Новости

Новости

20 мая 2014, 23:00

Ж/Д и вокзалы

Как и почему происходят крушения поездов

"Вечер с Ксенией Соколянской": Как и почему случаются крушения поездов

По международной статистике катастроф железнодорожный транспорт считается одним из самых безопасных, также как речной. Поезд гораздо безопаснее, чем самолет, и тем более - чем поездка на автомобиле.

При этом, несмотря на растущую во всем мире популярность высокоскоростных железнодорожных магистралей, этот вид перевозок также считается одним из самых надежных, несмотря на то, что такие поезда движутся со скоростями свыше трехсот километров в час.

Исключением из правила стала крупнейшая европейская катастрофа последнего времени, когда в Испании, недалеко от города Сантьяго-де-Компостела, в июле 2013 года из-за двукратного превышения скорости машинистом, в повороте опрокинулись все восемь вагонов, некоторые загорелись. Предпоследний был разрушен полностью. Жертвами крушения поезда стали 80 человек, 140 были ранены.

В нашей стране человеческий фактор как причина железнодорожных происшествий по большей части связан с рискованным выездом автомобиля на нерегулируемый переезд. А самой распространенной в последнее время является техническая неисправность вагонов или износ инфраструктуры. И вот на что хотелось бы обратить внимание.

Ровно за 4 дня до аварии в Бекасово, 16 мая, некоторые издания со ссылкой на РИА Новости опубликовали заявление неназванного представителя МЧС, который рассказал о том, что за последние несколько лет на железнодорожном транспорте количество чрезвычайных ситуаций, вызванных изломом боковых рам тележек грузовых вагонов, возросло в пять раз.

При этом большинство аварийных ситуаций вызвано "не только износом, но и тривиальным браком при изготовлении тележек". Число найденных дефектов измеряется тысячами в год. При этом по причине излома тележек, уже в этом году произошло несколько особо крупных аварий.

Так, в начале марта в Шатурском районе Московской области, на перегоне Черусти - Кривандино сошли с рельсов 18 вагонов товарняка, одна цистерна загорелась. За десять дней до того, в феврале, в Приморском крае, опять же по причине излома тележки, сошли с рельсов 12 вагонов с углем и пиломатериалами. К счастью, никто не пострадал.

Значительная часть грузового вагонного парка России находится в частных руках. За техническое состояние отвечает, естественно, владелец. И, по идее, все вагоны и грузовые контейнерные платформы должны проходить периодический технический контроль узлов и систем и регулярный осмотр перед каждым рейсом.

Но до сих пор основным инструментом осмотра грузовых вагонных тележек при формировании состава являются: щетка, зеркальце на щупе, лупа и фонарик. В большинстве случаев, ни о каком массовом высокотехнологичном, ультразвуковом или рентгеновском исследовании на прочность этих узлов - речи нет. При этом специалистам прекрасно известны заводы-изготовители и типы вагонных тележек, выпущенных в конце 90-х начале 2000-х, когда машиностроителям не хватало качественного вагонного литья.

Ну и, наконец, обескураживающая цифра. По данным газеты "Гудок", опубликованным в 2013 году, по России ездит около миллиона грузовых вагонов, где возможен излом рам вагонных тележек - из-за конструктивных дефектов или недостаточного качества металла. И хорошо, если очередная такая авария произойдет в безлюдном районе, где на соседнем пути в этот момент не окажется какой-нибудь пассажирский поезд…

Николай Петров

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

закрыть
Яндекс.Метрика