03 ноября, 2016

Музыка в городе: от Моцарта до Штокхаузена

Поделиться в социальных сетях:

Культурная жизнь в выходные 5 и 6 ноября богата событиями, особенно в сфере концертов классической музыки. В зависимости от слушательского уровня редакция m24.ru предлагает разные варианты проведения досуга: от самого доступного для понимания, с обилием "хитов", до элитарного, требующего серьезной подготовки.

Фото: m24.ru/Лидия Широнина

Elementary

Opera and cinema

Это популярная программа, которую осилит даже неподготовленный слушатель: здесь и Хабанера из "Кармен" Бизе, и третья ария Далилы из оперы Сен-Санса "Самсон и Далила", и ария Лауретты из "Джанни Скикки", и романс Неморино из "Любовного напитка" Доницетти. Вся эта музыка на слуху даже у тех, кто никогда не был в оперном театре. Впрочем, концерт поможет новичку систематизировать в голове знакомые композиции. Классика, дополненная песнями из кинофильмов, прозвучит в исполнении солистов московских театров – Алисы Гицба (сопрано), Любови Молиной (меццо-сопрано), а также Максима Крылова (тенор) и Николая Ефремова (бас-баритон).

Фото: tatarstan-symphony.com

Дата: 5 ноября

Место: Дом музыки, Камерный зал

Pre-Intermediate

Книжные звери Франсиса Пуленка

Концертом, посвященным Франциску Пуленку, продолжается проект Московского музыкального театра "Зал имени Моцарта". В 1919 году композитор был назначен в школу противовоздушной обороны в Понсюр-Сен. Владелица книжной лавки Адриенна Монье, знакомая Пуленка, отправила ему туда почтой сборник стихов Гийома Аполлинера "Бестиарий, или Кортеж Орфея" с иллюстрациями Рауля Дюфи. Эта вариация на тему средневекового зоологического сборника с изображением и аллегорическим описанием зверей вдохновила композитора на создание вокальных миниатюр. Пуленк как-то сказал: "У нас, у Гийома и у меня, наверное, был одинаковый номер обуви, одинаковая группа крови, одинаковое артериальное давление, одинаковый пульс".

Пуленк опубликовал только шестерку пьесок, самых удачных: "Верблюд", "Тибетская коза", "Кузнечик", "Дельфин", "Рак" и "Карп". Этот цикл, а также более позднее произведение – музыкальную сказку "История слоненка Бабара" исполнят пианист Юрий Фаворин, Ксения Дудникова (меццо-сопрано) и режиссер Алексей Размахов.

Дата: 5 ноября

Место: Московский музыкальный театр Станиславского и Немировича-Данченко

Intermediate

К 100-летию Гилельса

Интеллектуальный концерт к 100-летию Эмиля Гилельса сыграет дуэт пианистов – Лукас Генюшас и Анна Генюшене. Исходная точка в программе – музыка Моцарта. Будут исполнены два его сочинения – фуга для двух фортепиано до-минор и соната для фортепиано в четыре руки ре-мажор. Затем следует Лист с его "Прелюдами" в транскрипции для двух роялей (аутентичный вариант представляет собой программную симфоническую поэму, написанную Листом по-французски и переведенную на немецкий его учеником и другом Корнелиусом). Через импрессионистические искания Дебюсси и "минимализм с человеческим лицом" Леонида Десятникова исполнители придут к основоположнику американской оперы Джорджу Гершвину ("Кубинская увертюра" в переложении для двух фортепиано).

Фото: meloman.ru

Дата: 5 ноября

Место: Московская консерватория, Малый зал

Upper-Intermediate

Всероссийский юношеский симфонический оркестр

Юрий Башмет с 2012 года проводит отбор музыкантов во Всероссийский молодежный оркестр, выступает с ним в самых уважаемых залах. На репетициях маэстро общается с маленькими виртуозами и их старшими товарищами на равных, называет на "вы", что, конечно, создает нужный уровень дисциплины. Башмет надеется продемонстрировать мастерство своих нынешних подопечных в амстердамском Консертгебау, миланской консерватории Джузеппе Верди, венском Музикферайн. Москва тоже входит в гастрольный график оркестра. Он станет первым исполнителем "Большой серенады" современного композитора Александра Чайковского (произведение специально написано для этого концерта). Вместе с Константином Хабенским будет сыграна симфоническая сказка Прокофьева "Петя и волк".

