02 ноября, 2015

Локомотив рынка: Алексей Чукарин об успехах и поражениях онлайн-торговли

Поделиться в социальных сетях:

Фото:m24/Александр Авилов

Интернет-магазины для многих горожан стали частью жизни. Покупки в них экономят время. Действительно ли рынок онлайн-торговли коснулся кризис? Происходит ли массовое закрытие магазинов? В каких сегментах торговцы чувствуют себя хорошо, а в каких терпят убытки? Обо всем этом в колонке на m24.ru размышляет глава аналитического подразделения департамента информационных технологий столицы Алексей Чукарин.

Несмотря на непростой 2015 год, влияние внешних факторов и скачущий рубль, как прогнозировали сотрудники аналитического подразделения департамента информационных технологий, интернет продолжил расти и финансово, и технологически, и с точки зрения социального влияния на огромное число пользователей. Сейчас не остается сомнений — интернет, и в частности онлайн-торговля, становится основным локомотивом развития рынка.

онлайн-торговля, становится основным локомотивом развития рынка


Если попробовать нарисовать общую картину происходящего в интернет-ретейле, то композиция будет примерно такая: несмотря на экономические сложности, число онлайн-магазинов не сокращается, а, наоборот, растет. При этом порядка 95% от общего числа составляют микропредприятия – как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели. Часто это узкоспециализированные магазины, предлагающие одну категорию товара или несколько смежных. Крупных же игроков, чьи названия у всех на слуху, можно пересчитать по пальцам.

Как правильно покупать в интернет-магазинах

В сфере интернет-коммерции в Москве занято несколько десятков тысяч человек – как айтишников, так и обеспечивающих специалистов. За месяц доход продавца мелкого интернет-магазинчика может составлять до 200 тысяч рублей. Но такую прибыль владелец магазина получит, если в одиночку организует весь процесс от создания сайта до доставки товара покупателю. В случае, когда эти функции разделены, владелец в итоге получает в среднем около 40 тысяч в месяц. Интересное наблюдение – средний возраст интернет-предпринимателя – 33 года и среди них немало девушек – 45%. Это легко объяснимо: например, часто о создании своего небольшого магазина задумываются женщины после рождения ребенка, когда нет возможности работать полный день.

За месяц доход продавца мелкого интернет-магазинчика может составлять до 200 тысяч рублей


Бизнес-модель маленького онлайн-магазина в большинстве случаев устроена просто: штат состоит из двух-трех человек, которые выполняют все функции – от гендиректора до курьера. Таким предприятиям обороты не позволяют содержать собственный склад. И в этой связи одной из основных статьей расходов является логистика, и большинство предпринимателей стараются как-то оптимизировать этот процесс. Потенциал развития логистических сервисов достаточно высок, и о желании выйти на этот рынок заявляют и крупные игроки, даже такие, как "Почта России".

уверенно на рынке себя чувствуют продавцы одежды и обуви – в этом сегменте больше всего появляется новых магазинов


Что касается ассортимента товаров, то уверенно на рынке себя чувствуют продавцы одежды и обуви – в этом сегменте больше всего появляется новых магазинов. Высокая конкуренция среди магазинов электроники и бытовой техники. Терпят убытки интернет-сервисы, предлагающие доставку еды из ресторанов, что связано с общим снижением спроса в этом сегменте.

Некоторые интернет-магазины пытались построить бизнес на запрете импорта продуктов из Европы – сыров, хамона и так далее. Широкого распространения подобная практика не получила – круг потребителей небольшой, а издержки высокие.

Терпят убытки интернет-сервисы, предлагающие доставку еды из ресторанов


Было бы наивным считать, что среди интернет-предпринимателей нет тех, кто считает, что в виртуальном пространстве невозможно "поймать за руку", и поэтому можно заниматься распространением запрещенных веществ и других подобных товаров. За несколько минут можно найти, например, десяток продавцов "спайсов". Однако Роскомнадзор и другие структуры активно работают – подобные "проекты" ликвидируются "пачками".


И немного статистики. В 8 из 10 московских интернет-магазинов товар можно оплатить сразу банковской картой, в 5 из 10 принимают электронные деньги. В большинстве случаев не причин беспокоиться о безопасности платежей – онлайн-магазины берегут свою репутацию. Опасения должны вызывать непрезентабельные страницы с огромным количеством всплывающих окон, сомнительной рекламы и так далее – на них вообще лучше не задерживаться.

Некоторое время назад популярной темой для дискуссии был коллективный исход офлайн-ретейлеров в онлайн. Однако сейчас налицо обратный тренд – оставаясь в онлайне, многие магазины стремятся обосноваться и в офлайне: организовать шоу-рум, пункт самовывоза или хотя бы витрину на чужой площадке. Отечественные крупные ретейлеры вовремя поняли, что, несмотря на простоту покупки в сети, людям хочется товар потрогать руками. Особенно если речь идет о крупных приобретениях – холодильник, мебель и так далее. Самая жизнеспособная модель бизнеса на данный момент – эффективное сочетание онлайн- и офлайн-торговли.

Поделиться в социальных сетях:

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

Следите за новостями:

Больше не показывать
Яндекс.Метрика