Москва 24

Культура

09 сентября 2015, 12:00

Москва фестивальная: как городские праздники помогают бюджету столицы

Фото: m24.ru/ Александр Авилов

Москва постепенно встает в один ряд с туристическими столицами и активно конкурирует с другими мировыми городами. Мегаполис постоянно преображается, и с каждым годом в нем появляется все больше праздников и фестивалей. Привлекая туристов, город активно пополняет бюджет. Подробнее о том, как развивается туризм в Москве, читайте в материале m24.ru

Преображение города

Главная задача властей – сделать город красивым и удобным как для туристов, так и для самих москвичей. Например, в столице активно реализуется программа "Моя улица". Ее цель - создать в городе благоприятную среду для пешеходов и велосипедистов. Еще одна важная цель программы – повышение доступности и безопасности столичных улиц. Там также создадут комфортные условия для отдыха и встреч москвичей, будет упорядочено парковочное пространство.

Работы по программе "Моя улица" полностью завершатся в октябре, в Москве благоустроят около 50 улиц. Недавно работы завершились на 12 улицах в центре города, а до конца октября будут благоустроены еще более 30 улиц.

Развиваются в городе и зеленые территории. С каждым годом открывается все больше народных парков, причем обустраивают не только центральные улицы и скверы, но и территории на окраинах. За пять лет в столице появилось 400 зеленых зон отдыха, заявил ранее Сергей Собянин на заседании президиума правительства. Среди них такие крупные объекты как ВДНХ, Останкинский парк и целый ряд других.

Программа "Моя улица"

"Во время реализации этой программы от горожан поступали предложения заниматься не только крупными общегородскими парками, но и парками по месту жительства, в шаговой доступности. Таких парков в городе было явно недостаточно. За три года на месте пустырей, строительных площадок и просто свалок мусора создан 161 народный парк. Были учтены интересы самых различных групп населения, разных физических возможностей, разных возрастов, разных предпочтений - от детских и спортивных площадок до тихих уголков и озеленения этих территорий. В целом в шаговой доступности парки получили 1,2 миллионов москвичей", – рассказал мэр Москвы.

Что касается туристических сервисов, то им также уделяется немало внимания. Так, с 1 июля 2014 года в городе начала работать туристическая полиция. Новое подразделение было сформировано на базе 30-го батальона 1-го оперативного полка полиции. Сотрудники МВД патрулируют пешеходные зоны в центре столицы, а также основные туристические маршруты. Они должны оказывать помощь иностранным туристам и охранять общественный порядок в местах большого скопления людей.

По словам заместителя командира батальона по службе 1-го оперативного полка столичной полиции Павла Костюка, в среднем в день к сотрудникам туристической полиции поступает порядка 20 обращений от граждан. При этом количество обращений зависит от сезона и количества туристов в городе.

Фото: m24.ru/Михаил Сипко

Сотрудников московского метрополитена весной тоже начали обучать английскому языку, чтобы они могли говорить с иностранцами. Курсы прошли более 100 человек.

Кроме того, в Москве до конца года установят более 6 тысяч указателей, на которых названия улиц будут дублироваться на английском языке. Об этом сообщил руководитель департамента национальной политики, межрегиональных связей и туризма Владимир Черников.

По его словам, программа по развитию удобной навигации для иностранных туристов рассчитана на три года. Черников отметил, что на данный момент в центре столицы уже установлено около 2 тысяч уличных указателей с переводом на английский язык.

"Можно сказать, что мода на путешествия с каждым днем набирает обороты. Для туристов строятся гостиницы, дороги и развлекательные центры, открываются кафе и рестораны, их сопровождают гиды и водители. На туристов работают производители оборудования, средств передвижения, продуктов, сувениров, организаторы развлечений. Многие страны не получили бы такой известности и не развили бы свою экономику, если бы ежегодно в нее не вливались "туристические" деньги", – подчеркнул Черников.

Развитие туризма

Являясь одной из крупнейших мировых столиц, Москва включилась в жесткую общемировую борьбу за доходы от туриндустрии. Например, в этом году в День города столица заработала до 600 миллионов рублей, праздник посетили более 9 миллионов человек.

