Новости

Новости

18 декабря 2017, 00:01

Город

Человек моложе 30 едет на работу. Кто и зачем пользуется МЦК?

Молодые люди моложе 30 лет прошли полкилометра от дома до станции. Сели в поезд и проехали 16 минут, чтобы добраться до работы. Таков усредненный портрет пассажира Московского центрального кольца. Результаты социологического исследования Института Генплана Москвы прокомментировал руководитель его научно-производственного объединения "Транспорта и дорог" Игорь Бахирев.

Фото: портал Москва 24/Александр Авилов

Московское центральное кольцо стало популярным у москвичей и жителей Подмосковья уже в первый год работы. Пассажиропоток в этом году достиг 100 миллионов пассажиров. По оценке, которую давали эксперты до запуска МЦК, столько "Ласточки" должны были перевозить к концу 2018 года. Чтобы определить векторы развития новой транспортной артерии, эксперты Института Генплана узнали у пассажиров, кто они и зачем пользуются кольцом.

Сколько вам лет? С какой целью пользуетесь МЦК? Кем работаете? Как добираетесь до станций? Какое расстояние проходите? Сколько времени тратите на дорогу, если едете по МЦК?
Вопросы социологов, на которые отвечали пассажиры МЦК в феврале 2017 года

Социологическое исследование пассажиров МЦК проводили с участием сотрудников Института Генплана и студентов Московского государственного строительного университета. Они опрашивали пассажиров МЦК в утренние часы пик − с восьми до десяти утра в течение февраля этого года.

Фото: портал Москва 24/Александр Авилов

Женщин больше, потому что они активнее

Главные пользователи МЦК – это молодые люди в возрасте от 21 до 30 лет: таких 29,9%. Пассажиров в возрасте от 31 до 40 лет – 27,8%. Меньшей популярностью кольцо пользуется у тех, кому 40 лет и больше. Пассажиров в возрасте от 40 до 50 лет по МЦК ездит 19,1%, от 51 года до 60 лет – 12,6%. А тех, кому за 70, на МЦК только 3,8%. Пассажиров до 20 лет в "Ласточках" ездит 7,1%.

Всего в опросе приняло участие женщин – 51,2%, мужчин – 48,8%. Игорь Бахирев из Института Генплана объяснил это более активной позицией женщин.

Тусовщики не любят кольцо

Основная масса пассажиров выбирает МЦК, чтобы доехать до работы. Эту цель указал 81% опрошенных, 10% едут на учебу, а 8,4% − по своим бытовым нуждам, 0,5% пассажиров добираются на культурные мероприятия.

Основная цель поездки – это ежедневная работа, поэтому можно говорить, что пассажиропоток на МЦК устоявшийся.
Игорь Бахирев,
руководитель НПО "Транспорта и дорог" института Генплана Москвы

Большинство, а это 66,8%, работает по найму, государственных и муниципальных служащих – 13,8%, бизнесменов и предпринимателей – 2,4%. В сфере образования, медицины, науки или творчества занято 4,1%. Свободных работников, фрилансеров, среди пассажиров МЦК оказалось 2%.

Понедельник−пятница

Ежедневно МЦК пользуются в рабочие дни 74,5% опрошенных; 16,9% садятся в "Ласточки" два-три раза в неделю. 3% – один раз в неделю и реже. Один-два раза в месяц ездит 4,1%, меньше одного раза в месяц – 1,6%.

Фото: портал Москва 24/Александр Авилов

Треть идет пешком до станций

Большинство пассажиров, по результатам опроса, до МЦК добираются пешком – 34%. На метро подъезжают 32%, а на городском общественном транспорте − 19,8%. С железной дороги на МЦК пересаживается 11,1%. Подъезжают на личном автомобиле лишь 1,7% и небольшой процент на такси – 1,3%.

"Для нас было несколько неожиданным то, что большая часть людей добирается до станции МЦК от своего дома пешком. Перед исследованием предполагали, что пешком к кольцу идет 20% пассажиров, а основная часть приезжает на метро или на общественном транспорте", – рассказал эксперт из Института Генплана. По его словам, этот показатель будет использоваться при разработке концепции дальнейшего развития прилегающей к МЦК территории.

