23 июля, 2015

Фотографы Элиза Мазак и Робер Дровилал: "Коты и Instagram – это приметы времени"

Поделиться в социальных сетях:

Фото предоставлено организаторами

В московском Центре фотографии имени братьев Люмьер открылось сразу две выставки французских фотографов Элизы Мазак и Робера Дровилала. Проекты получили названия "Дичь" и "Лучший друг собаки". Портал m24.ru поговорил с фотографами об их отношении к современной массмедиа-культуре и о том, где сегодня следует искать вдохновение.

– В Москве вы представили две серии – "Дичь" и "Лучший друг собаки". Можно ли сказать, что в этих проектах вы работаете с кичевой эстетикой?

– На самом деле мы не заинтересованы в утверждении кичевой эстетики как таковой. Это всегда апеллирует к вкусу и понятиям хорошего и плохого вкуса, и это не самая хорошая основа, не самая хорошая база для работы. У нас нет цели творить прекрасное или ужасное, мы просто работаем с различными формами репрезентации.

– Проект "Дичь" отсылает к культуре 90-х, а "Лучший друг собаки" – к современности, но оба они завязаны на анимализме. Что изменилось в восприятии этой темы?

– Действительно, оба проекта, представленные в Галерее братьев Люмьер, посвящены репрезентации животных, но в разных вариантах. "Дичь" – это серия снимков, для которой мы фотографировали животных и их представление в различных формах медиа. Изображения уплощены, их композиция усилена вспышкой и кадрированием. В них мы пытаемся изучать вопросы о странном, необычном и знакомом, натуральном и искусственном, физически реальном и иллюзорном. "Лучший друг собаки" – это серия фотомонтажей. Сначала мы сделали фотографии собак в студии, потом стали вставлять их в изображения заката, которые нашли в архиве музея, где в то время находилась наша студия. А что изменилось, трудно сказать. Мы не видим животных, которых едим: все больше людей живет в городах, но их тянет обратно к природе. Та связь, которая была у человека, жившего в гармонии с природой, оказалась разорвана. Поэтому стейк или молоко больше не ассоциируются с коровой, а яйца с курицей. Получается, что еда едой, а природа сама по себе. И эту связь люди пытаются восстановить, приобретая домашних питомцев.

Фото предоставлено организаторами

– Кто из художников вас вдохновляет?

– Нас вдохновляет культура вокруг нас, но и другие художники, конечно, тоже. Когда мы работали над "Лучшим другом собаки", на ум постоянно приходили отсылки к романтической живописи Каспара Давида Фридриха, но не только. Сильное влияние на нас оказали коллажи 20-х, концептуальное искусство и художники – создатели иконографии современного актуального искусства, как, например, Джон Балдессари.

– Как вам кажется, почему животные, особенно коты, так популярны в современных медиа?

– Я предполагаю, что они стали воплощением идей свободы, политической автономии и непринужденного веселья... И плюс это всегда продается. То есть в большинстве случаев эти идеи используются для коммерциализации.

Фото предоставлено организаторами

– 100 лет назад, чтобы стать фотографом, нужно было просто начать фотографировать. Сегодня же этого недостаточно, и настоящим фотографом считается тот, кто проделывает какую-то сложную техническую работу или снимает серии фото с философским подтекстом.

– Чтобы сегодня быть художником, одних технических навыков не хватит... Это скорее вопрос отношения к работе и любознательности... Иногда мы работаем с нашими собственными снимками, иногда имитируем стиль старых мастеров или используем чужие изображения. Смешения различных подходов лежат в основе нашей практики. В некотором смысле мы делаем метафото. Мы пытаемся найти ответы на вопросы, как создается изображение, как оно распространяется или продается.

– Вы работаете с социальными и медиатемами. Можно ли сказать, что это работа с болезнями современного общества?

– Мы очарованы обилием образов, которые сегодня можно найти в интернете. Конечно, в этом есть что-то разрушительное, но лично нас этот контекст вдохновляет и стимулирует. Все это – симптомы современного мира. С ними мы и работаем.

Фото предоставлено организаторами

– Что вы думаете об Instagram как о культурном феномене?

– Это сообщение, которое идет сверху вниз, от активного субъекта к пассивным массам. Воплощение идеи общения. Намного интереснее то, как люди трансформируют свою жизнь в образы и как они подчиняют свое поведение этим изображениям.

– В одном из своих интервью вы рассказывали о книге, где вы сопоставляете идею гонок "Формула-1" и конкурсов красоты. Можете рассказать, где тут точки пересечения?

– Этот проект мы назвали "Шампанское". В книге каждое изображение представляет собой некий архетип того, каким должен быть мужчина, и того, какой должна быть женщина. Мы анализируем сам процесс выстраивания идентичности и как он связан с массовыми формами репрезентации.

Сюжеты: Интервью с людьми искусства , Персоны

Поделиться в социальных сетях:

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

Следите за новостями:

Больше не показывать
Яндекс.Метрика