Москва 24

Культура

10 марта 2017, 10:03

Триеннале современного искусства: что нужно знать о новой выставке в "Гараже"

В Музее современного искусства "Гараж" открылась первая Триеннале современного искусства – выставка, в подготовке которой приняли участие более 200 художников из 40 городов России.

Фото: m24.ru/Кинякина Екатерина

Что такое "триеннале" современного искусства?

Вы что-нибудь слышали о Московской Биеннале современного искусства? Это выставка, которая проходит раз в два года и собирает талантливых мастеров из разных уголков земли, которые приезжают на место и рассказывают свою историю или историю своей страны средствами искусства. Или размышляют на предложенную куратором тему. Например, 6-ая Биеннале проходила осенью 2015 года в Центральном павильоне ВДНХ. В ней приняли участие художники со всего мира, а куратор Барт де Баре приехал в Москву из Голландии специально ради этого проекта.

7-ая Биеннале откроется в сентябре 2017 года, но о ней пока известно очень мало: выставка пройдет в "Манеже", а ее идеологом станет главный куратор музея современного искусства Токио Юко Хасегава. Еще в Москве есть Международная Биеннале уличного искусства, где принимают участие стрит-арт-художники, и Биеннале молодого искусства – для молодых мастеров.

Зачем нужна еще одна выставка современного искусства, да еще и с таким непонятным названием – "триеннале"? Первое (и самое главное) отличие триеннале от всех остальных выставок заключается в том, что к участию в ней приглашены только российские художники. Команда "Гаража" поставила перед собой задачу проанализировать те процессы, которые протекают в отечественной арт-среде. И доказать, что за МКАДом жизнь есть, причем очень яркая, творческая и самобытная, а главное, – уникальная для каждого региона. В отличие от биеннале, которая проходит раз в два года, триеннале будет проходить каждые три года. Предполагается, что за этот промежуток времени, в региональном искусстве произойдут такие перемены и ощутимые сдвиги в контексте, что их можно будет отразить в рамках выставки.

Шесть кураторов проекта пересекли 11 часовых поясов, побывали в 40 городах России и встретились с более чем 200 художниками в возрасте от 19 до 69 лет. На основе исследований местной культурной жизни были отобраны работы более 60 художников, которые бы могли дать четкое понимание того, что происходит в локальной истории искусства того или иного места, а также охарактеризовать определенную тенденцию, региональную или историческую особенность.

Кто принял участие в выставке и на какие работы стоит обратить внимание?

Кураторы проекта определили семь векторов, обозначивших выбор тех или иных художников, которые соответствуют семи разделам выставки. Первый вектор – "Мастер-фигура". Это словосочетание обозначает художников, которые оказали сильное влияние на других мастеров или сформировали целую школу последователей. Среди них, например, Андрей Монастырский – один из главных художников московского концептуализма. Или Анатолий Осмоловский – руководитель школы современного искусства "База".

Второй вектор – "Авторская мифология", что обозначает личную, независимую ни от каких стилей и направлений, историю или "систему координат", в которой творит автор, не оглядываясь на окружающий культурный мир (например, как у Евгения Антуфьева).

Вектор номер три – "Верность месту". Он объединяет художников, в работах которых сильнее всего чувствуется то, что обыватель бы назвал "местным колоритом", то есть особенности, связанные с локальными тенденциями (например, Таус Махачева, автор одной из наиболее ярких работ на последней Биеннале). Вектор "Общий язык", наоборот, определяет интернациональный подход художников к искусству. Например, такой интернациональной темой могут быть средства коммуникации, искусственный интеллект, технологии или человеческие эмоции. С темой современных технологий больше всего любят работать, конечно, молодые художники, как Евгений Гранильщиков или группировка ЗИП.

Пятый вектор исследований посвящен "Искусству действия", или акционизму. Если вам интересно понять, почему Петр Павленский или Pussi Riot – это искусство (или решить для себя окончательно, что это все профанация), то вам обязательно стоит обратить внимание на работы, представленные в этой секции. Акции этих авторов на выставке не представлены, зато работы других мастеров помогут сформировать свое мнение по данному вопросу.

Шестой раздел посвящен уличному искусству с его проблематикой и ответом на вопрос – где заканчивается вандализм и начинается искусство (в разделе – Кирилл Лебедев (КТО) и арт-группировка из Екатеринбурга "Злые", которые участвовали в Биеннале уличного искусства). Работы, включенные в этот раздел, оказались разбросанными по всему парку Горького. Последний раздел посвящен региональному кураторскому осмыслению процессов в искусстве, то есть уникальному взгляду на искусство "изнутри" отдельно взятого региона.

Ну хорошо. А что за детские рисунки перед входом в музей?

Отдельный проект "Гаража", представленный на Площади искусств перед музеем получил название "Твой возраст и мой возраст и возраст радуги". Специально для него музей пригласил шведского художника Уго Рондиноне, который установил на крыше здания огромную радужную инсталляцию OUR MAGIC HOUR ("Наш чудо-час"), а также собрал полторы тысячи детских рисунков с изображением радуги из девяти городов России, в том числе от детей с особенностями развития, а также глухих и слабослышащих. Для Рондиноне радуга – один из главных образов в искусстве, который он воспроизводит с помощью самых различных медиа – от скульптуры до световой инсталляции. С его помощью художник пытается призвать зрителя быть открытым и щедрым, поверить в чудо, человечность и магию момента.

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

Яндекс.Метрика

Следите за новостями:

Больше не показывать