15 июня 2018, 16:31

Ученые создали технологию для определения аутизма на стадии эмбриона

Фото: depositphotos/pressmaster

Российские ученые создали технологию внутриутробного наблюдения за развитием миелина в мозге плода. Это позволяет судить об аномалиях развития мозга на начальных этапах формирования ЦНС. Итоги работы опубликованы в журнале American Journal of Neuroradiology.

Нервные волокна периферической и центральной нервной системы окружены защитной оболочкой из миелина. Из-за ее повреждений нарушается работа нервной системы.

Процесс миелинизации начинается примерно на пятом месяце развития плода и продолжается после рождения. Нарушения этого процесса могут повредить миелиновую оболочку нервных волокон. Из-за этого из строя выводится центральная нервная система. Ученые из Томского государственного университета и Института "Международный топографический центр" Сибирского отделения РАН разработали метод количественной оценки процесса миелинизации мозга плода с помощью МРТ.

Авторы исследования предлагают использовать для этих целей новый метод – картирование макромолекулярной протонной фракции (МПФ). При обычной МРТ источником сигнала являются протоны в воде, а метод картирования МПФ измеряет число протонов, входящих в состав клеточных мембран. Новый метод позволяет выделить сигнал протонов, относящихся к миелиновей оболочке.

Участницами исследования стали более сорока беременных женщин на сроке беременности от 18 до 38 недель. Оказалось, что новая технология позволяет выявлять очень малые количества миелина на ранних стадиях его формирования с высоким пространственным разрешением и коротким временем сканирования – менее пяти минут.

Ранее британские ученые разработали анализ крови и мочи на аутизм. Они выявили связь между расстройствами аутистического спектра и повреждением белков в плазме крови из-за окисления и процессов, при которых активные формы кислорода или восстанавливающие углеводы, такие как глюкоза и фруктоза, спонтанно изменяют белки. Сейчас диагностика по крови и моче – самый надежный способ, чтобы обнаружить заболевание.

В прошлом году специалисты выяснили, что дети с аутизмом чаще рождаются у мужчин с высоким интеллектом. Ученые проанализировали медкарты 309 803 детей, отцов которых призвали в армию Швеции из-за высоких баллов в технической части теста на коэффициент интеллекта. У мужчин с IQ от 111 и выше дети с аутизмом рождались на треть чаще, чем у тех, чей IQ достигал около 100.