Москва 24

Культура

26 сентября, 2016

10 неизвестных: фотоэксперимент Александр Родченко

Александр Родченко и Варвара Степанова в мастерской. Фото: Михаил Кауфман

По понедельникам большинство московских музеев не работают, но это не значит, что у публики нет возможности приобщиться к прекрасному. Специально для первого дня недели редакция сетевого издания m24.ru запустила новую рубрику "10 неизвестных", в которой мы знакомим вас с десятью произведениями мирового искусства, объединенными одной тематикой. Распечатывайте наш гид и смело отправляйтесь с ним в музей, начиная со вторника.

24 сентября в Мультимедиа Арт Музее открылась выставка "Александр Родченко. Опыты для будущего", приуроченная к 125-летию со дня рождения важнейшего фотографа русского авангарда.

Александр Родченко "Варвара Степанова – комсомолка с книгами. Снимок для плаката Госиздата", 1924

Александр Родченко "Варвара Степанова – комсомолка с книгами. Снимок для плаката Госиздата", 1924

Выставка "Александр Родченко. Опыты для будущего" открылась в минувший уикенд в Мультимедиа Арт Музее. Кураторам удалось собрать на трех этажах все формы искусства, с которыми работал мастер: здесь представлено более сотни фотографий, картин, графических работ и трехмерных объектов. На фотографиях – главные герои и события авангарда: супруга Родченко Варвара Степанова, поэт Владимир Маяковский, Лиля Брик, а также демонстрации, парады, премьеры, стройки. То есть все, чем запомнились воодушевленно смотрящие в будущее 1920-е годы.

Александр Родченко "Владимир Маяковский со Скотиком", 1926

Александр Родченко "Владимир Маяковский со Скотиком", 1926

Надо сказать, что главное, чего удалось достичь кураторам, – уйти от однобокого и поэтому обманчивого представления о Родченко, как о фотографе, снимавшем только авангардные композиции в динамичных перспективах. На выставке представлены репортажные и жанровые снимки, непостановочные фотографии семьи и друзей и прекрасные живописные опыты в духе Малевича.

Владимира Маяковского Родченко снимал особенно много. Они не только работали вместе над агитплакатами и рекламой, но были близкими друзьями.

Александр Родченко "Лиля Брик", 1924

Александр Родченко "Лиля Брик", 1924

Лилю Брик называли "музой русского авангарда". В бурях общественно-политических событий XX века Брик смогла сохранить буржуазную традицию литературно-художественных салонов, где собиралась вся художественная интеллигенция. Она была возлюбленной Владимира Маяковского, несмотря на то, что состояла в браке с литературным критиком Осипом Бриком. Она же стала инициатором создания первого мемориального музея поэта.

Александр Родченко часто снимал Лилю Брик. Она стала моделью на одном из его самых известных плакатов "Покупайте книги Ленгиза". А познакомил их, конечно, Владимир Маяковский. Черно-белые снимки многое скрывают от современного зрителя – поэта и фотографа, как и многих современников, восхищали ее глаза, о которых Маяковский писал: "круглые да карие, горячие до гари", огненно-рыжие волосы, "чувственный оскал" и подвижная мимика.

Александр Родченко "Утро в квартире Владимира Маяковского и Бриков в Гендриковом переулке", 1926

Александр Родченко "Утро в квартире Владимира Маяковского и Бриков в Гендриковом переулке", 1926

Маяковский даже жил у Бриков и никому этот тройной творческий союз не казался странным. Родченко и Варвара Степанова занимали положение неформальных членов семьи. Они вели по-настоящему богемную жизнь, что, конечно, в реалиях авангарда и советской жизни было достаточно смело.

Александр Родченко "Пожарная лестница", 1925

Александр Родченко "Пожарная лестница", 1925

Родченко известен в большей степени, конечно, как фотограф-конструктивист. Его предметные фотографии отличают динамика, сложные ракурсы, резкие перспективы, ритмический рисунок форм, игра света и тени. Поэтому Родченко создал целые серии снимков с лестницами, пешеходами и заводскими конвейерами: он избирал такие сюжеты, где один и тот же рисунок многократно повторяется, задавая определенный ритм черным и белым силуэтам.

Александр Родченко "Кувшин", 1928

Александр Родченко "Кувшин", 1928

Натюрморт в фотографии для Родченко стал еще одним полем исследования свето-теневой игры на поверхности. Фотографу было важно не передать суть и назначение того или иного предмета, а превратить ее в ритмический мотив форм.

Александр Родченко "Туалет", 1929

Александр Родченко "Туалет", 1929

Еще один замечательный пример того, как фотограф работал с жанровыми мотивами. Даже такой наивный и трогательный мотив, как на этом снимке, он сумел превратить в авангардный опыт, подойдя вплотную к предмету съемки и сфотографировав его в резком ракурсе сверху.

Александр Родченко "Девушка с "Лейкой", 1934

Александр Родченко "Девушка с "Лейкой", 1934

В начале 30-х годов Родченко создает фотогруппу в легендарном творческом объединении "Октябрь" и Евгения Лемберг стала его ученицей и возлюбленной. Их роман быстро закончился, но оставил глубокий эмоциональный след в жизни фотографа. Через несколько лет Родченко писал: "Любовь Варвары ко мне необычайно глубока… А к Варваре как к женщине после Жени, все же, чувства не приходят обратно…"

Александр Родченко "Лиля Брик с зеркалом", 1929

Александр Родченко "Лиля Брик с зеркалом", 1929

Лиля Брик воплотила в себе весь русский авангард. Помимо литературного салона и романа с Маяковским, она водила машину и участвовала в автопробегах, что для женщины было радикальным шагом. Когда-то, в 2001 году, в ГМИИ имени Пушкина проходила легендарная выставка "Амазонки русского авангарда", где Брик был посвящен отдельный раздел.

Андрей Вознесенский писал: "У нее был уникальный талант вкуса, она была камертоном нескольких поколений поэтов. Ты шел в ее салон не галстук показать, а читать свое новое, волнуясь – примет или не примет?"

Александр Родченко "Радиослушатель", 1929

Александр Родченко "Радиослушатель", 1929

На снимке запечатлена дочь Родченко и Степановой Варвара Родченко. На протяжении многих лет она была главным хранителем коллекции пленок, отпечатков, графики, а также писем и дневников родителей, которые не были уничтожены или вывезены за границу только благодаря ей. В начале 2000-х она передала ее в собрание Пушкинского музея.

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

Следите за новостями:

Больше не показывать
Яндекс.Метрика