Близится новый учебный год. Самое время взглянуть на учебу под новым углом: учиться, затрачивая меньше сил, запоминать быстрее и на долгое время, полюбить школу с ранних лет – все это возможно и достаточно просто. Психолог, изучавший методы тренировки памяти и внимания сотрудников спецслужб и разведподразделений, Денис Букин рассказал сетевому изданию m24.ru, какие техники помогут школьникам быстрее развиваться и проявить интерес к учебе. Эксперт дал по семь советов для младших и старших агентов 007.
Фото: depositphotos/petrograd99
Как научить ребенка любить учебу с ранних лет
Совет 1: не стремитесь делать вместе с ребенком все домашние задания. Как пояснил эксперт, в краткосрочной перспективе это может улучшить отметки, но зато не даст развить навык самодисциплины и управления своим вниманием. По мнению Дениса Букина, потребность самостоятельно работать школьнику следует вырабатывать с младших классов. Иначе он так и будет учиться по маминой указке, ожидая пока взрослые скажут ему, что делать и растрачивая время на более приятные занятия.
Совет 2: не перегружайте ребенка кружками, секциями и репетиторами. Дополнительные занятия полезны, но, как отмечает эксперт, у человека должна быть возможность побыть наедине с собой и поиграть с ровесниками. В младших классах ребенок учится быть человеком в мире других людей, понимать их и договариваться с ними без внешних правил, которых полно в жизни "занятых делом" детей.
Совет 3: обратите внимание на то, как вы сами проводите свободное время. Как пояснил Денис Букин, стиль взаимодействия с информацией младший школьник копирует у родителей. Он будет читать, если вы читаете книги, думать о науке, если вы разговариваете с ним об устройстве мира. Его первые интересы – ваши интересы, первые дела – помощь вам в ваших делах. Нравоучения не перекроют личного примера: трудно ждать от ребенка умственной работоспособности, если родители заполняют семейные вечера телевизором и соцсетями.
Совет 4: позволяйте ребенку двигаться и поощряйте это. Дети должны носиться, лазать, кувыркаться и кричать. Это нормально – плохо, если это не так, подчеркнул эксперт. В этом возрасте развиваются не только кости и мышцы, но и моторная кора головного мозга. Точно такая же кора, какая отвечает за ассоциативное мышление и память.
Совет 5: старайтесь наполнять будни ребенка и процесс его обучения позитивными эмоциями. Они повлияют на работоспособность и внимание ребенка, пояснил Букин. Совместные приключения с родителями вроде восхождений на окрестные холмы или постройки простейшего радиоприемника дети запоминают на всю жизнь. Полученные эмоции не только определят, станут ли интеллектуальными будущие интересы человека, но и будут помогать вашим детям справляться с неприятностями всю жизнь.
Фото: depositphotos/pressmaster
Совет 6: играйте с ребенком, вспоминая как прошел ваш и его день. Расспрашивайте как можно подробнее. Можно даже устроить соревнование: кто больше вспомнит из совместной прогулки или смешной ситуации. По словам психолога, такие игры развивают не только автобиографиическую память – память на жизненные события, но и речь.
Совет 7: старая добрая игра в слова может стать отличным помощником в развитии школьника. Чтобы было интереснее, можно придумывать игры по случаю. В один день "грузите корабль" всем подряд на одну и ту же букву: например на "п" – поездами, пароходами, проволокой, пирогами и так далее. Начинать лучше с частых букв вроде "к", "а" и "н", а со временем можно перейти на буквы, которые редко встречаются: "Ф", "ш" и "ц".
На следующий день – задумывайте и угадывайте слова на определенные буквы и с определенным значением. После того, как ребенок не угадал – добавляйте к задумке еще одну букву. Например,
– Растение на "р".
– Рябина?
– Нет, не рябина. Растение на "Ро".
– Роза?
– Не роза. На "ром".
– Ромашка.
Придумывайте свои игры на слова, рекомендует Денис Букин. Они развивают речь и семантическую память – на знания о внешнем мире.
