Москва 24

Культура

26 мая 2016, 10:33

Люди в Зазеркальях: как обычному человеку оказаться по ту сторону реальности

26 мая, в четверг, в российский кинопрокат выходит "Алиса в Зазеркалье" режиссера Джеймса Бобина ("Маппеты") с Джонни Деппом, Миа Васиковска, Энн Хатауэй и Сашей Бароном Коэном. Этот фильм считается сиквелом "Алисы в Стране чудес" Тима Бертона и экранизацией одноименного произведения Льюиса Кэрролла.

Кадр из фильма "Алиса в Зазеркалье"

От версии Льюиса Кэрролла в новой "Алисе" ничего не осталось. Все диалоги в ней написаны заново, а математических, лингвистических и философских загадок, характерных для литературного источника, даже не ищите. Это будет такое не очень фантастическое кино, где сказочные персонажи обсуждают и пытаются решить вполне себе человеческие проблемы.

Джонни Депп там продолжит играть безумного Шляпника, но страдающего депрессией и желающего разобраться со "скелетами в шкафу"; а Миа Васиковски останется в образе Алисы, только теперь она – бесстрашный капитан, управляющий огромным судном в мире людей и похитительница хроносферы в Зазеркалье, благодаря которой можно путешествовать во времени.

Почти единственным подарком для зрителей здесь можно считать персонажа Саши Барона Коэна, в шее которого крутятся часовые механизмы, а в животе находится циферблат. Он живет в замке и воплощает само Время, иронично реагируя на шуточки в свой адрес. И его появления – самое фееричное, что есть в этом фильме.

Кадр из фильма "Алиса в Зазеркалье"

Спорить о достоинствах и недостатках новой "Алисы" после ее просмотра можно будет достаточно долго: и тех и других там окажется множество. Мы же попробуем разобраться подробно в другом вопросе: кто они такие, эти обычные люди, оказывающиеся в сказочных странах? Как они попадают из своих человеческих домов в параллельные измерения и кого там встречают? Почему они там вдруг (или не вдруг) оказываются и что с ними там происходит?

И, самое главное, какие именно предметы становятся точкой входа людей в другие миры, которые вот так просто позволяют оказаться по ту сторону реальности обычным людям, пусть и в кино?

ЗЕРКАЛО

Кадр из фильма "Алиса в Зазеркалье"

Напомним, что в предыдущей "Алисе" порталом в другие миры становится кроличья нора.

Астрофизики допускают существование во Вселенной "кротовых нор", по которым движется время, а также можно мгновенно переместиться куда угодно, в любое измерение. Эйнштейн провел как-то раз "мысленный эксперимент", связанный с одним из аспектов теории относительности, в котором описал падение воображаемого лифта и равномерно возрастающим ускорением, как это было с персонажем Алисы.

Фото: newtonew.com

Продолжение приключений ждет Алису по ту сторону зеркала – новой точки входа в другой мир. Люди издревле верили, что зеркальная поверхность связана с другими мирами, что она может показать прошлое или будущее.

В Средневековой Европе за обладание зеркалом людей сжигали, а в греческом мифе о Нарциссе все тоже не слишком сладко закончилось для его героя. А помните, с помощью чего Персию удалось убить Медузу Горгону?

Предметы в зазеркальном мире – асимметричны, "вывернуты". Время здесь течет "задом наперед": то есть будущие события могут произойти раньше, чем прошлые и так далее. Перевернутый мир символизирует тайные знания, посвящение и возможность дальнейшего учения. А положение вещей в таком пространстве доведено до абсурда.

Именно через зеркало в человеческий мир может проникнуть какая угодно сила. Помните, явления Воланда и его компании в "Мастере и Маргарите"? Обратите внимание, что каждый их приход связан с присутствием зеркала или какой-либо отражающей поверхности.

Зеркальное отражение очень сильно действовало на людей, впервые столкнувшихся с возможностью существования "второго я". Они часто полагали, что в зеркале отражён кто-то совсем другой, затем – что в зеркале отражена душа человека.

В произведениях искусства этот предмет пользуется огромной популярностью и художественной силой. В фильме "Королевство кривых зеркал" (А.Роу) все происходящее только на поверхности кажется милой сказочкой, куда попадает советская школьница по имени Оля и становится свидетелем не только недостатков окружающих ее людей, но и не перестает удивляться жесткому и безумному устройству этого зазеркального государства и всех его правителей.

А в "Воображариуме доктора Парнаса" (Т.Гиллиам) зеркало выполняет немного другую функцию. Во-первых, попасть в фантастический мир предлагается за плату. Во-вторых, люди там сами могут выбирать между добром и злом и на чьей стороне в итоге остаться.

