Рената Литвинова: Я бы хотела исполнить мужскую роль

культура театр

14 сентября, 10:18

Кинорежиссер и сценарист Рената Литвинова представила в МХТ имени Чехова спектакль "Северный ветер" – свою первую работу в качестве театрального режиссера. Это фантасмагория о Севере, смерти и любви, в которой актриса исполняет одну из ролей.

После премьеры Рената Литвинова рассказала порталу Москва 24 о работе с Земфирой, поделилась своей тайной и объяснила, почему в мужчине должно быть много женского.


Фото: портал Москва 24/Юлия Иванко



Постановка была подготовлена Литвиновой по ее собственной пьесе, музыку написала Земфира, а костюмы сделал российский дизайнер Гоша Рубчинский. В спектакле все предельно минималистично. Строгие костюмы и платья в черной и серой палитре, сценография (Николай Павлов) простая, но очень точная: стол, несколько стульев и окно, то и дело подсказывающее, как меняются атмосфера в доме и настроение героев.


О собственном жанре

Фото: портал Москва24/Юлия Иванко

Это фантасмагория, но все равно я каждый раз тяну свою песню – в кино, теперь и в театре. Это некий ковер, в котором все эти нити спутаны. Я не буду отрицать, у меня существует какой-то собственный жанр, он очень камерный, авторский, свой. И мне нравится эта моя камерная ниша, я в ней лежу. Если она еще кому-то интересна – я очень рада. Мы репетировали этот спектакль почти год, за это время столько драм было, столько страданий. Я же никогда не работала в театре: это совершенно другой опыт, полностью отличается от кино. В кино три дубля, четыре, десять дублей – и до свидания. А здесь нет никакого до свидания: девять месяцев бок о бок… Вот такой он, его величество театр.

Действие спектакля "Северный ветер" разворачивается в 1950-х годах. В центре сюжета – семейное празднование Нового года. В доме за большим праздничным столом собрались несколько поколений довольно богатого семейства. Они по традиции сжигают желания, мечтают и не верят в свое счастье, а потом – в несчастье. Новый год повторяется снова и снова – каждый раз с неожиданной новостью.

Годы проходят, власти сменяется, а вот человеческие несчастья, смерть и желание любить остаются прежними. Будут моменты абсурда, сюрреализма и фантазии. Будет смерть с кодовым именем "Исполнительный Оборот 1226", и "северная ария", и, конечно, вопросы: может ли человек обхитрить судьбу и добавить тринадцатый час на циферблат, способна ли женщина влюбиться в другую женщину, почему каждую зиму ветки леденеют и что произойдет, если ты встретишь любовь всей жизни перед самой смертью?

Спектакль можно увидеть на Малой сцене МХТ имени Чехова 14, 25 сентября, 2, 9, 10 октября.


О пьесе

Мне кажется, что даже не я написала эту пьесу. Почему вдруг Север? Эта такая территория, у которой удалены некоторые элементы, территория, где нужно управлять хаосом. Вот, например, есть героиня – "1226", ее еще называют смертью. Это некое существо, чиновник, в архиве у которого случился сбой. И она ничего не может сделать, она должна управлять хаосом, ведь самый главный элемент, который управлял этой территорией, удалили. Наверное, этот элемент и есть любовь.

О том, как выбирают жен

В спектакле одни и те же актрисы играют по несколько ролей, и это мне нравится. Софья Эрнст, например, исполняет три роли – потому что постоянно эти мужчины выбирают один и тот же тип женщин. Почему так? А вы не заметили, что мужчины могут сменить несколько жен, но все они будут похожи друг на друга, разве что возрастом отличаться. И сыновья, кстати, выбирают женщин, похожих на своих мам.

О Станиславском

На самом деле в этом спектакле актеры легко могут сыграть роли друг друга. Я могу запросто перекинуть одного артиста на другую роль. Если вспомнить Станиславского, он всегда делал все свои спектакли так, чтобы артисты играли все роли. Например, ставил он Чехова, и одна и та же актриса повторяла все роли из этой пьесы, она могла сыграть кого угодно. В принципе это такая школа внутри спектакля, которую я, кстати, здесь прохожу. Я лично сыграла в этом спектакле и Смерть, и Маргариту, и Северный ветер – это самая главная ипостась. В каком-то смысле у нас такая лаборатория внутри этого текста.

Об альтер эго

Фото: портал Москва24/Юлия Иванко

Хочу открыть вам тайну, я всех своих героинь называю Маргаритами. У меня есть какой-то странный набор имен, а к остальным не лежит душа. Так что герои у меня Маргариты, Михаилы, Хьюго… Если Маргарита выглядит как альтер эго, то окей. Но в этом спектакле у меня все персонажи – альтер эго, не буду ни от кого отказываться.

О Земфире

Музыка потрясающая, особенно в финале, – все рыдают. Земфира – выдающийся композитор, я считаю, что она соавтор этой пьесы. На самом деле у нас должен был быть другой композитор, но он, как бы помягче сказать, исчез. Земфира просто пришла на прогон – музыки у нас так и не было. Она посмотрела спектакль и за пять дней написала большую часть музыки для этой постановки. Но сказала мне: "Это не потому что я тебя знаю, с тобой знакома и много работаю, а потому что мне понравилась пьеса".

На самом деле Земфира – перфекционист, маньяк идеального результата. Мы репетировали, а она выявила, что одна колонка испорчена. У нас шли свои актерско-режиссерские дела, но все это стало неважно, мы все начали думать, что случилось с колонкой, потому что она хрипела. Вызвали все службы, оказалось, что перегорел какой-то усилитель. Все починили, и только после этого Земфира сказала: "Теперь хорошо звучит". Потом она просто перекинула сумочку на плечо и коротко добавила: "Я пойду".

О мужском и женском

Фото: портал Москва 24/Юлия Иванко

Знаете, я бы так хотела сыграть и мужские роли тоже. В спектакле у мужских персонажей много женского. Но ведь в мужчине и в жизни столько женского. Я когда разговаривала с Люком Бессоном, он мне сказал: "Я наполовину женщина, наполовину мужчина". Это совершенно не касается ориентации. И он объяснил: "Я хочу быть таким, потому что я хочу знать про женщин больше". Так что не нужно этого бояться.

О других ролях

Кого бы я сыграла? Ну самый мой любимый мужской персонаж – Бенедикт (Павел Ворожцов). А как бы я сыграла профессора Жгутика! Этот человек, который объединился с другой женщиной – почтальоншей, их обоих никто никогда не любил. И как они полюбили друг друга на почве того, что их не любит никто. И как им радостно от того, что кому-то отрывают руку, кому-то – ногу. И они понимают, что они такие реваншисты. И вот они вдруг обрели друг друга.

О случаях, которых все ждут

Так ведь бывает: раз – и встретились. Особенно когда жена остается в квартире, а мужчина выходит вынести мусор и встречает женщину своей жизни. Это на самом деле так круто – случай. Ведь, знаете, женщины в нашей стране всегда красятся, надевают эти дурацкие высокие каблуки, бродят в них по улицам... В надежде на что? В надежде на встречу с главным мужчиной своей жизни. И вот Бенедикт также хочет встретить главную женщину своей жизни. Разве вам это не знакомо? Мы так хотим, чтобы нас любили. Но почему нас никто не любит? Наверное, это пьеса о том, что все мы хотим любви. Пожалуйста, мечтайте, и у вас все сбудется.



Лучкина Наталья

Материалы по тегам

Яндекс.Метрика