"Черная пятница" – эмблема печали. Как не потерять деньги в дни распродаж

"Черная пятница" в нашей стране стала чем-то вроде ежегодного теста на внимательность покупателей, который проводят продавцы: заметит клиент обман или нет?

Фото: ТАСС/Zuma/ТАСС/Rahel Patrasso

Приближается последняя пятница ноября – день, когда по старой американской традиции стартует сезон больших скидок. Начавшись с "черной пятницы" 24 ноября, он продолжится в "киберпонедельник", 27 ноября, а затем плавно перетечет в предрождественские и новогодние распродажи.

На западе за этот "сезон скидок" ретейлеры получают до 40% своей годовой выручки. В частности, в прошлом году в "черную пятницу" американцы потратили без малого 13 миллиардов долларов, из них 5,3 миллиарда – онлайн.

В России аналогичной статистики просто не существует, так что оценить результат "черной пятницы" можно только по данным отдельных ретейлеров. Из них видно, что в среднем выручка за уикенд "черной пятницы" в прошлом году выросла в 1,5−2 раза по сравнению с обычными днями, а число посетителей магазинов, включая онлайн, – в 2−3 раза.

При этом большинство компаний сообщило о росте среднего чека покупки в период распродаж по сравнению с обычными днями. Это можно объяснить тем, что россияне покупали по нескольку подешевевших вещей. Но, скорее всего, просто подавляющее большинство скидок на самом деле были ложными: перед распродажей продавцы повысили цены в два-три раза, а потом с этих выросших цен объявили скидку 30−50−70%.

Впервые об искусственных скидках как об особенности российских распродаж широко заговорили в конце 2014 года, когда резко взлетел курс доллара, а за ним и цены на потребительские товары. "Черная пятница" в том году отличилась небывало высокими ценами, и ситуацию не могли спасти даже честные и большие скидки: товары по акции все равно стоили дороже, чем за пару месяцев до сезона распродаж.

Покупатели, реальные доходы которых резко упали, не выдержали и стали массово обвинять ретейлеров в мошенничестве с ценами. Те в свою очередь отвечали в духе "нам тоже надо как-то зарабатывать на жизнь". В результате “черная пятница” в нашей стране стала чем-то вроде ежегодного теста на внимательность покупателей, который проводят продавцы: заметит клиент обман или нет?

2017 год не стал исключением: на этой неделе многие жители Москвы и Санкт-Петербурга получили от одного известного интернет-магазина бытовой электроники послания, предлагающие "уникальную возможность купить товары со скидкой до 80% на три дня раньше официального начала распродаж".

Зайдя на сайт ретейлера и введя присланный промокод, счастливчик действительно видел, что может купить ноутбук или телевизор на 2 тысячи рублей дешевле, чем обычно. Правда, проверка на “Яндекс.Маркете” моментально показала, что аналогичную технику в других магазинах можно купить в полтора-два раза дешевле.

По результатам анализа цен более 500 тысяч товаров, продаваемых в День холостяка, выяснилось, что 28% скидок оказались фальшивыми, а еще 49% не превысили 5% от первоначальной цены товара.
Справедливости ради нужно отметить, что такие хитрости используют не только российские ретейлеры. 11 ноября в Китае прошел День холостяка – аналог "черной пятницы", когда товары продаются с большими скидками, чтобы одинокие люди могли купить подарки своим потенциальным половинкам. Китайская компания Alibaba в этот день продала товаров на 25,3 миллиарда долларов.

При этом по результатам анализа цен более 500 тысяч товаров, продаваемых в День холостяка, 28% скидок оказались фальшивыми, а еще 49% не превысили 5% от первоначальной цены товара. Действительно выгодной на этой распродаже оказывалась только одна покупка из четырех.

Фото: ТАСС/Zuma/ТАСС/El Nuevo Dia

Зачем они это делают?

Сами ретейлеры объясняют практику фиктивных скидок своими низкими доходами, которые не позволяет реально снижать цены. Но привлечь покупателя, конечно, хочется, вот и приходится хитрить. При этом, как ни странно, некоторые продавцы обвиняют в принуждении к обману покупателей – мол, те требуют слишком больших скидок, хотя не разбираются в том, как формируются цены в ретейле.

Аналитики называют еще одну частую причину фиктивных скидок − непонимание механизма распродаж или неэффективность работы компании-ретейлера. "К примеру, руководство ставит задачу побить всех конкурентов количеством акционных товаров и размером скидок, − объясняет Мария Тимофеева, руководитель проектов "Киберпонедельник" и "Настоящая Черная Пятница". − Заранее заявляя, что со скидкой, к примеру, до 90% будут продаваться тысячи товаров, интернет-магазин ставит себя в безвыходное положение".

