Новости

Новости

23 января 2017, 16:51

Культура

10 неизвестных: Эдуард Мане – между традицией и скандалом

Обычно мы посвящаем рубрику "10 неизвестных", которая выходит на сайте m24.ru каждый понедельник, забытым и малоизвестным произведениям искусства, хранящимся в собраниях московских музеев, или неочевидным шедеврам, представленным в экспозициях временных выставок. Но в отдельных случаях мы собираем для вас гиды по виртуальному музею одного художника или направления в искусстве, чтобы рассказать о самых ярких или необычных шедеврах мировой культуры, находящихся в разных концах света.

Эдуард Мане "Олимпия"

23 января исполнилось 185 лет со дня рождения французского художника Эдуарда Мане (1832–1883), одного из первых импрессионистов, великого провокатора и последователя Франсиско Гойи и Диего Веласкеса. О творчестве гениального мастера – в новом материале рубрики "10 неизвестных".

Эдуард Мане "Барка Данте", 1854

Эдуарда Мане принято считать одним из главных революционеров в искусстве и живописи XIX века. Но если разобраться, его главная заслуга заключалась не в изобретении чего-то нового, а в умении интерпретировать хорошо забытое старое. Одна из первых крупных работ художника – копия картины Эжена Делакруа. Сюжет полотна "Барка Данте" служит иллюстрацией к одной из песен "Божественной комедии" итальянского поэта, в которой герой и его проводник Вергилий путешествуют по Аду и переплывают реку Стикс. Мане сохраняет композицию и цвета оригинальной картины. Интересно, что и для Делакруа эта работа была первым крупным произведением.

С другой стороны, Мане никогда не испытывал особого интереса к академическим традициям. Посещая лекции живописи, он рисовал портреты своих товарищей вместо гипсовых бюстов, а из мастерской художника Тома Кутюра он, вообще, сбежал. Настоящей школой для него стал Лувр и путешествие в Италию, где Мане познакомился с шедеврами Возрождения, а также живописью Веласкеса, Гойи, Шардена и Ватто. Так или иначе, именно произведения этих художников, живописных "революционеров" своих эпох, оказали на него сильнейшее влияния.

Эдуард Мане "Молодая женщина в испанском костюме", 1863

Уже современники отмечали, что Мане хотя и "истинный живописец" и самый что ни на есть французский художник, но "подделывается" под Веласкеса и Гойю. Критик Теофиль Торе писал, что "господин Мане не стесняется брать свое добро там, где находит". Испанская живопись была близка Мане не только образностью, но и тематикой: там, где Мане не копирует композицию, он обращается к жанру и изображает тореадоров и юношей в национальных костюмах.

Двойной женский портрет Гойи – "Маха обнаженная" и "Маха одетая" лег в основу картин "Молодая женщина в испанском костюме" и знаменитой "Олимпии". Обе картины созданы в 1863 году, что подчеркивает увлеченность Мане произведениями испанца. Но если в "одетом" варианте французский художник практически копирует композицию, то в "обнаженном" он действует свободнее, что, вероятно, и обеспечило немалую долю славы этой картины.

Эдуард Мане

Вероятно, если бы Мане просто скопировал женский образ, то ему бы не удалось заслужить скандальную славу возмутителя общественности. Образ возлежащей обнаженной (или даже спящей) можно найти в любую живописную эпоху. Венеру, богиню любви, изображать в таком виде было самым обычным делом. Что же вызвало такую критику со стороны современников Мане? Во-первых,то, насколько нагло и самоуверенно эта голая женщина (совсем уже не богиня) смотрит на зрителя, а во-вторых, то, что после выхода романа Дюма "Дама с камелиями" имя "Олимпия" стало нарицательным и ассоциировалось прежде всего с проститутками. Некоторые детали, которые художник добавил к образу – например, современные туфли, или лента на шее – очевидно, привели посетителей Парижского салона 1865 года в неистовство.

