На 84 году жизни скончался народный артист России Сергей Юрский. Последнее время он играл в Театре имени Моссовета и в Школе современной пьесы, иногда снимался в фильмах, но редко. Свои лучшие роли Юрский сыграл в 70-80-е годы. Для зрителя он навсегда останется Остапом Бендером, дядей Митей и Груздевым.
Вспоминаем его главные роли.
Дядя Митя, "Любовь и голуби"
Дядя Митя, наверное, – самая известная роль Юрского. Его герой настолько харизматичный, что многие помнят каждый эпизод с ним, а реплики ушли в народ. Его фееричный "инфаркт микарда" или комичный монолог: "А я со своей в контрах. Она там, а я тут. Она туда, а я сюда. Пускай помарафонит", – проявление абсолютного гения советского кинематографа. Юрский потрясающе сыграл задорного деревенского мужика, который любит не только выпить, но и свою Санюшку. Не в последнюю очередь именно благодаря дяде Мите "Любовь и голуби" пересматривают вновь и вновь уже 35 лет. Смешно, будто впервые.
Видео: YouTube/Киноконцерн "Мосфильм"
Читайте также
- Прощание с Сергеем Юрским состоится в Театре имени Моссовета
- Память о народном артисте России Сергее Юрском увековечат в Москве
Иван Груздев, "Место встречи изменить нельзя"
"Очень трудно искать в темной комнате черную кошку. Особенно, если там ее нет", – это цитату Груздева помнят все, кто хотя бы раз смотрел фильм. И не потому, что ее сказал Конфуций, а потому "как" ее произнес Юрский. В роли интеллигентного врача, подозреваемого в убийстве своей жены, актер смотрится удивительно органично.
Видео: YouTube/Pinturicchio channel
Виктор Сорокин (Викниксор), "Республика ШКИД"
"Педагог – это прежде всего борец!"
Эта картина стоит отдельным столпом в фильмографии Юрского. Здесь он в главной роли – директора школы, готового бороться за жизни малолетних беспризорников и "поворачивать реки этих судеб вспять". Он сыграл так блестяще, что его герой стал олицетворением идеального педагога советского времени. Для многих он – экранный Антон Макаренко.
Леонид Павлючик, журналист, кинокритик:
"Республика ШКИД" – настоящий творческий хит Юрского. Во времена моей молодости это был один из самых громких фильмов, на который валом валил народ. Людям не хватало витамина смеха, витамина радости, а картина была неожиданным прочтением послереволюционных лет через призму комедии, юмора".
Видео: YouTube/Фильмы
Читайте также
- "Колоссальная потеря для нашей культуры": Меньшов – о смерти Сергея Юрского
- "Блистательный актер": коллега по фильму "Любовь и голуби" – о Сергее Юрском
Импровизатор, "Маленькие трагедии"
Мария Безрук, кинокритик:
"Сергей Юрский был олицетворением абсолютного интеллигента, который очень любил русский язык и литературу, прекрасно знал нашу культуру и умел ее здорово доносить до зрителя, пропуская через себя. Для меня с детства Сергей Юрский – это в первую очередь импровизатор из "Маленьких трагедий" Швейцера. В СССР каждую зиму по телевизору показывали этот фильм. Я смотрела их запоем по сто раз, потом перечитывала томики Пушкина и учила наизусть. И до сих пор я могу цитировать куски тех же "Египетских ночей", потому что у меня в голове звучит интонация Сергея Юрского.
Видео: YouTube/jork strug
Остап Бендер, "Золотой теленок"
"Работники из вас, как из собачьего хвоста сито"
Мария Безрук, кинокритик:
"Безусловно, одна из самых ярких работ Сергея Юрского – "Золотой теленок". Но парадокс в том, что он был совершенно не похож на Остапа Ибрагимовича из книги Ильфа и Петрова. Здесь была любовь на сопротивление. Все прекрасно понимали, что это не Бендер Ильфа и Петрова, но забывали об этом. Это был Юрский в костюме Бендера, и нам этого было достаточно".
Видео: YouTube/Александр Коваль
Сценарист и постановщик, телеспектакль "Игроки XXI"
Мария Безрук, кинокритик:
"Юрский – это целая эпоха в российском театре, кино и литературе. Для меня колоссальным шоком был его телеспектакль "Игроки XXI", который создала АРТель АРТистов Сергея Юрского. Это чуть ли не первая постановка классического произведения (по пьесе Николая Гоголя "Игроки" – прим. ред.) в современных условиях. Это было совершенно новое слово в русском театре, попытка разговаривать о современности посредством классического произведения, которое при этом звучало злободневно".