Кульминацией вечера обещает стать Симфония №5 Чайковского. Сам композитор в письмах Надежде фон Мекк сетовал, что симфония не удалась – она "оказалась слишком пестрой, массивной, не­ искренней, растянутой, вообще очень несимпатичной". Сергей Танеев, наоборот, отзывался о ней как о лучшем сочинении Чайковского.

Фото: tatarstan-symphony.com

Дата: 6 ноября

Место: Большой зал Московской консерватории

Advanced

"Эль Ниньо" Джона Адамса на фестивале "Другое пространство"

Российская премьера оперы-оратории "Эль Ниньо" американского композитора Джона Адамса – инициатива дирижера Владимира Юровского. Произведение отличает пестрота литературных источников, послуживших основой для либретто: тексты из Ветхого и Нового Заветов, апокрифических источников (Евангелие от Псевдо-Метфея и Евангелие от Иакова) соседствуют с поэтическими опусами авторов латиноамериканских стран (Росарио Кастельянос, Габриэлы Мистраль, мексиканской монахини Хуаны Инесы де ла Крус). Соавтором либретто выступил Питер Селларс, которому Адамс и посвятил "Эль Ниньо".

Название переводится с испанского как "Младенец", что отсылает к одному из ключевых сюжетов в христианской религии – рождению Иисуса. Но композитора вдохновляли не абстрактные образы, а событие в собственной семье – появление на свет дочери. Премьера "Эль Ниньо" состоялась в 2000 году в Париже.

Двухчасовая опера-оратория для пяти солистов, большого хора, хора мальчиков и оркестра – не новая партитура для Юровского. В декабре 2013 года публика Southbank Centre слышала "Эль Ниньо" в его исполнении. Тогда восторги критики были адресованы контратеноровому трио: это представители Соединенных Штатов Америки – Дэниел Бубек, Брайан Каммингс и Стивен Рикардс. Все трое будут задействованы в российской версии "Эль Ниньо".

Фото: juilliard.edu

Дата: 6 ноября

Место: концертный зал Чайковского

Proficiency

Музыка Штокхаузена на фестивале "Другое пространство"

Карлхайнц Штокхаузен закончил работу над "Группами" для трех оркестров (всего 109 участников) в 1957 году. Три практически идентичных по составу группы рассажены на достаточном расстоянии друг от друга. Для каждой нужен свой дирижер. Пространственное разделение было принципиальным требованием, продиктованным замыслом композитора, причем публике отводилось место в центре (звуковые массы окружали ее).

В аннотациях к концерту 5 ноября говорится следующее: "Группами" Штокхаузен называет также музыкально-структурные "единицы" своего сочинения, объединяемые с помощью силы звука (динамики), его краски (тембра) и высоты звучания (регистра). Соотношения этих звуковых параметров композитор выстраивает на основе числовых пропорций. При звучании трех оркестров образуются, по словам композитора, коллективные или статистические звуковые множества – слишком плотные, чтобы слушатель мог точно различить на слух отдельные ноты или порядок их появления. Для восприятия этой музыки важны не столько отдельные ноты, сколько их звучность (сонорность), плотность, скорость (темп), динамика и направление движения".

Как эту идею осуществят дирижеры Владимир Юровский, Филипп Чижевский и Фуад Ибрагимов, можно оценить на концерте 5 ноября. В России прежде "Группы" не исполнялись и вряд ли в ближайшее время найдется герой, способный привлечь столь солидные ресурсы, чтобы повторить эксперимент. Юровский продолжает курс на расширение границ.

Фото: m24.ru/Лидия Широнина

Дата: 5 ноября

Место: концертный зал Чайковского

Поделиться в социальных сетях:

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

Следите за новостями:

Больше не показывать
Яндекс.Метрика