Москва 24

Общество

09 ноября, 2015

Денис Мацуев: "Гениальность композитора Эшпая – в его простоте"

Андрей Эшпай. Фото: ТАСС/ Владимир Савостьянов

Восьмого ноября в Москве умер известный композитор Андрей Эшпай. Ему был 91 год. О таланте мастера и о музыке, созданной им – в материале m24.ru.

Есть песни, которые знают и любят все вне зависимости от возраста и поколения. Проходят годы, уходят в небытие прежние политические взгляды, меняются сами люди, а музыка остается. Композитор Андрей Эшпай писал именно такие произведения: искренние, проникновенные, добрые. Поэтому и сегодня практически во всех концертах и передачах, эксплуатирующих ретротематику, звучат его песни в исполнении современных звезд.

Приходит зима – и в эфире радиостанций вновь звучит "А снег идет". Заходит речь о Великой Отечественной – и мы слушаем одну из самых негромких и щемящих песен о войне про Сережку с Малой Бронной и Витьку с Моховой ("Москвичи"). А когда-то многие жители большой советской страны отвечали на вопрос "С чего начинается Родина?" словами знаменитой песни Андрея Эшпая.

Композитор, написавший музыку более чем к 60 фильмам, родился в 1925 году в марийском городе Козьмодемьянск. Когда началась война, юноша рвался на фронт добровольцем, но его оставили в тылу из-за возраста. Тогда он поступил в Чкаловское пулеметное училище, но в конце 1944-го все-таки уехал на фронт, воевал на 1-м Белорусском фронте и встретил победу в Берлине.

Андрей Эшпай и Александр Жуков на церемонии вручения премий правительства РФ. Фото: ТАСС/ Артем Коротаев

Вернувшись домой, Эшпай выбрал свою стезю и уже никогда не отступал от нее. Он выучился в Музыкальном училище при Московской консерватории на фортепианном и композиторском факультетах, потом был принят в Союз композиторов СССР, являлся членом Международного музыкального совета при ЮНЕСКО, почетным членом Общества им. Ференца Листа и академиком Российской академии кинематографических искусств.

Но слушатели ценили композитора не за его высокие должности и регалии, а скорее за то, что он говорил с ними на одном языке. Его песни исполняли такие эстрадные величины, как Леонид Утесов, Марк Бернес, Майя Кристалинская, Владимир Трошин. Все они молниеносно становились шлягерами и уходили в народ.

Сам Эшпай к такой популярности не был готов. Он не раз признавался в интервью, что подобный успех стал для него абсолютно неожиданным. Произведения подчас рождались случайно. Например, песня "Два берега" из фильма "Жажда" появилась буквально за несколько дней после того, как композитор услышал историю сценариста ленты Григория Поженяна, служившего в разведке и потерявшего однажды в бою весь отряд.

А знаменитую песню "Москвичи", слова к которой написал поэт Евгений Винокуров, Эшпай вообще называл автобиографической. Он с семьей много лет жил на Бронной, правда не на Большой, а на Малой; воевал в Польше, у реки Вислы и не понаслышке знал, что такое сырая земля. Возможно, именно поэтому произведения композитора становились народными: он создавал музыку, проживая ее, пропуская через собственную душу. Личностная интонация, теплый, лишенный малейшего пафоса разговор со слушателем, музыкальная откровенность и стали тем фундаментом, на котором зиждился успех Андрея Эшпая.

Композитор всю жизнь посвятил творчеству: последнюю его работу можно услышать в тринадцатисерийном телесериале "Куприн", который вышел в 2014 году. Одну из частей ленты снял его сын – режиссер Андрей Эшпай.

Пианист, руководитель множества музыкальных фестивалей Денис Мацуев рассказал m24.ru, каким в его памяти остался известный композитор.

Фото: ТАСС/Сергей Карпов

"Это огромная утрата, – отметил музыкант. – Андрей Эшпай – удивительный человек, потрясающий, самобытный композитор, у него был свой язык – сразу видно, что это Эшпай!

Никогда не забуду, как я играл его фортепианный концерт №2, он мне его посвятил. Он был председателем жюри на конкурсе имени П.И. Чайковского в 1998 году. Андрей Яковлевич обладал доброй, позитивной энергетикой.

Незабываемы его военные песни! "Сережка с Малой Бронной" – это просто автобиографическая песня! "А снег идет" – хит на все времена! Я всегда говорил, что если песни пишут такие гениальные композиторы, то эти произведения остаются на сотни лет, их не забудут! С одной стороны, это простые мелодии, но в этой простоте заложена настоящая гениальность.

Мы много раз пересекались, в последний раз это было на юбилее Московской консерватории. Мы играли в четыре руки, я посвятил ему импровизацию на "Сережку с Малой Бронной". Потом позвал Эшпая на сцену – так мы вместе сыграли "А снег идет". После наших встреч у меня оставался удивительный, трогательный осадок. Я благодарен судьбе, что она связала меня с ним. Светлая память!"

Композитор Алексей Шелыгин убежден: наша музыкальная культура потеряла великого композитора.

Фото: ТАСС/Валерий Шарифулин

"Андрей Эшпай был самобытным музыкантом: наверное, это связано с тем, что он не забывал о традициях своего отца, и использовал элементы марийской фольклорной культуры в своем творчестве, – рассказал m24.ru музыкант.
Вместе с тем до последних своих дней Андрей Яковлевич писал очень свежую, современную музыку, не потерял нового взгляда на творчество, всегда стремился к экспериментам. Это вызывает ощущение вечной композиторской молодости! Но жизнь его была чрезвычайно непростой: он был настоящим героем, участником Великой отечественной войны, дошел до Берлина.

Еще одна его грань – огромная любовь к джазовой музыке. Андрей Яковлевич сам великолепно играл джаз и импровизировал, при том, что он – классический пианист. Он написал концерты для каждого инструмента! Всем известны фортепианные, скрипичные концерты, но еще у него есть концерт для тубы с оркестром. Или – для бассетгорна с оркестром. Это редчайший инструмент, который сейчас почти не используется в практике!

Его произведения останутся на многие годы! Если песни Эшпая живут 50 и более лет, цитируются и исполняются, это ли не доказательство жизнеспособности его творчества?

К сожалению, у нас было немного личных встреч, но я всегда отмечал, что он был очень доброжелательным по отношению к творчеству других композиторов. Он очень интересно говорил о музыке – причем не о своей, о другой. Это был очень светлый, теплый, легкий в общении человек, хотя можно представить, какой у него был огромный внутренний материал, какой на нем лежал груз всех его произведений, их философии."

Ольга Косолапова, Ирина Левкович

Сюжет: Персоны
закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

Следите за новостями:

Больше не показывать
Яндекс.Метрика