Движение на ряде улиц Москвы перекроют 26 апреля

05 декабря 2018, 17:01

Заблудившиеся спутники "Галилео" подтвердили теорию относительности

Фото: ТАСС/DPA

"Заблудившиеся" зонды навигационной системы "Галилео" помогли ученым точно проверить принцип эквивалентности Эйнштейна. Результаты исследований были опубликованы в журнале Physical Review Letters.

По словам Пакоме Дельвы из Сорбонны, в ходе экспериментов физикам "пришлось синхронизировать часы с рекордно высокой точностью и убрать все систематические ошибки в замерах времени". "Представьте себе – их показатели не должны были различаться более чем на четыре миллионных доли микросекунды", – пояснил ученый. Команде физиков удалось провести максимально точную проверку одной из основ общей теории относительности Эйнштейна – принципа эквивалентности.

Согласно этому принципу, частицы света с разной длиной волны, испущенные далеким объектом в космосе, прибудут к Земле в одно и то же время, даже пройдя сквозь мощные гравитационные поля. Исследователи неоднократно доказывали действенность этого правила как на Земле, так и на орбите. Однако у них оставались сомнения в том, соблюдается ли он в экстремальных условиях космоса – среди нейтронных звезд или в окрестностях черных дыр.

Сомнения удалось рассеять после того, как Европейское космическое агентство передало ученым контроль над зондами системы "Галилео", выведенными на "неправильную" орбиту из-за ошибки в работе разгонного блока "Фрегат-МТ". Рассчитав возможные погрешности измерений и вычислив орбиты зондов "Галилео", физики смогли проверить принцип эквивалентности с точностью, примерно в пять раз превышающей данные более ранних экспериментов.

За все время наблюдений они не зафиксировали никаких нарушений теории относительности Эйнштейна. Максимальный уровень отклонений от теории, уточнил Пакоме Дельва, составил всего 0,00015% и был вызван погрешностью работы приборов.