"Праздник Дня города посетили 10 миллионов человек за 2 дня, из которых до 2,5 миллиона человек – туристы и жители близлежащих регионов. При среднем чеке москвича в 300 рублей и гостя столицы в 1 000 рублей (услуги транспорта, услуги общепита, приобретение сопутствующих товаров), несложно посчитать сколько получит московский бюджет только по одному празднику около 350 миллионов рублей. Кроме того, в бюджет города дополнительно поступит до 80 миллионов рублей налоговых платежей от компаний, организующих праздничные мероприятия. Таким образом, суммарные налоговые поступления в бюджет города Москвы составят до 600 миллионов рублей", – отметил глава департамента торговли и услуг Алексей Немерюк.

Фото: ТАСС/Сергей Карпов

Не секрет, что туризм – один из самых гибких видов бизнеса, доходы от которого начинают поступать сразу, это 7% мирового капитала. Вклад отрасли в мировую экономику превышает 10% мирового ВВП, что вполне сопоставимо с объемом торговли нефтью. Уже сейчас в сфере туризма занят каждый двенадцатый работающий человек в мире. Аналитики прогнозируют, что к 2020 году количество международных туристов вырастет до 1,6 миллиарда человек.

Причем лидируют в этом списке США, которые в год зарабатывают на туристах порядка 110 миллиардов долларов. На фестивали-ярмарки монопродуктов, например, сырные ярмарки в Голладии, винные и пивные фестивали, "Томатино" в Испании или фестиваль белого трюфеля в Италии специально едут люди со всего мира.

"Возьмем пример города Лиона во Франции, который при экономическом кризисе (падении текстильного производства) стал фестивальной и гастрономической столицей мира. В город с населением 480 тысяч человек в дни фестиваля света приезжают до 4 миллионов туристов", – рассказал глава департамента СМИ и рекламы Иван Шубин.

В свою очередь президент Клуба путешествий Михаил Кожухов считает, что количество фестивалей в Москве должно только расти. "Чем больше фестивалей – тем лучше! Фестивали, праздники нужны всегда, а в период кризисов – особенно. А таким городам, как Москва – не стоит думать, как стать привлекательнее для туристов, нужно становится привлекательными для своих жителей, и тогда туристы сами сюда потянутся. В столице в последние годы появляется правильное фестивальное движение, нацеленное именно на жителей, на возрождение и закрепление традиций", – отметил он.

Затраты на День города

Москва с каждым годом уменьшает бюджетные расходы на День города. Это становится возможным за счет привлечения спонсоров и накопления опыта проведения массовых мероприятий. Например, город не тратит деньги на артистов. Из бюджета оплачивается лишь техническая часть проведения мероприятий – сцена, свет, звук и безопасность.

Многие артисты выступают бесплатно, потому что они являются сотрудниками московских культурных учреждений. А выступления приглашенных звезд оплачивают спонсоры. В этом году меценаты привезли на День города группу Aerosmith.

"В этом году департамент культуры на мероприятия в честь Дня города потратил порядка 200 миллионов рублей. Сумма абсолютная, поэтому она не увеличилась с учетом изменений покупательной способности. К сожалению, пока импортозамещение развивается недостаточно быстро. И значительная часть сценического, светозвукового оборудования - импортные технологии, которые торгуются в валюте. Но в рублевом эквиваленте мы не увеличили расходы на празднования городских и окружных мероприятий на День города.


На День города все звезды и артисты отечественные выходят и поздравляют москвичей без гонорара. Праздник Дня города становится более народным, понятным. Кто-то может нас критиковать, что мы делаем акцент на народные коллективы и районные праздники. Но в этом нет ничего плохого: дома культуры, различные community, которые находятся на территории того или иного района, вовлекают своих соседей в праздник и формируют идентичность районную. Конечно, можно временно создать хорошее настроение, пригласив ту или иную звезду и ей заплатить. Но мы хотим, чтобы у нас в городе такая история работала по-другому. Деньги мы всегда готовы дать", – рассказал заместитель руководителя департамента культуры Владимир Филиппов.

В департаменте культуры также отмечают, что в этом году горожане активнее включились в процесс подготовки к празднованию главного праздника столицы. "Мы хотим, чтобы на улицу выходил город, а не люди, нанятые за длинный рубль. Многие известные артисты выступают у нас, они считают, что раз работают в московских театрах, учреждениях, что в день рождения города просто обязаны выступить перед москвичами и показать, на что они способны. Более того, все департаменты участвуют в праздновании дня города. Все органы исполнительной власти", - отметил глава депкульта Александр Кибовский.