Дело в том, что делать скидки компания может либо за счет собственных средств, торгуя в ноль или даже в минус либо договариваясь с поставщиками о снижении закупочных цен на период акции. Возможность торговать в минус есть только у очень крупных компаний, тогда как договориться с поставщиками о снижении цен на тысячи товаров практически нереально.

"В определенный момент выясняется, что ни собственного бюджета, ни договоренностей с поставщиками нет, а скидки уже обещаны. И остается только хитрить", − объясняет Мария Тимофеева.

В России торговля настраивается на предновогодний пик продаж. Поэтому для наших ретейлеров нет никакого смысла устраивать реальные распродажи в ноябре.
Но главная причина все-таки в том, что американская "черная пятница" категорически не вписывается в наш деловой календарь. В США она возникла как естественная потребность: после Дня благодарения продавцам нужно продать весь залежавшийся товар, чтобы закупить новый для рождественских и новогодних продаж.

В России, где День благодарения не отмечают, торговля сразу настраивается на предновогодний пик продаж. Поэтому для наших ретейлеров нет никакого смысла устраивать реальные распродажи в ноябре. А "черная пятница" в России − это лишь маркетинговый ход с целью привлечения новых посетителей в магазины.

Учитывая все вышесказанное, лучше уж принимать участие в американской “черной пятнице”, тем более что многие зарубежные компании заранее объявляют о товарах, которые будут продаваться со скидкой, и называют конкретные цены распродаж.

Так, Microsoft пообещал продавать консоли Xbox One S 500GB (плюс бесплатные игры) за 229 долларов вместо 279 (скидка – 17,92%), а стандартную Xbox One S – за 189 долларов вместо 229 (скидка − 17,47%).

Samsung выставляет на распродажу 10 моделей телевизоров с диагональю от 49 до 82 дюймов со скидками от 20 до 43%, LG – телевизоры со скидкой от 40 до 62,5%, две модели лэптопов (минус 17,66 и минус 20,85%), пылесосы и холодильники.

Apple традиционно слабо участвует в "черных пятницах" и объявляет скромный ассортимент скидочных товаров ровно за сутки до начала распродаж.

Фото: ТАСС/Сергей Бобылев

Чтобы пятница не стала черной

Если вы все-таки решите принять участие в российской "черной пятнице", воспользуйтесь советами экспертов, как не потерять лишние деньги на покупке товаров со скидкой.

Во-первых, заранее определите, какую вещь вы хотите купить. Помните, что распродажа – это маркетинговый ход, рассчитанный на совершение вами спонтанных покупок. А перед списком товаров бессилен любой маркетолог.

Во-вторых, изучите текущие цены на нужные вам товары, запишите их или сделайте скриншоты. Постарайтесь выяснить, как менялась цена на эти товары в последнее время (некоторые ретейлеры начинают задирать ценники за несколько дней до начала распродаж). В качестве ценового ориентира можно использовать интернет-площадки blackfriday.ru и realblackfriday.ru: их руководители утверждают, что автоматически блокируют предложения с повышенными перед "черной пятницей" ценами.

Убедившись, что цена не была завышена, сравните стоимость данного товара в разных магазинах, чтобы выбрать наиболее выгодное предложение. Это можно сделать с помощью товарных агрегаторов, таких как "Яндекс.Маркет", "Товары.Mail.Ru" или Price.ru.

Покупатель видит на сайте одну цену, а при оформлении оплаты, например при введении в поле данных о банковской карте, цена меняется.
Особенно внимательными нужно быть с интернет-покупками. Например, бывает, что покупатель видит на сайте одну цену, а при оформлении оплаты, например при введении в поле данных о банковской карте, цена меняется.

Кроме того, к "черной пятнице" в Сети появляется множество поддельных сайтов, название которых похожи на названия известных магазинов. На таких сайтах могут украсть ваши персональные данные. Чтобы не стать жертвой мошенников, проверяйте, указаны ли на сайте реквизиты компании-продавца.

Но главное – помните, что в России основные распродажи происходят перед Новым годом: продавцам надо обеспечить хорошие результаты, чтобы получить премии по итогам года, так что, если у вас нет жизненной потребности в срочной покупке, лучше потерпите еще пару недель. Это поможет сберечь и деньги, и нервы.



Рубченко Максим

Материалы по тегам

Яндекс.Метрика