Сейчас вокруг железнодорожного полотна МЦК находятся промзоны, склады. Их только начинают реорганизовывать, но все равно люди ходят пешком. Поэтому необходимо делать акцент на развитие удобных пешеходных и велодорожных связей. Путь пешеходов и велосипедистов должен быть комфортным.
Игорь Бахирев,
руководитель НПО "Транспорта и дорог" Института Генплана

Почему идут?

Более половины из тех, кто идет до станции МЦК, выбрали пеший маршрут, так как от их дома он оказался самым коротким – 62,4%. Для четверти опрошенных пешеходов это самый быстрый путь в принципе. Еще 6,7% пешеходов вынуждены идти пешком, так как нет маршрутов общественного наземного транспорта к станциям МЦК, а некоторым просто неудобно добраться до МЦК на городском транспорте − таких 3,8%.

3% просто любят "Ласточки"

Средняя поездка по МЦК у пассажиров продолжается 16 минут. Они уезжают из своего района на расстояние 7,3 километра в другой административный округ. При этом общее время, которое тратят москвичи на дорогу по утрам на работу, – около 40 минут.

"Для 79% пассажиров время комплексной поездки после запуска МЦК сократилось, а примерно 30% людей стали экономить до 30 минут на дорогу. Для 18% время в пути не изменилось, но они все равно выбирают МЦК. Интересно, что 3% пассажиров предпочитают МЦК, хотя времени тратят на дорогу больше, чем раньше. Возможно, что их главный аргумент в пользу "Ласточки" – более высокое качество поездки", – сказал собеседник портала Москва 24.

МЦК вместо автобуса-метро-автобуса

До запуска МЦК большинство москвичей добирались до работы на метро – 36%. На метро и общественном транспорте в нужную точку ехал 31,63%, по железной дороге, а потом на метро – 13,5%. Некоторым приходилось добираться так: на общественном транспорте до метро, а потом снова на общественном транспорте. Такой непростой путь был у 7,1% респондентов. Городским наземным транспортом пользовалось 4,9%, на индивидуальном транспорте ехали на работу тоже 4,9%.

После запуска МЦК 5% автомобилистов пересели на городские электрички и ушли с улично-дорожной сети. Это не очень много, но показатель все равно знаковый.
Игорь Бахирев,
руководитель НПО "Транспорта и дорог" Института Генплана

В Институте Генплана ожидают, что после строительства капитальных ТПУ вблизи станций МЦК с многотысячными паркингами и перехватывающими парковками людей, которые будут доезжать до МЦК и оставлять автомобиль, станет значительно больше, а значит, на дорогах станет меньше машин.

Смена парадигмы прогулок

Пешеходная доступность до станций МЦК по итогам опроса составила 1,2 км. При этом Игорь Бахирев пояснил, что рассчитывалось не реальное расстояние, а проводилась воздушная линия от места выхода человека до станции МЦК. "Реально людям приходится проходить большее расстояние − где-то 1,7 километра, так как прямого пути, как правило, нет и приходится пока обходить территории предприятий", – отметил он.

Фото: портал Москва 24/Александр Авилов

По словам руководителя НПО "Транспорт и дороги" Института Генплана, москвичи выбирают пеший путь не потому, что плохо работает общественный транспорт, а потому, что меняется психология. К тому же многие выступают за здоровый образ жизни и готовы идти на более длинные расстояния. "В Германии в городах социологи обнаруживают такую закономерность – изменение парадигмы мобильности. Если раньше люди ходили пешком 500 метров и это считалось пределом, то сегодня они идут 2 километра. Если для поездки на велосипеде раньше этот показатель был 1,5 километра, то сейчас пять. Эта тенденция и у нас начинает прослеживаться", − считает Игорь Бахирев.

Это еще один аргумент в пользу того, что необходимо развивать удобную среду для движения пешеходов и велосипедистов в ореоле МЦК.

Мы увидели, что много людей идет пешком. Совершенно очевидно, что это так и останется, поэтому здесь нужно для пешеходов делать большие приоритеты.
Игорь Бахирев,
руководитель НПО "Транспорта и дорог" Института Генплана

Перед Новым годом эксперты Института Генплана и сотрудники МГСУ планируют провести исследования о пассажирах МЦК еще раз, а результаты представят в наступившем году. По прогнозам Института Генплана, в 2018 году после переноса железнодорожных платформ к МЦК, а также после развития пристанционных территорий пассажиропоток на МЦК значительно вырастет.

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

закрыть
Яндекс.Метрика