Фото: ИТАР-ТАСС

В Москве появится около 90 парковок-бункеров на транспортно-пересадочных узлах возле станций метрополитена. Об этом сообщил M24.ru замглавы Москомархитектуры Эрнст Мавлютов. Их особенность заключается в том, что в случае ЧС они могут использоваться в качестве бомбоубежищ.

"Объекты двойного назначения будут построены примерно на 90 ТПУ рядом со станциями метро. Вместимость каждой парковки будет зависеть от конкретного проекта – от 100 до 500 машино-мест", - сказал Мавлютов.

По словам замглавы Москомархитектуры, сейчас рядом с некоторыми станциями метро уже есть неиспользуемые объекты гражданской обороны (ГО). Стоянки могут разместить там. Там, где бомбоубежищ на местах проектирования ТПУ нет, их возведут. К бункерам пристроят специальные заезды и пандусы для автомобилей, пояснил Мавлютов. "Строительство такого объекта на 5-10% дороже простой парковки. После окончания работ стоянка работает в обычном режиме", - отметил он.

Заммэра Москвы по градостроительной политике Марат Хуснуллин сказал M24.ru, что парковки будут размещать во всех объектах ГО, где это возможно. "Это обыкновенная парковка, но в случае необходимости ее можно использовать как объект ГО", - заметил Хуснуллин. Напомним, подземные парковки-бункеры появляются также и под жилыми домами. Один из таких объектов планируется построить в экспериментальном районе "Куркино".

Три года назад мэрия обещала использовать бомбоубежища по всей Москве под стоянки и создать там 8,5 тысяч машино-мест. По данным руководителя Независимого центра подземных исследований Вадима Михайлова, в Москве уже действует несколько десятков парковок-бункеров, в частности, на юго-западе - в районе улицы Миклухо-Маклая, за Олимпийской деревней в Раменках, а также возле стадиона "Измайлово". Вместимость каждого из них – примерно 60-100 машино-мест. В интернете можно найти объявления о продаже автомоек в подземных бункерах с парковкой – к примеру, на 3-м проезде Перова Поля.

Экс-глава НИиПИ Генплана руководитель "Моспроекта-5" Сергей Ткаченко отметил, что парковки могут размещаться в любых объектах ГО: бункерах, бомбоубежищах или противорадиационных укрытиях. Напомним, бомбоубежища строились для защиты от бомбежек, землетрясений и ядовитых газов. Бункеры, помимо этого, защищают еще и от светового излучения, радиации и бактериального оружия. Противорадиационные укрытия спасают только от радиоактивного заражения и светового излучения.

Ткаченко напомнил, что бомбоубежища и противорадиационные укрытия использовались как объекты двойного назначения еще в советское время. Как правило, в них находились склады негорючих материалов, реже – автостоянки. "С 1991 года все сооружения ГО строятся как автостоянки, чтобы использовать подземное пространство в мирное время в интересах города. При возникновении опасности укрытием снова можно будет пользоваться по прямому назначению. Для этого один из этажей должны занимать системы жизнеобеспечения: воздухоочищение, канализация, запасы воды и продовольствия. При размещении парковки они не должны пострадать", - пояснил Ткаченко.

Всего в Москве расположены несколько тысяч подземных сооружений ГО. В открытом доступе находятся адреса примерно 250 объектов. Защитные сооружения находятся на балансе города, но могут сдаваться в аренду коммерческим структурам, в результате кроме складов и автостоянок, на территории бомбоубежищ действуют кафе и автосервисы. Три года назад в бункере на Можайском шоссе обнаружили нелегальную ночлежку для мигрантов. Полицейские смогли проникнуть на территорию режимного объекта только вместе с сотрудниками ФСБ. В 2014 году московские власти намерены провести инвентаризацию всех объектов ГО, проверить, в каком состоянии находятся системы жизнеобеспечения, не нарушена ли герметичность, готовы ли бункеры к приему людей. На уровне округов и районов будут сформированы специальные комиссии, которые к ноябрю представят отчеты в МЧС и Росимущество. Последний раз бомбоубежища проверяли в 2006 году.

Доцент кафедры мостов и транспортных тоннелей МАДИ Сергей Зеге считает, что на объектах ГО нужно строить автоматизированные парковки. "Автомобиль заезжает на специальную приемную площадку, механизм опускает его на парковочное место, а затем поднимает наверх. Это позволит при ЧС выгрузить машины без автовладельцев и использовать укрытие по назначению", - пояснил Зеге.

По словам эксперта, стоимость строительства одной автоматизированной подземной стоянки составляет от 700 млн до 1 млрд рублей. Если учесть, что объекты двойного назначения на 5-10% дороже, то получается, что одна парковка-бункер обойдется в сумму от 735 млн до 1,1 млрд рублей, а на 90 паркингов придется потратить от 66 до 99 млрд рублей. Добавим, что к 2020 году в столице планируется построить 255 транспортно-пересадочных узлов, более 100 из них – на открытых и строящихся станциях метро. Летом 2013 года Марат Хуснуллин заявлял, что для реализации программы потребуется 300 млрд рублей инвестиций за 8–10 лет. Город рассчитывает найти внебюджетные источники для финансирования ТПУ.

В начале 2013 года департамент строительства предложил отказаться от размещения объектов ГО и ЧС на новых станциях метро неглубокого заложения в Москве, что позволило бы сэкономить до 75 млрд рублей до 2020 года. По словам чиновников, от оружия массового поражения такие убежища защитить не смогут, поэтому строить дизельные электростанции и фильтровоздушные установки не нужно. При этом московский метрополитен все равно сохранит за собой функцию укрытия на случай ЧС.

София Сарджвеладзе, Марина Курганская

Материалы по тегам

Яндекс.Метрика