Как самому научиться быстро запоминать уроки и полюбить школу
Фото: YAY/ТАСС
В средних и старших классах множество новых знаний приходит каждый день. Их нужно не только воспринять, но и запомнить. Чтобы делать это было легче, эксперт предлагает вам несколько игр, которые позволят развить память, а также советы, которые помогут эффективно использовать приобретенные в игре способности.
Совет 1: представьте себя разведчиком и гуляя на улице запоминайте встречающихся незнакомых людей. Бросайте взгляд на человека ненадолго, а затем старайтесь вспомнить о нем все, что сможете. Как он был одет, его походку, нес ли прохожий что-то в руках, каким было выражение его лица. Как рассказал эксперт, это тренирует зрительную память и воображение. И то и другое очень пригодится вам в школе.
Совет 2: играйте с друзьями в крестики-нолики по памяти. Пусть один из вас записывает ходы на бумаге, а другой отвечает на них по памяти, только представляя игровое поле. Затем меняйтесь. Когда играть станет совсем легко – увеличивайте поле. По данным психолога, это не только поможет в тренировке внимания, но и разовьет способность ориентироваться на местности, что очень кстати в путешествиях.
Совет 3: проводите не только полевую, но и аналитическую шпионскую работу – сопоставляйте только что пройденный материал с тем, что вы уже знаете. Для удобства преподавания предметы проходят отдельными темами. Так учителю легче объяснить и передать сведения, но запомнить их будет проще, если строить между разрозненной информацией различные связи, пояснил психолог Денис Букин.
Например на уроках истории, изучая определенный период в одной стране стоит сопоставить его с событиями в другой. В 1517 году в Германии началась Реформация, а что в это время происходило в Англии? Или на химии: натрий определенным образом реагирует с водой, а почему с железом все иначе? Волны на воде – на что еще они похожи? И так далее.
Совет 4: готовясь к экзаменам и контрольным, делайте паузы между повторениями. Не читайте один и тот же предмет несколько раз подряд. Лучше всего повторять что-то через сутки после того, как вы это прошли. Если на это нет времени то нужно перечитывать днем то, что выучили утром, перечитывайте вечером то, что прошли днем и так далее.
Такой подход не только поможет не заскучать, перечитывая снова и снова один и тот же текст, но и позволит повторять только ту информацию, которая успела забыться. По мнению эксперта, пауза необходима для того, чтобы понять какая часть знаний осталась, а какая выветрилась.
Фото: YAY/ТАСС
Совет 5: после изучения по учебнику нового материала (или повторения старого), воспроизведите его по памяти. Закройте книгу и кратко запишите прочитанное: имена, даты, события, важные выводы. Все вылетевшие из головы ключевые моменты можно подсмотреть, но сначала нужно попытаться их вспомнить. Так вам удастся избежать одну из главных ловушек в процессе учебы. Как пояснил психолог, просто заново читая материал второй раз, вы не вспоминаете его, а просто узнаете. Это ловушка для мозга, из-за которой вам кажется, что вы все выучили, а когда придет время отвечать на уроке, внезапно, вы не можете вспомнить ни единого слова.
Совет 6: тренируйте концентрацию и занимайтесь чем-то одним в один момент времени. Может показаться, что социальные сети или работающий телевизор делают учебу не такой скучной, но на самом деле это еще одна ловушка. На то, чтобы сосредоточить внимание у вашего мозга уходит много энергии, а отвлекаясь вы сводите все потраченные усилия к нулю. В итоге вы не только тратите на учебу больше сил, но и хуже запоминаете полученные знания.
Совет 7: не учите уроки непосредственно перед сном. Отдых для занятий важен не меньше, чем сам процесс умственной работы. Лучше всего также исключить телевизор и компьютер. Вместо этого лучше прогуляться или сделать домашние дела, можно также почитать книгу, призывает эксперт.
Интенсивная умственная работа перед сном действует возбуждающее и ухудшает качество отдыха. Кроме того, следы напряжения могут попасть в ваши сновидения и сделать их беспокойными. Это отразится на вашей способности к занятиям на следующий день.