Москва 24

Экономика

25 ноября, 2016

Когда она возвращается: в мире отмечают "черную пятницу"

Фото: ТАСС/Виктор Драчев

"Черная пятница" традиционно наступает в последнюю неделю ноября. В этот день тысячи магазинов продают свои товары с 70-процентной скидкой. В былые времена в этот день сметался чуть ли не весь ассортимент торговых центров теми, кого привлекли невообразимые скидки. Однако за последние пару лет потребители стали более рационально подходить к своим тратам.

Редакция m24.ru попросила любителей покупать и тех, кто предпочитает избавляться от излишка вещей рассказать, почему они это делают.

Екатерина, 32 года:

– Я не считаю себя шопоголиком. Просто мне нравятся красивые и качественные вещи. И ради того, чтобы найти действительно хороший предмет гардероба, я готова потрудиться.

Я фрилансер, делаю различные проекты в образовательной сфере. Из-за относительно свободного графика у меня есть возможность мониторить сайты различных магазинов, то есть искать вещи. На самом деле это совсем не так просто, как может показаться. Я состою в различных группах в социальных сетях, в которой девочки (преимущественно) обмениваются "паролями и явками". Так вот, чтобы отследить всю эту информацию, нужно потратить довольно много времени. Но у меня этот механизм уже отработан. Я знаю, куда смотреть.

Мне нравится сам процесс – я как будто охочусь. Наметив цель, я прямо чувствую, как у меня адреналин выделяется. Например, я гуляла в центре города и увидела в витрине одного бутика шикарное платье. Зашла в магазин и примерила его. Поняла, что сидит оно на мне идеально. Разумеется, я его не купила, хотя, если бы была готова весь оставшийся месяц питаться только макаронами, могла бы себе позволить. Я нашла это платье на сайте магазина и начала ждать – скидку, разумеется. Причем не первую скидку – процентов десять, например, а ту, которая меня устроит – тридцать и выше. И вот только тогда я эту вещь взяла.

Первые "черные пятницы" начали проходить в США примерно с 1966 года. Черная пятница наступает после Дня благодарения и дает старт традиционным рождественским распродажам.


Россия подключилась к празднованию "черной пятницы" в 2010-х годах.


По аналогичному принципу я, как правило, одежду и приобретаю. Я уже давно не покупала вещи по принципу "схожу в магазин, куплю что-нибудь", условно говоря. Практически каждый предмет одежды, который есть у меня, я "добывала" с помощью своеобразной охоты. Именно поэтому могу с уверенностью сказать, что одеваюсь не только стильно, но и оригинально. Я вряд ли встречу в метро девушку в таком же как у меня платье.

Фото: ТАСС/Артем Коротаев

Для меня имеют значение бренды. Конечно, в моем гардеробе немало одежды из масс-маркета, но это все базовые вещи, то есть майки, черные джинсы, лосины, белые рубашки и так далее. Однако немало вещей у меня – с именами, пусть и не самыми громкими. Что-то мне привозили из-за границы (там дешевле), что-то дарили ухажеры. Когда пришло осознание, что в принципе я не могу позволить себе одеваться исключительно в бутиках с известными брендами, но выделяться все равно хочется, я начала заказывать вещи у портних.

Я выбираю понравившееся мне платье, пиджак, юбку, пальто, куртку – не важно – сама покупаю ткань и мне шьют нужную вещь. Вуаля! Я вроде как в люксовой вещи, но при этом есть, что поесть. Сейчас вот подумываю по такому же принципу действовать и в плане обуви. Мне порой бывает сложно найти действительно хорошую пару, особенно сейчас, когда все вокруг заполонили искусственные материалы. Тем более что сумки я уже давно делаю на заказ, так что и с кожей работать умею (то есть я умею ее выбирать, знаю, на что обращать внимание).

Однажды из-за вещей мне пришлось залезть в долги. В тот момент я как раз ушла с постоянной работы. У меня были некоторые накопления, поэтому особо не переживала и жила так, как привыкла. Назаказывала себе кучу одежды у портних, благо времени было много на проработку дизайна, а потом, когда надо было расплачиваться, оказалось, что денег у меня уже не хватает. Пришлось брать небольшой потребительский кредит. Правда, я его потом быстро отдала.

Фото: ТАСС/Артем Геодакян

В принципе, я не готова спустить последние деньги на шмотку. Даже если она мне очень сильно понравится. Но потратить много денег на вещи я способна. Во всяком случае пока – пока нет семьи и каких-то важных обязательств.

Марина, 21 год:

– Я обожаю покупать одежду! Могу часами ходить по магазинам, что-то выбирать, примерять. Я таким образом отдыхаю и как-то даже расслабляюсь. Регулярно я пропадаю в торговых центрах на весь день, причем буквально – провожу там время до самого закрытия. Но при этом я не считаю себя какой-то одержимой. По-моему, это нормально для девочки.

Покупаю я далеко не все, что мне нравится, поскольку финансово завишу от родителей. Но все деньги, которые я зарабатываю на подработках, я потом трачу на шмотки. И косметику. Это тоже моя маленькая страсть.

