Движение транспорта ограничат в центре Москвы с 21:00

Новости

Новости

21 ноября 2016, 15:05

Культура

10 неизвестных: помидоры и не только – что изображали азербайджанские художники

По понедельникам многие из московских музеев не работают. Но это не значит, что у публики нет возможности познакомиться с прекрасным. Специально для первого дня недели редакция m24.ru запустила рубрику "10 неизвестных", в которой мы знакомим вас с десятью произведениями мирового искусства из собрания московских музеев, объединенных одной тематикой. Распечатывайте наш гид и смело отправляйтесь с ним в музей.

Ашраф Мурад "Время помидоров", 1970-е

В Третьяковской галерее открыта выставка "Созвездие Апшерона. Азербайджанские художники 1960–1980-х годов". Она станет частью долгосрочного проекта музея, в котором будет представлено изобразительное искусство республик, когда-то входивших в состав СССР. В первой экспозиции – главные представители азербайджанской национальной художественной школы.

Тофик Джавадов "Индустриальный пейзаж", 1956

Тофик Джавадов "Индустриальный пейзаж", 1956

За время существования СССР в каждой республике сформировалась своя уникальная национальная художественная школа. Произведения искусства, которые показывались на всесоюзных, региональных, республиканских, групповых или персональных выставках, попадали в фонды главного музея страны – Третьяковской галереи, но за последние 25 лет они ни разу не выставлялись. Пришло время показать это собрание, изучить особенности региональной живописи, проблематику официального и неофициального искусства, а также творческие биографии отдельных художников.

Одним из авторов, представленных в экспозиции "Созвездия Апшерона" стал Тофик Джавадов, художник, в чьем творчестве нашел отражение так называемый "суровый стиль", направление в реалистической советской живописи. Этот стиль не был региональным: например, совсем недавно в Третьяковской галерее прошла выставка Гелия Коржева, представителя московской школы. Для него были характерны четкие линии, грубые "рубленые" формы, строгие очертания и интенсивный цвет. Художники воспевали героизм трудовых будней, но делали это без патетики и идеализации.

Тофик Джавадов "Нефтяники", 1958-59

Тофик Джавадов "Нефтяники", 1958-59

Нефтедобыча сделала Азербайджан одной из самых богатых республик Советского Союза. Но художнику были интересны вовсе не это и не блага советской эпохи. Джавадов, как и другие художники эпохи, обращается к подвигу безымянного человека. Группа из пяти рабочих на первом плане стоит совсем близко к зрителю, а их измученные глаза смотрят прямо на него. Благодаря этому рождается сильное эмоциональное воздействие.

Мир Надир Зейналов "Апшеронские сеятели", 1972

Мир Надир Зейналов "Апшеронские сеятели", 1972

В "Апшеронских сеятелях" мужицкая сила героического труда и эмоциональный накал еще сильнее. Художник Мир Надир Зейналов использует два очень важных приема: во-первых, фигуры сеятелей настолько обобщены, что их совместный силуэт стремится занять все прямоугольное пространство картины; а во-вторых, – это кроваво-красный цвет, которым залита пашня. Дополнительный акцент сделан на лопатах, холодная сталь которых острым клином врезается в землю полей. Эмоциональным центром картины становится лицо старого крестьянина, обрамленное белой косынкой. Его грубые черты, нос с горбинкой, уставшие глаза передают всю тяжесть повседневного крестьянского труда, но в то же время восхищают силой и несломленностью.

Джавад Мирджавадов "Всадники", 1972

Джавад Мирджавадов "Всадники", 1972

В 1991 году состоялась первая персональная выставка художника Джавада Мирджавадова в ЦДХ на Крымском Валу. Для Москвы его живопись стало настоящим открытием. О его творчестве практически ничего не было известно, а сам автор был знаком лишь узком кругу азербайджанских художников, и музейным работникам, которые ездили по советским республикам с выставками. Автор жил затворником, ему вечно не хватало денег, но живопись, которой он посвящал все свое время, стала делом его жизни. В этих примитивных образах чувствуется какая-то архаическая мощь, "повышенная жизненность", "пружинная плоть". "Все бытие полыхает пестротой, даже темное", – вспоминал один из друзей художника.

Расим Бабаев "Ветеран войны", 1976

Расим Бабаев "Ветеран войны", 1976

Расим Бабаев учился в Московском художественном институте имени Сурикова, поэтому в его живописи сильно сказалось влияние столичной школы. При этом, особенно в поздней живописи, ему удалось сохранить яркость цвета, характерную для южной азербайджанской живописи.

Ашраф Мурад "У Каспийского моря", 1975

Ашраф Мурад "У Каспийского моря", 1975

Это и следующее изображения представляют собой многофигурные композиции двух различных художников – Ашрафа Мурада и Таира Салахова. Первый изображает отдых, второй – трудовые будни. При этом работы очень близки по колориту. Интересно, что картина Мурада была создана позже всего лишь на 15 лет, но социальный заказ сильно изменился: ушла потребность воспевать социалистическую стройку. С другой стороны, намного сильнее стали позиции неофициального искусства.

Таир Салахов "С вахты", 1957

Таир Салахов "С вахты", 1957

Одно из поздних произведений "сурового стиля". Таир Салахов изображает рабочих, возвращающихся со смены. При этом, если сравнить с другими произведениями того же направления (например, с "Нефтяниками" Джавадова), то здесь совсем нет того надрыва, с которым изображали рабочих художники. Героические фигуры людей, сопротивляющихся волнам и ветру, выглядят очень грациозно.

Таир Салахов "Портрет композитора Кара Караева", 1960

Таир Салахов "Портрет композитора Кара Караева", 1960

Таир Салахов на сегодняшний день остается, наверное, самым известным из представителей азербайджанской школы живописи. Его гиперреалистические произведения 2000-х далеки от утонченных образов 1960-х годов. В этом смысле портрет композитора Кара Караева является одним из лучших образцов раннего творчества художника.

Геюр Юнусов "Большой арбуз", 1990-е

Геюр Юнусов "Большой арбуз", 1990-е

Если другие художники азербайджанской школы в рамках национальной стилевой школы обращались к более или менее интернациональным темам, то Геюр Юнусов был азербайджанским автором именно на изобразительном, сюжетном уровне. Его герои всегда представлены в национальных костюмах и занимаются обычно какими-то очень типичными вещами. При этом, яркость цвета и обобщенность форм роднит живопись Юнусова с художниками более раннего периода 1950–1960-х годов.

Геюр Юнусов "Бакинцы", 1989

Геюр Юнусов "Бакинцы", 1989

Персонажи Юнусова статичны и отстраненны, они никогда не смотрят напрямую зрителю в глаза. При этом за их плечами нередко появляются загадочные мифические существа, арабская вязь, изречения из Корана или религиозная символика.

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

закрыть
Яндекс.Метрика