Кадр из фильма "Воображариум доктора Парнаса"


Мир Зазеркалья всегда транслирует двойственность чего-либо: мира, человеческой натуры, каких-то явлений, мысли и т.д. Все, что там происходит с героем, напрямую зависит от того, с какой целью их туда отправил автор. Но попадание в это пространство почти никогда не обещает его персонажам развеселого времяпрепровождения.

Скорее всего, им придется посмотреть на себя со стороны, понять важные вещи и вернуться в пространство реальности теми, кем они действительно являются.

Кстати, новой "Алисе в Зазеркалье" придется пройти не одно только Зеркало, но и соприкоснуться еще с некоторыми интересными предметами: проникнуть в дверцу старинных часов, покататься на стрелках внутри огромного циферблата, поучаствовать в гонках между прошлым и будущем на хроносфере.

Эта попытка Алисы вмешаться в ход времени будет связана с целью спасения от депрессии ее друга Шляпника из волшебной страны. При этом в человеческом мире Алиса тоже окажется втянутой в серьезные конфликты с окружающим ее миром. Но все эти безумные приключения по обе стороны зеркал приведут в итоге многих жителей Зазеркалья и саму Алису к переосмыслению важных человеческих вопросов, связанных с отношением между людьми.

ЛЕС

Мифы, легенды и народные сказки используют образ леса повсеместно. Там живут загадочные существа (драконы, великаны, ведьмы), олицетворяющие разные опасности. Но чтобы повзрослеть, герой обязательно должен столкнуться с ними. Обычно это персонажи юношей, которым предстоит пройти так называемый обряд инициации (испытание на зрелость), чтобы превратиться в полноценного мужчину.

В фильме "Звездная пыль" (М.Вонн) люди из небольшой английской деревни с самого детства живут рядом с волшебной стеной, за которой находится таинственный лес и фантастическая страна, куда простым смертным путь заказан. Но один юноша пообещал достать любимой звезду, упавшую по ту сторону пространства. И он не боится суда старейшин, когда решает незаконно и даже немного нагло пересечь древнюю стену. Помимо единорогов и призраков, он встретит там ведьм, полуживых королей, принцев-братоубийц и много кого еще.

Кадр из фильма "Звездная пыль"

Образ леса связан на всех уровнях с символикой женского начала или Великой матери. Лес как символ тревожной женственности, которую предстоит постигнуть юноше. Уход в лес – это такая символическая смерть перед возрождением в ходе инициации.

В фильме "Мост в Терабитию" (Г.Чупо) двое обычных школьников отправляются побегать по лесу, а затем находят тарзанку между небольшим рвом, разделяющим одну часть леса от другой. Девочка из любопытства переносится на ней на другую сторону и убегает, а мальчик, испугавшись, следует за ней. Там их ждут разные открытия: оживающие деревья-великаны, странные животные и прочие лесные существа, а также много приключений.

Кадр из фильма "Мост в Терабитию"

Диких и хищных животных, обитающих в лесу, ассоциируют с животными инстинктами и силами. Так как лес укрывает и защищает, он является материнским архетипом. Мрачный лес указывает на опасность, особенно если в нем теряются.

Но почему именно эти дети там оказались? Это связано не только с упомянутом выше обрядом инициации, но и с более понятными вещами: у одного из них были весьма непростые отношения с одноклассниками и родителями, поэтому второй стал для него таким проводником в другой мир, где они не будут чувствовать себя одиноко и узнают много важных вещей. Эти герои подсознательно боятся таинственного леса, но они также понимают, что именно там они получают много новых знаний.

Лесные страхи, по мнению Юнга, часто встречающиеся в детских сказках, символизируют опасные аспекты бессознательного, т.е. тенденцию к пожиранию или сокрытию разума.

"Мост в Терабитию" часто и не случайно ассоциируют с экранизациями книг цикла "Хроники Нарнии" (Э.Адамсон). Эти фильмы снимались в Новой Зеландии, а слово "Терабития" звучит очень похоже на название острова Терабинтия в Королевстве Нарния.

Правда, в последнем дети попали в волшебную страну через платяной ШКАФ – тоже нередко встречающийся в кино портал в другой мир.


ТЕЛЕВИЗОР

Пожалуй, один из самых известных порталов для перехода обычного человека в другую реальность, используемый не только в кинематографе. Но именно о последнем мы расскажем подробнее. "Темные силы" выглядят здесь весьма по-человечески, но часто находятся за пределами изображения (обычно они управляют им) или сидят в самом человеке, дожидаясь своего выхода.

