Москва 24

Культура

10 мая 2016, 13:31

10 неизвестных: восточные мотивы Льва Бакста

Лев Бакст, Автопортрет, 1893

9 мая исполнилось 150 лет со дня рождения художника Лев Бакста, одного из виднейших деятелей объединения "Мир искусства" и театрально-художественных проектов Сергея Дягилева.

Лев Бакст "Портрет Сергея Дягилева", 1905

Лев Бакст "Портрет Сергея Дягилева", 1905

Лев Самойлович Бакст (Розенберг) стал одним главных художников, определивших вкус и стиль целой эпохи на рубеже XIX и XX веков. Его имя неразрывно связано с объединением "Мир искусства" и "Русскими сезонами" Сергея Дягилева. Выдающийся русский театральный и художественный деятель, именно он пригласил Бакста оформлять декорации и создавать эскизы для костюмов к спектаклям.

Лев Бакст "Элизиум", 1906

Лев Бакст "Элизиум", 1906

В 27 лет Бакст оказался в Париже, где импрессиониты, модерн и художественная жизнь захватили его целиком и полностью. Здесь он работает над первми акварелями и театральными эскизами. Образ античного Элизиума, Элисия (откуда появилось название "Елисейские поля") – поля блаженных, праведных, загробный мир, – появляется на рубеже XIX–XX веков, в эпоху символизма и становится очень важным символом в русском искусстве, обозначая таинственный мир грез и сновидений, отражая, таким образом, понимание мира как театра и иллюзии.

Лев Бакст "Эскиз костюма Вакханки к балету "Нарцисс", 1911

Лев Бакст "Эскиз костюма Вакханки к балету "Нарцисс", 1911

В скором времени работы Бакста получают одобрение критиков. Игорь Грабарь писал: "В последние годы сильно выдвинулся на акарельных выставках г. Бакст, молодой художник, пробывший несколько лет в Париже. Он довольно свободно владеет рисунком и имеет все задатки колориста... Везде чувствуется рисовальщик с большим чувством пятна." "Нарцисс и Эхо", одноактный балет хореографа Михаила Фокина на музыку Черепнина, показанный впервые в 1911 году в Монте-Карло. Все костюмы и декорации были выполнены по эскизам Льва Бакста. В главных ролях выступили главные танцоры труппы Дягилева – Вацлав Нижинский и Тамара Карсавина.

Лев Бакст "Эскиз костюма к балету "Голубой бог" с Вацлавом Нижинским в главной роли", 1911

Лев Бакст, "Эскиз костюма к балету "Голубой бог" с Вацлавом Нижинским в главной роли, 1911

В мае 1912 года в театре Шатле труппа Русского балета Дягилева представила очередной былет "Голубой бог" по сценарию Ж. Кокто и Ф. Мадразо на музыку композитора Р. Ана. Фокин и Бакст работали одновременно над несколькими балетами, и за две недели до открытия сезона в Париже, где премьера "Голубого бога" уже была объявлена, раздраженный срывом планов и финансовыми потерями Дягилев возложил вину на Бакста, что привело к ссоре художника с антрепренером.

Лев Бакст "Эскиз декорации к четвертому акту балета "Мученичество Святого Себастьяна", 1911

Лев Бакст "Эскиз декорации к четвертому акту балета "Мученичество Святого Себастьяна", 1911

Музыкальная мистерия в пяти действиях на тему жизни святого Себастьяна с текстом, написанным в 1910-х годах итальянским писателем Габриэле Д'Аннунцио. Музыку создал французский композитор Клод Дебюсси. Главная роль была создана специально для Иды Рубинштейн, а хореографию балета разработал Михаил Фокин.

Лев Бакст "Эскиз костюма Фавна для Вацлава Нижинского к балету "Послеполуденный отдых фавна" и обложка программки для Седьмого Сезона "Русского Балета", 1912

Лев Бакст "Эскиз костюма Фавна для Вацлава Нижинского к балету "Послеполуденный отдых фавна" и обложка программки для Седьмого сезона "Русского балета", 1912

Поощряемый Дягилевым Нижинский попробовал свои силы как хореограф и втайне от Фокина репетировал свой первый балет "Послеполуденный отдых фавна" на музыку Клода Дебюсси. Он построил свою хореографию на профильных позах, заимствованных из древнегреческой вазописи. Премьера балета состоялась на сцене театра Шатле в Париже в 1912 году.

Лев Бакст "Эскиз декорации к балету "Шехерезада", 1910

Лев Бакст "Эскиз декорации к балету "Шехерезада", 1910

Балет "Шехерезада" Михаил Фокин поставил на музыку симфонической сюиты Николая Андреевича Римского-Корсакова по сюжету сказки из "Тысяча и одной ночи" "О царе Шахрияре и его брате", повествующей о красноречии царевны Шехерезады, освободившей от смерти молодых жен Шахрияра. Первой исполнительницей главной роли стала Ида Рубинштейн, а партию ее раба станцевал все тот же Вацлав Нижинский.

Лев Бакст "Эскиз костюма к балету "Карнавал" – Эстрелла", 1910

Лев Бакст "Эскиз костюма к балету "Карнавал" – Эстрелла", 1910

"Карнавал" – одноактный балет-пантомима на музыку одноименного фортепьянного цикла Роберта Шумана, впервые поставленный 20 февраля 1910 года Михаилом Фокиным по собственному сценарию для благотворительного концерта в Петербурге в зале Анны Павловой. В том же году балет был приобретен Дягилевым для "Русских сезонов" и показан летом того же года в Берлине и в Париже, где имел большой успех. В своих мемуарах Фокин писал, что права на постановку балета у него, кроме Дягилева и императорских театров, закупили театры Стокгольма, Копенгагена, Буэнос-Айреса и многих частных антреприз.

Лев Бакст "Эскиз костюма к балету "Жар-птица", 1910

Лев Бакст "Эскиз костюма к балету "Жар-птица", 1910

Первоначально Дягилев привлек для написания музыки опытного композитора Анатолия Лядова. Лядов работал слишком медленно, и Дягилев в конечном итоге передал заказ 28-летнему Стравинскому. Балет сделал Стравинского известным, а также положил начало сотрудничеству, в результате которого появились балеты "Петрушка" и "Весна священная". Балет написан по мотивам русских народных сказок о волшебной птице, которая является одновременно и благословением, и проклятием для человека, завладевшего ей.

Лев Бакст "Эскиз костюма к балету "Спящая красавица", 1921

Лев Бакст "Эскиз костюма к балету "Спящая красавица", 1921

Балет "Спящая красавица" был поставлен на музыку П.И. Чайковского. Бакст часто вспоминал свое знакомство с композитором, во время которого, он показал Чайковскому первые эскизы к "Спящей красавице": "В течение трех часов я жил в волшебном сне, опьяненный феями и принцессами, роскошными, отливающими золотом дворцами, очарованием сказки... Все мое существо как бы вторило этим ритмам, этому лучезарному и свежему потоку прекрасных, уже близких, мелодий... В тот вечер, мне кажется, мое призвание определилось".

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

Яндекс.Метрика

Следите за новостями:

Больше не показывать