Ранее в некоторых СМИ появилась информация, что на празднование Дня города была потрачена слишком большая сумма, глава департамента торговли и услуг Алексей Немерюк отметил, что все расходы остались на уровне прошлых лет. "Стоит отметить, что часть уважаемых деловых изданий, дают непроверенную информацию о 250 миллионах рублей, затраченных департаментом культуры в 2014 году на проведение мероприятий по Дню города, между тем, из открытых данных на официальном сайте Российской Федерации следует, что в 2014 году были проведены закупки на общую сумму порядка 400 миллионов рублей", – резюмировал Немерюк.


Плюсы для бюджета

Большой праздник – это всегда эффективное развитие розничной торговли и различных услуг, связанных со сферой развлечений. В дни празднования многие компании делают свою месячную выручку, значительно увеличивают оборот, а значит и налоговые платежи в казну. Во все времена большие народные праздники были драйверами городской экономики: от Венецианского фестиваля до Нижегородской ярмарки. И сейчас все крупные города поддерживают эти традиции, так как народные гулянья привлекают не только туристов, но и являются важным моментом для развития малого и среднего бизнеса.

Фестивали создают рабочие места, стимулируют малый бизнес, их посещают миллионы москвичей, которые тратят деньги на торговых площадках, затем средства в виде налогов с продавцов возвращаются обратно в бюджет. Увеличение проходимости людей по центральным улицам и площадям города стимулирует развитие ресторанного, книжного, сувенирного и сервисного бизнеса, расположенного на первых этажах зданий и появление нового формата досуга на пешеходных улицах.

Фото: m24.ru/Игорь Иванко/Михаил Сипко

Самыми удачными бизнес-проектами на центральных площадках городов стали рождественские базары. Повсеместное распространение новогодних ярмарок произошло в последнее десятилетие. Лидером является Германия, там мероприятия посещают около 3 миллионов человек, а выручка одной палатки за четыре недели может составить десятки тысяч евро.

"Как в Москве формируется бюджет праздничных мероприятий? В большинстве случаев - благодаря бизнесу. Многие спрашивали, зачем мы приглашали иностранных музыкантов на праздник варенья, зачем устанавливали световые объекты на Пасху. И мы объясняли, что не мэрия платит за праздник, а инвесторы. Основной вклад - это инвестиции предпринимателей. Кроме того, праздники - окупаемая история. Во-первых, праздники создают рабочие места, во-вторых, дают возможность российским малым предприятиям найти стабильную площадку сбыта, в-третьих, создают положительный имидж столицы как центра мирового туризма, в-четвертых, генерируют мощнейшие людские потоки, которые задействуют другие элементы городской инфраструктуры. Все это монетизируется и поступает в городской бюджет в виде налогов", – сообщила заммэра Москвы по вопросам экономической политики Наталья Сергунина.

По данным департамента торговли и услуг, только в ЦАО расположены более 2 500 ресторанов, кафе, баров, кондитерских, фастфуда, совокупный дневной оборот этого бизнеса превышает 500 миллионов рублей. Во время мероприятий, проводимых в центре города, выручка ресторанов увеличивается приблизительно в два раза. Если средний чек посетителя в будний день 300 – 600 рублей, то во время фестивалей увеличивается до 800 – 1000 рублей.

Помимо очевидных финансовых выгод, московские праздники приносят ощутимую пользу для имиджа нашего города и страны. Городские фестивали, мероприятия и реконструкция пешеходных зон также создают комфортную атмосферу в городе, ведь праздники помогают разгружаться от серых будней.


"Городские праздники делаются прежде всего москвичами и для москвичей. Фестивали и мероприятия создают в городе особую атмосферу, позволяя хотя бы на день почувствовать себя не обитателем условных Митина или Алтуфьева, мечущимся по вечному маршруту работа-метро-дом, а жителем большого города. Выбравшись в центр на Рождественскую ярмарку или фестиваль варенья, москвич зайдет и в любимый книжный и, возможно, в новенькую кофейню. И непременно захочет вернуться туда на следующих выходных, с семьей и друзьями. Но кроме столичных жителей в Москву на праздники приезжают и гости из Подмосковья, других российских регионов, а все чаще и из-за рубежа. Это позволяет рассматривать городские торжества как серьезную инвестицию в развитие столичного туризма", – считает Алексей Немерюк.

Отметим, в 2014 году Москва привлекла рекордное количество туристов: в городе побывали 16,5 миллионов путешественников. За последние годы поток туристов увеличился на треть. При этом из 7 фестивалей самими масштабными являются "Путешествие в Рождество", "Московское лето" и День города.

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

Яндекс.Метрика

Следите за новостями:

Больше не показывать