Новости

Новости

19 апреля 2017, 15:00

Технологии

Личный выбор: переход на электронные трудовые книжки будет добровольным

Фото: ТАСС/Смирнов Владимир

Переход на электронные трудовые книжки должен быть добровольным. Об этом ТАСС сообщил глава Роструда Всеволод Вуколов. Эксперты рассказали m24.ru, какие минусы и плюсы у перехода на электронное кадровое делопроизводство.

По словам Всеволода Вуколова, документооборот нужно упростить. "Ведение кадрового делопроизводства в электронном виде позволит защитить трудовые права граждан, в частности, вахтовиков и дистанционных работников, и значительно снизить издержки организаций на бумажную пересылку документов. Необходимо создать условия, при которых документооборот станет проще. Это особенно актуально для крупных компаний и должно носить добровольный характер", – сказал глава ведомства.

Ранее глава Сбербанка Герман Греф заявил, что трудовые книжки в России в их нынешнем бумажном виде неудобны работодателям, самим гражданам и Пенсионному фонду.

На заполнение книжки тратится много времени. При этом писать в ней нужно обязательно синей ручкой и ставить только синюю печать. Кроме того, по словам Грефа, трудовые книжки при утере доставляют лишние хлопоты и самим работникам.

"Нужно провести пилотный проект, чтобы выявить недостатки и пробелы"

Член НП "Эксперты Рынка Труда" Антон Куприянов считает, что сначала нужно провести пилотные проекты в небольших коммерческих организациях.

"Переход на трудовые книжки в электронном формате – вопрос насущный. И обсуждается он давно. Естественно, этот переход должен проходит постепенно. Сначала необходимо выбрать в определенной отрасли коммерческие организации, которые будут переходить на электронные трудовые книжки. Позже – перевести крупные организации. И потом уже государственные службы", – сказал эксперт.

По его словам, предварительно нужно провести повышение квалификации сотрудников, которые будут работать с электронным кадровым документооборотом.

"Огромное значение имеет человеческий фактор. Представьте, сколько ошибок и брака может возникнуть"

"Вопрос не только в формате, но и в квалификации сотрудников. Огромное значение имеет человеческий фактор. Представьте, сколько ошибок и брака может возникнуть. Нужно детально подойти к обучению сотрудников. И в первую очередь нужно провести пилотный проект, чтобы выявить недостатки и пробелы. И только через пять-десять лет возможен полный переход в электронный формат", – заявил Куприянов.

Он также подчеркнул: пока что полностью отказываться от печатного формата нельзя. "Я думаю, что нужно вести параллельно два формата. Не отказываться от бумажных носителей и параллельно ввести электронный формат. Но эту систему нужно внедрять. Она позволит не только упростить документооборот, но и защитить права дистанционных работников. Электронные трудовые книжки – это, кстати, не новинка. Такая практика есть за рубежом, в частности, в США и во многих европейских странах. Просто нужен комплексный подход. Думаю, что рынок труда ожидают серьезные перемены", – заключил специалист.

"Какой бы документооборот в электронном виде не делали, всегда часть документов дублируется в бумажном виде"

Директор центра социально-политического мониторинга РАНХиГС Андрей Покида отметил, что при переходе на электронный формат, нужно будет полностью исключить бумажный.

"Какой бы документооборот в электронном виде ни делали, всегда часть документов дублируется в бумажном виде. Необходимость в печатном формате есть. Поэтому я несколько скептически отношусь к переходу на электронный формат. Тогда бумажный формат нужно полностью отменять. Но наверняка бумажные версии остаются", – сказал эксперт.

Он предположил, что для граждан будет спокойнее с бумажными документами. "Обычным гражданам, например, проще хранить документы в бумажном виде. Это своего рода уверенность. Возможно, психологический момент. Единственная проблема – возможная потеря документа. В этом плане с электронной версией легче. Да и для предприятий в какой-то мере электронный вариант проще", – объяснил Покида.

"Главное, чтобы не происходило дублирования"

По его словам, электронный формат не должен удваивать работу кадровиков. "Главное, чтобы не происходило дублирования. Вряд ли работа упростится, ее в два раза станет больше. Сотрудник должен заниматься и электронной формой, и печатной. В идеале, электронная форма – это замечательно. Упрощается деятельность предприятий, сам документооборот, в конце концов, бумаги меньше тратится. Это в идеале. А на деле, чтобы система заработала, бумажную версию нужно будет исключить,– отметил Покида.

Он отметил: электронную систему нужно будет продумать до мелочей. "Безопасность должна быть на высшем уровне. Чтобы и мысли не было про утечку информации. И, конечно, сам переход должен быть постепенным. Думаю, электронные трудовые книжки будут появятся у новых сотрудников. Вряд ли в электронный формат будут переводить старые книжки. Зачем проводить эту громадную работу", – заключил эксперт.

"Все бумаги, относящиеся к кадровому делопроизводству, хранятся огромный срок, едва ли не по сто лет"

Директор по правовым вопросам и инициативам Фонда развития интернет-инициатив Искендер Нурбеков считает, что риск перевода трудовых книжек в электронный формат минимален.

"Трудовые книжки – всего лишь одна из возможных форм хранения информации и чисто российская практика, которая к тому же сейчас не является единственным и первичным источником информации. Они важны для подсчета трудового стажа и дальнейшей выплаты пенсии, а также для информирования потенциального работодателя о наличии профессионального опыта и дисциплинарных взысканий. Но существует много дублирующих документов, по которым можно получить информацию о трудовом стаже (для начисления пенсии) и профессиональном опыте (для найма новых сотрудников). По сути, ресурсы типа HeadHunter с каждым днем знают о работнике все больше, нежели трудовая книжка, а трудовой стаж можно подтвердить договорами, зарплатными выплатами или даже приказами о найме – увольнении сотрудника. Все бумаги, относящиеся к кадровому делопроизводству, хранятся огромный срок, едва ли не по сто лет, поэтому с точки зрения потери информации риск перевода в электронный вид минимален", – отметил эксперт.

Разговоры о переводе трудовых книжек в электронный формат ведутся давно. В марте заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости Денис Васильев заявил, что в России есть все условия для полного отказа от бумажных технологий в данной сфере.

А в начале 2010-х годов обсуждалась идея по отмене трудовых книжек. Переходный период предлагалось оставить для тех, кто привык к ним. Но в 2016 году глава Минтруда Максим Топилин отверг инициативу об отказе от книжек. Однако допустил возможность перехода на электронную версию.

Наталья Лучкина

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

закрыть
Яндекс.Метрика