24 января 2017, 18:10

Раскопки в Гватемале помогли разгадать тайну исчезновения цивилизации майя

Фото: TIPS/Universal Images Gr/Cezary Wojtkowski

Археологи получили новые данные о возможных причинах гибели цивилизации майя во время раскопок в древнем городе Сейбаль на территории Гватемалы. Об этом сообщается в статье, которая была опубликована в журнале PNAS.

Как рассказал Такеши Иномата из университета Аризоны в Тусоне (США), ученым удалось выяснить, что кризисные явления в цивилизациях индейцев майя доклассического и классического периода развивались схожим образом.

Ранее одной из основных причин гибели цивилизации майя считались продолжительные засухи. В пользу этой гипотезы свидетельствовали, в частности, раскопки на территории крупного города Тикаль в 2012 году.

Однако в ходе археологических исследований в Сейбале ученые пришли к выводу о том, что перед тем, как окончательно исчезнуть, древняя цивилизация пережила не один, а два кризиса. В первый раз Сейбаль пришел в полный упадок примерно в 500 году, но в конце 600-х годов вновь был заселен. Вторая волна кризиса накрыла город примерно в 735 году. Как считают ученые, она была вызвана поражением в войне, которую Сейбаль вел с городами Агуатека и Дос-Пилас.

Чтобы понять, как пришла в упадок цивилизация майя, археологи реконструировали динамику численности жителей города перед обоими кризисными эпизодами. Для этого при помощи новейших технологий радиоуглеродной датировки они подсчитали, сколько зданий было в Сейбале в разные года его существования.

Произведя более 150 замеров в разных точках, исследователи воссоздали картину того, как менялся облик города за несколько десятилетий до коллапсов 500 и 735 года.

"Исчезновение шло волнами. Сначала эти волны были небольшими, и они были связаны с войной и политической нестабильностью, а затем наступал тотальный коллапс, в ходе которого крупные поселения майя были покинуты. Затем они заселялись, а потом заново исчезали", – описал эти процессы Такеши Иномата.

В итоге, по мнению ученых, на развитие и упадок цивилизации майя повлияли, в первую очередь, политические события, хотя изменения климата тоже сыграли в этом свою роль.

Цивилизация индейцев майя просуществовала несколько тысячелетий и окончательно исчезла примерно в IX веке. В наши дни о майя напоминают многочисленные "мертвые города" и другие памятники культуры на полуострове Юкатан.

Причины гибели цивилизации майя до сих пор остаются предметом дискуссий в научной среде.