Кадр из фильма "Плезантвиль"

Иначе как объяснить, допустим, тайное желание героя фильма "Плезантвиль" (Г.Росс), увлеченного популярным телешоу, оказаться внутри этого идеального мирка, где нет проблем и разочарований? Таинственный телемастер вручает им пульт, который переносит их по ту сторону экрана. Но что увидят и что поймут герои, оказавшись в черно-белом мире своей мечты? Неестественность, пустоту, безэмоциональность, странные законы, запрет инакомыслия… Словом, обратную сторону "идеального общества", от представителей которого тщательно скрывается всякая правда, не соответствующая представлениям тех, кто этой правдой управляет.

"Враги счастья не дремлют. Обеими руками держитесь за счастье!" (Е.Замятин, "Мы")


В "Шоу Трумана" (П.Уир) происходит аналогичная ситуация, только герой не понимает, что он оказался главным персонажем популярного телешоу. Он тоже находится по ту сторону экрана, но не по своей воле. Система и те, кто ей управляет, не собираются его вот так взять и отпустить. И чтобы все это не продолжалось вечность, ему придется самому измениться, все понять и выбраться за пределы декораций.

"Вот что: представьте себе – квадрат, живой прекрасный квадрат. И ему надо рассказать о себе, о своей жизни. Понимаете – квадрату меньше всего бы в голову пришло говорить о том, что у него четыре угла равны: он этого уже просто не видит – настолько это для него привычно, ежедневно. Вот и я все время в этом квадратном положении". (Е.Замятин, "Мы")


Но есть и примеры, когда "идеальные" персонажи с той стороны экрана оказываются в непривычном для них мире по другую сторону экрана, где им самим и тех, кто от них фанатеет, приходится многое переосмыслить. Как это произошло в "Последнем киногерое" (Д.МакТирнан), где мальчику-киноману дарят волшебный билет, который переносит его прямо внутрь фильма с любимым супергероем. А затем тот вынужденно оказывается в реальном мире, где все его сверхспособности теряются.

Примерно то же самое, но уже с другими вариациями происходит в "Пурпурной розе Каира" (В.Аллен), где скромная официантка получает возможность в реальности встретиться со своим кумиром, который в буквальном смысле сходит с экрана прямо в кинозал, где она сидит. Вуди Аллен в этом фильме иронизирует над штампами мелодрам, перемешивает реальность с фантазией и, конечно, противопоставляет трудную и скучную реальность радостной и беззаботной жизни киногероев.


ДВЕРИ, СТЕНЫ, КОМНАТЫ

Одни из самых распространенных предметов, служащие входом героев в другой мир. Например, вокзальная стена во всех частях "Гарри Поттера", которая переносит персонажей детей в волшебный Хогвардс.

Кстати, в серии этих фильмов вы встретите самые разные предметы, обеспечивающие вход в параллельные измерения: поезд, зеркало, шкаф, комната, подземелье и другие. Символика здесь очень простая, но действие от этого не менее захватывающее: маленький мальчик – сирота и аутсайдер хочет вырваться за пределы ненавистной ему реальности, найти друзей и делать по-настоящему важные для этого мира дела.

Кадр из фильма "Быть Джоном Малковичем"

Через потайную маленькую дверь, обнаруженную у себя на работе, герой кукловода попадает в голову известного актера, а затем устраивает туда экскурсии для фанатов. Речь идет о фильме "Быть Джоном Марковичем" (С.Джонс), вся эта безумная, смешная и немного страшная история, интересна еще вот чем. Там есть еще один важный тип героев – это те, кто покупает данные экскурсии. Те, кто хочет хотя бы на некоторое время почувствовать себя в теле "звезды". Кстати, еще один символичный элемент, о котором говорилось выше: дверца сначала ведет в своеобразную кроличью нору, а уже затем в голову Малковича.

А помните странную красную комнату в сюрреалистичном "Твин Пиксе" (Д.Линч), в которой то и дело оказывались разные герои? Время там застывало, поскольку люди попадали туда в самые важные моменты своей жизни. Ее тоже можно считать своеобразным зеркалом-порталом, транслирующим отражения самого важного в прошлом или будущем. А темные силы поджидали там героев, чтобы отправить потом в Черный или Белый вигвам.


КНИГА, ДНЕВНИК, ПОЧТОВЫЙ ЯЩИК

Напомним, что предметы могут становиться точками входа в другой мир не только для людей из реального мира в мир фантастический, но и наоборот. Хорошим примером последнего оказывается фильм "Чернильное сердце" (И.Софтли), в котором книжный реставратор умеет превращать в реальность все происходящее в книге, просто читая ее вслух. Что потом эти сказочные персонажи могут натворить в мире людей и для каких дел захотят сколотить в нем свою команду – вот главные составляющие этого приключенческого действа.

