03 мая 2014, 11:00

Солнечные мифы: кто поклонялся и пророчил гибель нашей звезде

Фото: sdo.gsfc.nasa.gov

3 мая отмечается международный день Солнца – единственной звезды в Солнечной системе. Почему с древности наше светило обожествляли и боялись? Кто ближе всех подобрался к нему и не сгорел – в материале M24.ru.

Страх

В XXI веке самые популярные мифы о Солнце связаны с концом света. Правда, в отличие от людей Средневековья, нас трудно удивить сиюминутными явлениями – мы обожаем ожидание ужасного конца. Новости с заголовками "Земля погибнет от кислотного облака через год", "НЛО длиной десятки километров движутся к Земля" и так далее собирают немыслимое количество просмотров.

Про Солнце подобных зажигательных новостей почти нет. Самая известная из них предрекала апокалипсис в 2008 году. По прогнозам неких ученых, Солнце должно было нагреться, превратиться в сверхновую звезду и взорваться. Первые упоминания о дате икс появились в 2002 году. По СМИ прокатилась волна заголовков, сообщающих о том, что наша главная звезда "рванет" через шесть лет. В большинстве материалов сенсационное заявление приписывали некому Пирсу Ван дер Мееру, якобы астрофизику из действительно уважаемой организации – ESA (Европейское космическое агентство).

Но такой ученый никогда не работал в ESA и, возможно, вообще никогда не существовал. С тех пор периодически появляются новости о том, что Солнце ворвется или потухнет, но они не пользуются большой популярностью. Мифы про земной конец света нам все же интересней – мы живем здесь.

Фото: m24.ru

А вот в Средние века многие привычные нам явления сеяли настоящий страх и ужас. Так, в Старой церкви (Storkyrka) Стокгольма хранится картина 1535 года Vädersolstavlan ("Ложное солнце"). В тот год 20 апреля стокгольмцы увидели на небе сразу три светила. Такой эффект является одним из видов гало – паргелием. Возникает он в результате преломления солнечных лучей в кристаллах льда, витающих в атмосфере. Тогда наблюдатель помимо основного солнца видит несколько ложных. Но в XVI веке в таком явлении видели колдовство и недоброе предзнаменование.

Поклонение

Солнце как божество присутствует во множестве мифологий. Ему приносили жертвы, поклонялись, считали, что души умерших уходят туда, где заходит Солнце, и возвращаются с восходом. У африканских и австралийских племен верховное божество отождествлялось со светилом. Но только в египетской религии поклонение Солнцу по-настоящему доминировало. Ра, бог Солнца, считался первым правителем Египта. К тому же все фараоны автоматически считались его потомками, наместниками бога на земле. С богом Солнца довольно быстро слились более демократичные божества, не выделяющие какой-либо класс и не дающие ему привилегий.

В другой не менее популярной мифологии – древнегреческой – богом Солнца был всевидящий Гелиос. Его культ был особенно распространен в Коринфе, Аргосе, Элиде и на острове Родосе. В V веке до н.э. философ Анаксагор заявил, что Солнце – не бог, а огненный сгусток. За это, а также попытку объяснить природные явления ученый был с позором изгнан из Афин.

Фото: sdo.gsfc.nasa.gov

Изучение

Наблюдать за Солнцем начали еще до нашей эры. Одним из первых посмотреть на светило с научной точки зрения предложил уже знакомый нам Анаксагор. А в 1128 году английский историк и хронист Иоанн Вустерский в своей "Хронике" впервые зарисовал солнечные пятна – темные образования на солнечном диске.

В 1959 году аппараты "Луна-1" и "Луна-2" открыли другое известное явление – солнечный ветер. Он представляет собой поток газа, состоящего из электронов и протонов, который с большой сверхзвуковой скоростью движется от Солнца.

Ближе всего их всех "исследователей" Солнца к нему подобрался аппарат "Гелиос-1". 17 апреля 1976 года он приблизился к светилу на расстояние 0,29 астрономического года, или 43,432 миллиона километра.

Из современных миссий стоит выделить аппараты SOHO (Solar and Heliospheric Observatory) и SDO (Solar Dynamics Observatory). Первый был запущен в декабре 1995 года, на присланных им снимках астрономы открыли больше двух тысяч комет около Солнца. Работающий с 2010 года SDO передает на Землю снимки светила каждые 12 секунд – это около трех терабайт данных в сутки.

Солнце в цифрах

Масса Солнца равна 1,99.1033 кг = 333 000 массам Земли = 99,866% массы Солнечной системы.

Возраст Солнца – 4,57 миллиарда лет. Это суммарный возраст 57 миллионов 125 тысяч человек, при условии, что они доживали до 80 лет.

Температура солнечного ядра – 13 500 000 кельвинов или 13 499 726,85 градусов Цельсия.