Новости

Новости

24 апреля 2013, 15:34

Культура

Куратор Стас Шурипа о профессии, современном искусстве и символах

Если посмотреть анонс любой выставки – художественной или фотографической, можно увидеть, что наравне с именем художника всегда упоминается имя куратора. Но большинство людей по-прежнему ничего не знают об этой профессии. М24.ru решил поговорить с художником и куратором Стасом Шурипой, чтобы выяснить - зачем нужен куратор и как им стать. Мы встретились с ним в Центре современного искусства "Винзавод", где Шурипа организовывал несколько выставок молодых художников, например “Кажется здесь чего-то не хватает“, при поддержке Галереи 21.

- Расскажите, пожалуйста, в чем вообще смысл работы куратора?

- Лет сто назад профессии кураторов еще не было, но существовала четкая граница между искусством и неискусством. Было понятно, что вокруг происходит неискусство, но если пойти в музей, то там будет искусство.

- Сейчас эта граница размыта. Во-первых, у современного человека очень эстетизированное восприятие. Каждый из нас, живущих в современной городской среде, уже видит повседневную реальность через эстетические стандарты восприятия, мы вбираем их в себя через общение с другими, через общий интеллект и культуру, то есть постоянно.

“Тент-сити“, 160х145см, акрил/холст, 2012, Стас Шурипа

Поэтому, с одной стороны, мы готовы видеть искусство в неискусстве сами, без вмешательства художника, с другой стороны и художники экспериментируют, расширяя границы того, что считается искусством, а значит и ломая привычки восприятия.

И вот сегодня сложилась ситуация, когда мы легко направляем эстетические ожидания на обыденные вещи, в то время как искусство наоборот уходит от традиционных представлений о красоте, которые в свою очередь смещаются в область потребления и масс-культа. Как следствие и возникает культурная функция куратора, поскольку требуется организовать материал, уже обладающий художественным смыслом, то есть произведения художников. Ведь кроме отдельных работ есть еще и выставка, которая обычно воспринимается как самостоятельное высказывание. Задача куратора и состоит в том, чтобы создать некий фон, контекст, в котором произведение открывает зрителям максимум смыслов.

Кураторский жест, высказывание может работать на разных уровнях: можно например просто расставить и развесить работы, немного другое дело – создать контекст для того, что хотел сказать художник, показать произведение так, чтобы зритель смог почувствовать связи искусства с реальностью, с происходящим в обществе и культуре.

В истории нередко бывало, что художник выполнял роль куратора. В принципе, такие деятели появились раньше, чем профессиональные кураторы. Художники собирались, общались, договаривались между собой, и если кто-то предлагал интересное для всех видение, то по факту он и мог выполнять роль куратора.

- Какие знания необходимы куратору? В России, в отличие от Запада, нет тематических курсов или факультетов в художественных вузах.

- В развитых арт-системах это особая профессия, требующая специального образования. Но это не обязательное условие. Навыки вырабатываются из практики. Важно иметь чувствительность к искусству, а так же понимать как и почему выстраиваются отношения и взаимодействия в профессиональном поле. Для этого специальные курсы не нужны, но важна общая осведомленность, помогает и хорошее знание теории и истории искусства.

“Городской пейзаж 0510“, 146х184см, холст/акрил, 2010, Стас Шурипа

Другое дело, что сама по себе профессия куратора – это продукт довольно высокой организации арт-системы. Это значит, что в обществе уже должна быть культура восприятия искусства, осознанный интерес и понимание. То есть куратор не возникает сам по себе, “в чистом поле“, в отличие от художника. Тут наоборот: художники возникают в любое время, в любом обществе, в развитом и отсталом, в тоталитарном и демократическом, они просто рождаются, и затем в зависимости от социальных условий или развиваются или нет...

А вот куратор – это “наблюдатель второго порядка“, один из видов деятельности, ставших особенно важными начиная со второй половины XX века. Это когда ты наблюдаешь не само явление, а то как его наблюдают другие. Или создаешь высказывание из других высказываний. Похожими вещами занимаются дирижер или редактор, ведь то, что делают скрипач и журналист - это уже своего рода искусство, но его можно включить в более широкую систему, симфонию или выпуск журнала.

