16 ноября 2018, 12:59

Ученые назвали самый мрачный год в истории

Фото: depositphotos/leolintang

536 год стал худшим годом в истории человечества, пишет журнал Science. Тогда на Европу на целых 18 месяцев опустился густой туман, люди жили во мраке. Это явление наблюдалось также на Ближнем Востоке и в некоторых районах Азии

"Весь год солнце испускало свет как луна, без лучей, как будто оно потеряло свою силу", – писал историк из Византии Прокопий Кесарийский. По словам историка, во время мрака не прекращались войны, люди терпели постоянные бедствия. "Шел десятый год правления Юстиниана",– записал Кесарийский.

Известно, что из-за нехватки солнечного света резко упала температура, и последующее десятилетие стало для Европы самым холодным за последние 2300 лет. В тот год в Китае летом выпал снег, начался неурожай.

Специалисты из Гарвардского университета долго спорили, что именно произошло в 536 году. Ученые взяли образцы снега из горных ледников в швейцарских Альпах, поскольку все изменения химического состава атмосферы "записываются" в слоях спрессованного снега.

Ученые выяснили, что в 536 году произошло мощное извержение вулкана, облако пепла обволокло северное полушарие. Затем случилось еще несколько извержений – в 540 и 547 годах. Эти последовавшие один за другим события в сочетании с эпидемией чумы погрузили Европу во мрак.

Также в 2015 году было установлено, что похолодание 536 года стало началом позднеантичного малого ледникового периода, продлившегося до 660 года нашей эры.

Ранее астрономы Калифорнийского университета в Сан-Диего (США) заявили, что уже к 2050 году может произойти резкое снижение активности Солнца, из-за чего звезда станет холодной и тусклой.