Страсть к покупкам по-научному называется красивым словом "ониомания". Истинный шопоголик посещает магазины без цели приобрести какие-то конкретные вещи, а покупает их просто по велению души. Сам "обряд" – хождение по магазинам ˜– доставляет им удовольствие, служит лучшим отдыхом. При этом, если такой человек долго не делает покупки, у него начинается "ломка", портится настроение и жизнь вообще становится не мила. Специалисты говорят, что зависимость от покупок схожа с алкоголизмом, наркоманией или игроманией.

Порядка 90 процентов шопоголиков – женщины. Согласно статистике, в России шопоголизмом страдает около 3 процентов населения, причем сконцентрированы они преимущественно в Москве и Санкт-Петербурге. В то же время в Великобритании неконтролируемую тягу к покупкам имеют около 10 процентов людей, а в Германии – около 5 процентов. В Италии и Испании примерно половина девушек страдают магазинной зависимостью.


Меня не интересует, дизайнерская одежда или нет. Меня больше заботит ее внешний вид, то, как она на мне смотрится. Я вообще не очень интересуюсь модой, не слежу за тенденциями, не листаю модные журналы. Покупаю то, что понравится из уже имеющегося в ассортименте магазина.

Еще я очень люблю заказывать вещи на китайских сайтах. Я могу часами сидеть и выбирать одежду, аксессуары. Разумеется, я состою в тематических группах в социальных сетях, где "бывалые" рассказывают, какие вещи качественные, а мимо которых лучше пройти. Я всегда очень радуюсь, когда приходит уведомление с почты – мне как будто подарок приносят.

Родители на меня ругаются за мою любовь к вещам. Да я и сама понимаю, что три пары практически одинаковых джинсов – не очень правильно. Но ничего не могу с собой поделать, все равно покупаю, хотя складывать все приобретения уже некуда – шкаф ломится от одежды. Да, может, она и не самого высокого качества и я не буду носить ее пять лет, но мне она нравится.

Я могу потратить последние имеющиеся у меня деньги на понравившуюся вещь. Так было уже много раз. Но я не переживаю по этому поводу: родители все равно голодной не оставят.

Фото: Zuma/ТАСС/Rahel Patrasso

Екатерина, 40 лет:

– Был период в моей жизни, когда я получала очень большое удовольствие от походов в магазины. Причем меня привлекали не только вещи, но и супермаркеты с едой, всякими штуками для дома. Я покупала все – нужное и ненужное. Например, мне нравилось покупать посуду – всякие плошки, тарелочки, чашечки и прочее.

Свечей, пледов, шкатулок, подушек и прочей ерунды в моем доме становилось все больше. Я каждый раз что-то покупала (якобы нужное). Например, шла за молоком и хлебом в ближайший супермаркет, а возвращалась с полной сумкой, в которой оказывался очередной горшок для запекания или нескользящий коврик. Все это выбирать, тратить на это деньги мне доставляло огромное удовольствие. Когда я возвращалась с покупками, чувствовала какой-то подъем, у меня было хорошее настроение.

Но потом я начала понимать, что барахла меня окружает все больше и больше. Мне уже сложно было что-то найти, я не успевала пользоваться всеми этими баночками и тарелочками, не успевала носить вещи, которые покупала и так далее. И когда пришло это осознание, я начала потихоньку избавляться от вещей. Что-то просто выкидывать, что-то отвозить в храмы и приюты – там это нужнее.

Фото: PA Images/ТАСС/Matt Alexander

Сейчас я стараюсь себя контролировать. Меня все равно регулярно подбивает что-то купить – очередную кружку, например, но я себя останавливаю. Пытаюсь внушить себе, что мне это не нужно. В принципе, помогает.

Шопоголики бывают разных типов. Они делятся по манере поведения и степени адекватности.
  • Шопоголик спонтанный отправляется в магазин за действительно нужными покупками, а все остальное "прихватывает" случайно.
  • Шопоголик осознанный ходит в торговые ряды дабы развеяться.
  • Шопоголик целеустремленный зачастую даже не понимает, как оказался в магазине и как умудрился потратить столько денег.
  • Настя, 25 лет:

    – Однажды совершенно случайно я попала на рождественскую распродажу в Америке. Не помню, сколько именно, но денег я тогда оставила в магазинах прилично. Тогда же я осознала, насколько вещи там отличаются от того, что продается в России.

    Не могу сказать, что я с бешеными глазами скупала все, что попадалось мне под руку, но накупила я тогда в том числе много лишнего. Осознание, как это часто бывает, пришло на следующий день. Я обнаружила какие-то футболочки, кофточки, юбочки – в больших количествах и по действительно смешным ценам. Но сдавать обратно в магазин ничего не стала. Решила, вдруг пригодится. Не пригодилось, ну да ладно.

    Интересно, что до той распродажи я как-то не слишком много места в своей жизни отводила одежде. Я что-то покупала, может, чаще, чем следовало, но помешанной на шмотках не была. Но после той распродажи я стала более придирчиво относиться к качеству вещей. И перестала покупать одежду в России.