Так что в наибольшей мере эффективность этой работы проявляется в сложных и хорошо развитых арт-системах, в так называемом глобальном арт-мире, чьим стандартам, в общем-то, и надо соответствовать.

- Соответствовать получается?

- Тут как посмотреть. С одной стороны, есть много интересных художников, все развивается, а с другой – при всей активности наш арт-мир невелик и слабо связан с глобальной художественной средой. Скорее всего он будет эволюционировать, а вместе с этим будет расти и востребованность кураторской работы. Это еще и более общий вопрос динамики и открытости культурной жизни: должно быть достаточно много разных событий, выставок, обсуждения, критики. Когда есть много разного искусства, то растет и культурная разрешающая способность, зрители видят и понимают больше, считывают больше различий.

“Организмы“, фото, 45х60см, 2010, Стас Шурипа

- Куратор и художник – какие между ними отношения?

- Отношения могут складываться самые разные. Теоретически, куратор видит больше – художника с его работой и еще что-то за ним, контексты, культурные связи. Художник куратора обычно не исследует, он смотрит на свою работу. При этом для куратора очень важно иметь контакты с художниками, ведь каждый художник - это уникальная траектория в культурном пространстве. Так в общении с художниками кристаллизуется кураторское видение, которое помогает правильно показать их работы зрителям.

- А не мешает ли вашим амбициям художника работа куратором?

- Обычно не мешает. Хотя иногда это бывает проблемой, - когда не хватает времени. А так, я чувствую какое-то равновесие между этими двумя занятиями. Как художник, я сознательно ограничиваю выразительный язык и полет фантазии, делаю достаточно лаконичные работы, требующие медитативной настроенности. Меня интересует, как можно простым визуальным языком показать то, о чем невозможно рассказать, опыт, своего рода внутреннее зрение. В роли куратора внутренний взор должен быть более подвижным и где-то даже поверхностным. В этом есть что-то от культурного серфинга, досуга. И поэтому я с удовольствием организовываю выставки, если есть интересные работы.

- Может ли человек без художественного образования стать куратором? Куда ему податься? Как начать?

- Конечно, может. Надо просто учиться разбираться в искусстве. Хорошо если ориентируешься в истории искусства, понимаешь логику его развития, знаешь много исторически значимых произведений.

Должно быть понимание современной ситуации, нужно представлять, какие ценности, какая повестка дня, причем и в глобальном плане, и в местном. Это похожие вещи, но они обычно не совпадают; например, Москва, Буэнос-Айрес, Пекин находятся в одном времени, но текущие проблемы, или скорее принятые способы отношения к проблемам - у них разные. Язык современного искусства один, но диалектов много. Так что ничего сложного, просто нужно много читать и обязательно ходить на выставки. Если ты видел мало выставок, то самому их делать скорее всего будет трудно.

На более глубинном уровне важна какая-то чувствительность, типа музыкального слуха, только к связям образов со смыслами. Все начинается с умения читать реальность как систему культурных знаков.

Вот, идешь ты по улице, и все привычно: вокруг образы – на картинках, в поведении, в предметах. Но каждый образ нечто сообщает другим образам: убеждает, приглашает и так далее. И с одной стороны, ты видишь, как все это сконструировано, даже те образы которые кажутся самыми естественными, а с другой – чувствуешь выразительность и даже некий драматизм этих конструкций, наблюдая их на фоне исторического момента.

Наверное, это требует чуткости к идеям, даже к идеологиям – философским, социологическим, историко-художественным, политическим. При подготовке и концептуализации выставки тебе нужно давать проявляться идеям, находя правильную тональность, атмосферу выставки. Чтобы был не только набор работ, но и еще некое более общее, хотя возможно, и менее заметное на первый взгляд высказывание.

Виктория Сальникова

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

закрыть
Яндекс.Метрика