Движение транспорта ограничат в центре Москвы с 21:00

Новости

Новости

28 ноября 2014, 17:34

Культура

Основатель Школы акварели Сергей Андрияка: "Талантов нет, рисовать могут все"

Фото: Школа акварели С. Андрияки

В Москве работают десятки государственных художественных, музыкальных и хореографических школ. В свободное от основной учебы и работы время дети и взрослые совершенствуют в там свои таланты. Сетевое издание M24.ru запускает новый информационный проект. Мы будем писать о том, как работают самые известные и необычные творческие школы города.

Есть в Гороховском переулке красное кирпичное здание, с виду похожее на замок. Сюда с этюдниками через плечо спешат будущие художники. Это Школа акварели Сергея Андрияки, в которой основы изобразительного искусства преподают по уникальной авторской методике. Мы узнали у Сергея Николаевича, зачем преподаватель опускается до уровня ученика, как научиться рисовать с нуля и почему нельзя продавать детские картины.

Сергей Андрияка. Фото: Школа акварели С. Андрияки

Сергей Андрияка, ректор Академии акварели и изящных искусств, основатель и художественный руководитель Школы акварели

Студент и преподаватель в одном лице

Фото: Школа акварели С. Андрияки

"На выбор профессии во многом повлияло то, что я вырос в семье педагогов. Мой отец был художником и директором Суриковской школы. А мать преподавала иностранный язык.

В 1977 году я поступил в Суриковский институт. Тогда даже не думал, что придется учиться и одновременно преподавать. Я был самым молодым педагогом, начал работать в возрасте 21 года. Во многом мое преподавание в Суриковской школе обусловило дальнейшую методику обучения в Школе акварели. Суть ее в том, что преподаватель на личном примере показывает ученику, как нужно рисовать. То есть в Школе акварели все, что преподаватель задает ученику, он выполняет вместе с ним.

Педагогику и собственное обучение я совмещал шесть или семь лет, потом ушел из Суриковской школы в Суриковский институт".

От частной студии к Школе акварели

Фото: Школа акварели С. Андрияки

"После ухода из Суриковского института я задумался, можно ли научить рисовать любого человека, взрослого или ребенка? И если можно, то как это сделать? Я разработал свою методику преподавания. Создал частную художественную студию, где опробовал эту методику, и она оказалась успешной. Группа учеников быстро разрасталась. Мне пришлось взять ассистентов.

Свою методику эффективного обучения рисунку, живописи и акварели я предлагал департаменту образования. Но меня мало кто слышал. Волею случая познакомился с мэром Москвы Юрием Лужковым, который поддержал идею создания художественной школы. Мы начали строительство. Изначально для школы выделили помещение сарая, который находился на заднем дворе старой Третьяковской галереи. Последовали новые поиски здания, вскоре мы получили его в Гороховском переулке. Полуразрушенное, маленькое, с бараком-пристройкой.

Здание привели в порядок, и 21 мая 1999 года школа была сдана. А учебный год начался 3 сентября. Можно сказать, что это и есть день рождения школы".

Западные ориентиры

Фото: Школа акварели С. Андрияки

"В 90-х, в отличие от дня сегодняшнего, мы активно равнялись на западные форматы. За границей дополнительное образование для взрослых очень востребовано.

Я настоял на том, чтобы создать учреждение именно для дополнительного образования. Мне предлагали основать сразу академию, но я решил, что для начала нужно, чтобы учреждение хорошо себя зарекомендовало.
Было не легко, ведь на тот момент допобразование приравнивалось федеральным правительством к кружкам по интересу".

Рисовать могут все

Фото: Школа акварели С. Андрияки

"У нас есть бюджетная составляющая, она не большая. В этом году мы принимали порядка 40 человек. С 10-11 лет ребенок может рисовать с натуры. С 6 до 11 лет – ребенок рисовать с натуры не способен. Так устроен любой человек, за редким исключением. Поэтому мы сделали основную программу по допобразованию, согласно которой для детей в возрасте 10-11 лет мы устраиваем экзамен. У нас есть подготовительные группы, там, на бюджете, занимаются только дети. Потом они сдают экзамен. Конкурс – три четыре человека на место. Занятия проводятся три раза в неделю по три часа. Часто ребята занимаются по выходным, ведь им приходится совмещать допобразование с основным.