    Фото: ТАСС/Александра Краснова

    Я поняла, что делать покупки здесь совершенно бессмысленно из-за дичайших накруток в цене. Те же самые вещи, например, майку из Zara, я за границей могу купить в два раза дешевле, но при этом она будет намного качественнее. Тем более так сложилось, что я переехала жить в Турцию, а в Москву наведываюсь два-три раза в год. Так что теперь я тем более не покупаю вещи здесь. Единственное, в свои наезды я закупаюсь здесь косметикой – в Турции она почему-то стоит очень дорого.

    У меня не получается целенаправленно ездить на распродажи в Европу, но примерно раз в год мне удается попасть на этот праздник больших скидок. Но теперь я не скупаю все подряд по смешной цене, а целенаправленно ищу себе нужные вещи. То есть теперь я составляю список и уже с ним еду на распродажу.

    Кристина, 25 лет:

    – Я получаю истинное удовольствие от избавления от ненужных вещей, для меня это сродни медитации. Не могу сказать, что я живу аскетично, но и хламом моя квартира не завалена.

    Раньше я хранила – ради воспоминаний – школьные тетради. Потом к ним добавились конспекты из института. Именно с них, кстати, началось мое "избавление". Я как начала разбирать коробки со всем этим добром, мне аж дурно стало. Я нашла какие-то дневники, папки с вырезками из журналов. Конечно, пересматривать все это, вспоминать, какой я была, чем занималась раньше забавно. Но гораздо больше удовольствия я получила, когда сожгла все это. Буквально – вывезла на дачу и сожгла. Мне как-то даже на душе легче стало.

    Когда я выбрасываю, например, просроченные лекарства или косметику, а также отдаю ненужную одежду, мне становится хорошо. Я физически чувствую легкость и какую-то свободу что ли. Поэтому мне очень нравится разбираться в шкафах и потом выбрасывать вещи оттуда.

    Фото: Zuma/ТАСС/El Nuevo Dia

    Я вообще стала более критично относиться к вещам. Стараюсь не покупать ширпотреб. Если вещи или обувь, то хорошие, чтобы прослужили не один сезон. Если косметика, то дорогая и по-настоящему действенная, чтобы не было загромождения многочисленными банками, которые я раньше накупала, чтобы "попробовать". То есть теперь я стараюсь тратить деньги по принципу, "я не настолько богат, чтобы покупать дешевые вещи". И такой взвешенный подход меня тоже радует не меньше, чем избавление от ненужного хлама. Видимо, я взрослею.

    У меня по-прежнему есть вещи, от которых в будущем, я, скорее всего, избавлюсь. Но пока они греют мне душу, и рука не поднимается вынести их на помойку.

    Фото предоставлено Анастасией Мальцевой

    Анастасия Мальцева, психолог, магистр НИУ ВШЭ:

    – Определить, шопоголик человек или нет, нельзя по количеству совершаемых им покупок. У каждого процесс потребления индивидуален: кто-то в принципе приобретает больше, кто-то меньше.

    Маркер при шопоголизме, то есть при зависимости от потребления – человеку важен не товар, а сам процесс покупки. В зависимости нет выбора – приобретать или не приобретать, а, наоборот, есть ощущение, что ты вынужден совершать повторяющиеся действия, чтобы хотя бы на время почувствовать себя лучше.

    За бесконечными покупками могут стоять различные потребности, которые человек либо не осознает, либо осознает, но не знает, как их удовлетворить, поэтому пытается их заменить покупками. Это может быть желание любви, восхищения, признания, внимания, ощущения собственной ценности.

    Например, человек почувствовал себя одиноко и, чтобы справиться с этим ощущением, он пошел в магазин и купил новый телевизор. Первое время он, конечно, будет радоваться, но потом может прийти щемящее чувство неудовлетворенности. Чувство разочарования, приходящее после совершения покупок, может говорить о том, что человек неверно распознал свои потребности и понял, в чем он действительно нуждается.

    С другой стороны, люди часто пытаются управлять своей жизнью через освобождение от лишних вещей и расхламление пространства. Популярны идеи, что для того, чтобы в жизни появилось что-то новое, сначала для этого нужно освободить место от старого.

    То, как мы обращаемся с вещами во внешнем мире, влияет на наше сознание и мышление. В психологии описано явление "интериоризация" – это перенос внешних действий во внутреннее пространство. Это хорошо видно у детей: сначала ребенок учится складывать из цветных кубиков фигурки, а только потом в его сознании формируются понятия цвета, формы, симметрии и высоты. У взрослых людей процесс интериоризации происходит не так быстро, как у детей, но логика та же.

    То, чем мы себя окружаем во внешнем пространстве, становится нашей внутренней реальностью. Чем больше в пространстве порядка, тем и в сознании больше логики и структуры. Чем вокруг нас больше вещей, которые беспорядочно разбросаны и нам не нужны, тем и в нашем сознании больше хаоса и спутанности. Именно поэтому приведение в порядок личных вещей может стать катализатором для жизненных перемен.

    закрыть
    Обратная связь
    Форма обратной связи
    Прикрепить файл

    Отправить

    Следите за новостями:

    Больше не показывать
    Яндекс.Метрика