в Петербурге.

Роб Кэнди, Италия

Фото: m24.ru/Владимир Яроцкий

Последние десять лет я практически не занимаюсь граффити, а делаю в основном инсталляции. На мой взгляд, граффити стало уже историей искусства. Моя нынешний проект – это модель Олимпийской деревни в Москве, которая была построена к Олимпиаде 1980-го года. Я много прочел о ней, изучил этот район при помощи Google Maps, а когда приехал в Москву отправился туда по-настоящему и отфотографировал графити, которыми разрисованы стены домов. Теперь я воспроизвожу их на своей модели, но не стремлюсь к доскональной точности. Я считаю, что уличная хип-хоп культура пришла в СССР, в Россию и в Европу из США именно в 80-е годы. Но ребята, которые родились после 1980 года и живут в Олимпийской деревне, ничего не знают ни об Олимпиаде, ни о Холодной войне, ни о зарождении хип-хоп культуры.

L’Atlas, Франция

Фото: m24.ru/Владимир Яроцкий

Изначально я работал с тегами, потом стал увлекаться каллиграфией. Путешествуя по Марокко, Египте, Сирии, Китаю и Японии, я стал использовать традиционные узоры и иероглифы в технике граффити, чтобы создать новый алфавит, объединяющий западные шрифты и восточную каллиграфию. Мой ник – Атлас, то есть карта всего мира. И я бы хотел создать универсальный алфавит, который был бы понятен во всем мире. В этих работах я многократно зашифровал свое имя. И в то же время, это как наказание в школе, когда ты должен написать свое имя много раз подряд, и плюс аллюзия на иероглифические сакральные надписи в египетских гробницах. Это могла бы быть моя гробница. В самом центре Москвы.

Марио Манки, Испания

Фото: m24.ru/Владимир Яроцкий

Последние несколько лет я живу в Берлине, где уличное искусство в центре внимания. Моя работа – это метафора поведения человека и политики государств. Он называется “Империи и стены”. Он о том, что когда какая-нибудь страна в мире начинает расти, она наталкивается на препятствия, которые создают другие государства. И этот поверженный клоун-диктатор символизирует недальновидность человеческого поведения и государств, которые развязывают войны. Внутри клоуна написана дата взрыва первой атомной бомбы.

Sepe, Польша

Фото: m24.ru/Владимир Яроцкий

Для биеннале я создал работу, одноименную самой выставке. Она называется “Невидимые стены” и посвящена проблеме манипуляции людьми через политику, невидимым стенам, которые разделяют нас. Я нарисовал марионеток, они избивают куклу, которая, возможно, принадлежит другой нации или другой религии. Но я не сказа бы, что это главная тема в моем творчестве. Наоборот, я стараюсь избегать политики. Мне нравится, что у этой Биеннале нет цензуры – нам разрешили работать с любыми, интересными нам темами. И эта выставка важна для каждого из нас. Мне кажется, что во всей Европе уровень уличного искусства примерно одинаковый. И мне кажется, что это самая живая форма искусства.

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

закрыть
Яндекс.Метрика