Москва 24

Культура

01 октября, 2015

Девяностые как симптом: в Москве открылась выставка Андрея Бартенева

Фото: m24.ru/ Александр Авилов

В Москве открылась выставка "Скажи: Я люблю тебя" мастера эпатажа Андрея Бартенева – художника, который законсервировал свою эпоху.

Так уж сложилось, что фигура Андрея Бартенева на российской арт-сцене стоит особняком. Был, конечно, еще Владислав Мамышев-Монро, но это уже совсем другая история. К 50-летнему юбилею художника (во что верится с трудом) Московский музей современного искусства на Гоголевском подготовил масштабную экспозицию, посвященную творчеству художника и его учеников.

Фото: m24.ru/ Александр Авилов

Экспозиция поражает прежде всего размахом: под нее отведено оба этажа двух корпусов музея. При этом от входа до выхода существует четкий маршрут, в силу чего прогулка напоминает путешествие по внутренностям какого-то невообразимого существа. Ощущение реальности пространства теряется. Даже если очень хорошо знать план музея, в какой-то момент можно поймать себя на мысли, что не понимаешь, где находишься и долго ли еще идти.

Пространство то расширяется и увеличивается, вмещая в себя гигантские инсталляции, занимающие практически 90% всего помещения – обойти их можно лишь по узкому проходу вдоль стены; то сжимается до маленьких черных комнат со светящимися мультимедийными проекциями, где одновременно может находиться всего несколько человек.

Посетителям постоянно необходимо нагибаться, чтобы пройти в следующий зал, кого-то обходить или через что-то перешагивать. В какой-то момент гостей выбрасывает во внутренний двор: тут можно перевести дух, а дальше – нырять в соседний корпус.

Фото: m24.ru/ Александр Авилов

Выставка Бартенева – своеобразный мир из "Алисы в стране чудес" или фильмов Тима Бертона, где спонтанность, сумбур, красочность и неожиданность в сочетании с дезориентирующей монохромностью или кислотностью, мерцанием и свечением, стремятся вырвать зрителя из привычных измерений реального мира. В общем, амбиции художника в совершенстве достигают своих целей.

За время творческой деятельности Бартенев собрал вокруг себя группу последователей, работы которых также представлены в ММОМА. Этот раздел получил название "Фабрика", что, разумеется, служит отсылкой к "Фабрике" Энди Уорхолла. Правда представленные тут экспонаты отсылают не к 60-м, а прямиком в российские 90-е. Взять хотя бы череп, как у Демьена Херста, только облепленный не стразами, а фишками. Выставка вообще скорее для тех, кто хочет поностальгировать по эстетике 90-х.

Фото: m24.ru/ Александр Авилов

Торжественное открытие не было похоже на привычное разрезание ленточки. Это больше напоминало маскарад с нелепыми и невероятными костюмами. Между тем, в ММОМА в тот вечер собралась вся арт-тусовка 90-х: люди, которые помнят не только Владика Монро, но и те, кто стоял у истоков современного российского искусства, писал и читал "Птюч", встречался на квартирниках и знал, кого в каком сквоте искать. Учитывая недавний всплеск ностальгии по десятилетию, венчавшему XX век, выставка случайно или намерено поймала этот дух.

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

Следите за новостями:

Больше не показывать
Яндекс.Метрика