Эдуард Мане "Завтрак на траве", 1863

Вероятно, Мане осознавал то, как общественность отреагирует на его работы, и создал еще одну картину в духе "Олимпии" – знаменитый "Завтрак на траве". Композицию он взял с гравюры Маркантонио Раймонди "Суд Париса" созданной в 1510–1520 годах: если присмотреться к эстампу Раймонди, то в правом нижнем углу можно заметить группу фигур, сидящих в таких же позах, как на картине Мане. Разница, как и в предыдущем случае с "Венерой" – "Олимпией", заключается в том, что у французского провокатора сюжет совсем уже не мифологический, а вполне себе светский и современный.

Эдуард Мане "Бар в Фоли-Бержер", 1863

В этот же исторический для Мане 1863 год, он пишет картину "Бар в Фоли-Бержер". Он не копирует чью-то картину, но пользуется определнными приемами и обращается к испанским предшественникам. Играя с отражениями в зеркалах и оптическими иллюзиями, Мане отдает дань уважения "Менинам" Веласкеса. При этом, если приглядеться, отражение в зеркале за спиной у барменши не соответствует тому, что мы видим на переднем плане, а зритель оказывается в зеркале "в теле" бородатого мужчины в шляпе.

Эдуард Мане "Портрет молодой дамы в розовом башмачке" ("Портрет Берты Моризо"), 1868

Спустя пять лет Мане вновь обращается к картинам Гойи. "Портрет молодой дамы в розовом башмачке" наследует черты сразу нескольких портретов кисти испанца. Но даже для Мане эта картина особенная: он, конечно, был предшественником и одним из родоначальников импрессионизма. Но в данном случае свободная манера письма отдельными мазками сильно отличается от того, что мы видим на других полотнах того же периода.

Эдуард Мане "Расстрел императора Максимилиана в Мексике", 1968

Мане никогда не был в Мексике, но однажды путешествовал в Бразилию: отец даже мечтал отдать его в Морскую школу, но вовремя уверовал в живописный талант сына. Ему было всего 16 и эта поездка оказала на него огромное влияние как в художественном плане (из путешествия он привез множество эскизов и рисунков), так и в плане социально-политического мировоззрения. Расстрел Максимилиана Габсбурга в Мексике в 1967 году стал потрясением для всей Европы и широко обсуждался в прессе. Для Мане эти события послужили живописным мотивом для новой картины, композицию для которой он позаимствовал у Гойи.

Эдуард Мане "Портрет Антонена Пруста", 1877

Эдуард Мане "Портрет Антонена Пруста", 1877

К сожалению, в России в постоянных экспозициях музеев находится всего лишь три картины этого французского художника. Две из них – в собрании ГМИИ им. Пушкина: "Портрет Антонена Пруста" и "Кабачок" можно увидеть в Галерее искусcтва стран Европы и Америки XIX-XX веков.

Антонен Пруст был близким другом детства Мане. Несмотря на резкое осуждение за ряд статей о революции, написанных в 1860-е годы, в 1880-е Пруст стал первым министром культуры во Франции.

Эдуард Мане "Кабачок", 1878

Эдуард Мане "Кабачок", 1878

Интересно сравнивать живописную манеру Мане, когда он пишет портреты, например, своих друзей (как в случае с портретом Пруста) и когда он экспериментирует со свободным сюжетом, как в картине "Кабачок". На ней изображены две фигуры – усатый мужчина с трубкой (изображен в профиль) и еще одна фигура повернута к зрителю спиной, но именно курильщик становится тут главным действующим персонажем. Эскизная манера письма, как у импрессионистов, позволила исследователям творчества художника говорить о картине, как о подготовительном рисунке к другому полотну. Тем не менее, ниаких доказательств о планах художника на этот счет не сохранилось.

Эдуард Мане "Портрет мадмуазель Изабель Лемонье", 1879

Эдуард Мане "Портрет мадмуазель Изабель Лемонье", 1879

"Портрет мадмуазель Изабель Лемонье" – единственная картина Мане в Эрмитаже. Картина считается одним из самых прекрасных женских портретов в творчестве Мане и входит в число поздних ипрессионистистских работ художника.

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

закрыть
Яндекс.Метрика