Есть в школе и платное отделение. Также мы разработали систему обучения для младшего возраста – от 6 до 10 – 11 лет. Хотим предложить эту систему для преподавания ИЗО в общеобразовательных школах.

В Школе акварели занимаются и взрослые, но уроки уже платные. Возраст учеников от 18 лет и выше. Есть даже 85-летние. Занимаются, как правило, один раз в неделю.

Программа для детей и взрослых практически одинакова, исключение – младшие дети. Суть обучения в том, что пока ты не выполнишь задание, к новому перейти не можешь. Учатся в школе четыре года.

В нашей школе мы не говорим о талантах. Просто хотим научить рисовать. Когда вы приходите в общеобразовательную школу, вас учат русскому языку, арифметике. Никто не думает, талантливы ли вы в математике или нет. А сегодня произошел перекос – считается, что если ребенок ходит в художественную или музыкальную школу, то он сверходаренный. На самом деле талантов очень мало, их в природе почти нет.

В Школе акварели в среднем занимаются 800 тысяч человек. Из них потенциальный талант есть у двух-трех. Но он и не нужен. Люди могут получить в школе базу профессионального мастерства. Для чего рисуют? Чтобы из слепого превратиться в зрячего. Если человек воспринимает искусство пассивно, без карандаша и кисточки, он приходит на выставку, листает художественные каталоги, но не видит красоты мира. Как только он взял карандаш в руки, начинает понимать искусство. Рисовать важно учиться вне зависимости от того, какую профессию вы выберете в будущем: художника или врача".

Преподавателей нужно учить

Фото: Школа акварели С. Андрияки

"Я считаю, что если мы не будем готовить по специальным методикам профессиональные кадры для художественных школ, то образование не достигнет должного уровня.

Школа акварели, к слову, проводит курсы повышения квалификации для преподавателей некоторых художественных школ Москвы.

Что касается наших педагогов, мы гордимся возникшей преемственностью. Когда в твоей школе преподает бывший ее выпускник, это прекрасно. В 1999 году у меня работали десять человек. Сложный период. Мне даже зарплату им платить было нечем. И педагоги это выдержали.

Сейчас мы стараемся, чтобы все педагоги Школы акварели активно выставлялись и занимались творческой работой. Для этого по всей России организовываем передвижные выставки, их уже более 500.

Я лично обучаю педагогов. А они – на своем примере преподают ученикам. Мы также постоянно проводим пробные уроки и мастер-классы. Мастер-класс – это когда художник в режиме реального времени рисует перед собравшимися зрителями. При этом он комментирует каждый свой штрих, каждый мазок. Пробный урок заключается в том, что собравшимся выдаются краски, кисточки, бумага. Преподаватель занимает место рядом с учениками, опускается на их художественный уровень и постепенно вместе с ними поднимается".

Художественные школы не должны зарабатывать деньги

Фото: Школа акварели С. Андрияки

"Финансовую поддержку Школе акварели оказывают власти Москвы. Но меня огорчает, что от школ сегодня требуют зарабатывать деньги, а у нас другая функция – просветительская. Если делать упор на прибыли, то государству необходимо создать условия для соответствующей работы. Например, избавить художественные школы от непомерного налогового бремени. Но все же деньги в этой сфере не важны. Я против продажи детских художественных работ. Как только ребенок начинает продавать картины, его сознание меняется. Он берет в руки кисточку и размышляет, сколько стоит каждый мазок.

Хотелось бы, чтобы правительство Москвы выделяло больше денег на поддержку учеников-инвалидов, сирот. Для обучения изобразительному искусству этой категории детей нужны целевые средства. Ведь я же не могу заставить преподавателей обучать бесплатно.

Грустно также то, что изменилось отношение к традициям в искусстве. Я считаю, что современное искусство не может состоять только из инсталляций и перформансов. Оно разноплановое. Но почему-то ни в одном московском музее современного искусства нет работ традиционного направления".

В следующем материале читайте о том, кто основал первую детскую художественную школу в Москве

Алла Панасенко

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

закрыть
Яндекс.Метрика