Кадр из фильма "Чернильное сердце"

Также порталом в прошлое оказывается дневник в "Эффекте бабочки" (Э.Бресс, Дж.Грубер). Герой, читая собственные дневники, восстанавливает провалы памяти и, получая возможность перемещаться во времени, пытается влиять на прошлое, настоящее и будущее. В итоге все там окажется не слишком просто и не вполне сверхъестественно.

Двое одиноких людей пишут друг другу письма, но в какой-то момент оказывается, что они живут в разных временах: он – в 2004 году, а она – в 2006. Порталом в будущее и прошлое в фильме "Дом у озера" (А.Агрести) оказывается почтовый ящик. А вот как двум влюбленным героям найти точку во времени, в которой они смогут поговорить друг с другом – станет их главной задачей.


ТУАЛЕТ, ДЖАКУЗИ, ЗНАЧОК

Молодой парень, которого недавно выгнали с работы, знакомится в баре с девушкой, утверждающей, что она может путешествовать во времени, а он сам – знаменитость и герой. В фильме "Часто задаваемые вопросы о путешествиях во времени" (Г.Карривик) порталом в другой мир становится кабинка туалета, куда по чистой случайности попадают трое друзей.

Интересно здесь то, что все они не сильны рады происходящим временным перемещениям, но как-то справляться с ними, открывая и проявляя свои самые слабые и сильные стороны, а также проверяя собственные отношения, все-таки придется.

В комедии "Машина времени в джакузи" (С.Пинк) несложно вычислить устройство, переносящее скучающую компанию друзей на новый уровень "отжига". Вот так закаляется мужская дружба – говорят нам авторы этого фильма, не загружающие действие сложной символикой и вопросами.

Кадр из фильма "Часто задаваемые вопросы о путешествиях во времени"

Предметом, открывающим портал в параллельную реальность для героини "Земли будущего" (Б.Бёрд) становится значок. В этом немного сентиментальном фильме речь пойдет о взрослении, отношениях отцов и детей, представлениях о будущем и серьезные размышления о судьбе нашей планеты.


КОСТЕР, ОЗЕРО, ПОДЗЕМЕЛЬЕ

В фильме "Если это случится с тобой" (И.Николаев) шестиклассники, отправившиеся в поход по местам боевой славы, сидят возле костра и разговаривают о войне. В следующее мгновенье они фантастическим образом перемещаются в 1941-й год, где им предстоит, пройти серьезные испытания, обнаружить свою внутреннюю силу и понять, насколько они готовы к подвигу (для советской кинотрадиции изображения героев это было важно).

Огонь, как известно, древнейший в истории человечества символ, стихия которого представляет собой очищение, а также торжество света и жизни над мраком и смертью.

Кадр из фильма "Если это случится с тобой"

Аналогичный сюжет, правда, связывая его с другой стихией, используется в фильме "Мы из будущего" (А.Малюков). Но порталом в прошлое для четверых друзей «черных копателей» здесь оказывается озеро. Благодаря этому перемещению, они тоже многое поймут и почувствуют, а некоторые изменятся до неузнаваемости.

Вода в целом выступает как амбивалентный образ: она воплощает и начало, и конец мира (в форме мирового потопа); наряду с "огненными" космологиями существуют и «водные». Вода рассматривается и как поддерживающая жизнь (и рождающая ее), и как нечто опасное, враждебная стихия.

ОКНО, ЛАБИРИНТ, МАШИНЫ ВРЕМЕНИ

В комедийном фильме "Окно в Париж" (Ю.Мамин) обитатели петербургской квартиры случайно обнаруживают странное окно, ведущее на крышу, но доставляющее в итоге в Париж. Донельзя обрадованные герои тут же начинают заниматься бизнесом, но иностранка, в которую влюбляется один из них, оказавшись в российской действительности, испытывает ужас и хочет вернуться обратно. Фантасмагория, коты, старушки, лихие 90-е, солнечный Запад и сумрачный Петербург. Символических примет времени здесь хоть отбавляй.


Окно как нерегламентированный вход в дом (вместо двери), согласно мифопоэтической традиции, используется нечистой силой и смертью. Чаще всего Окно в языке и обозначается как глаз, как то, через что смотрят, как проводник света (ср. рус. "окно", "око").

Отсюда символика Окна как образа света, ясности, сверхвидимости, которые позволяют установить связь человека, его души с солнцем, небесными светилами.

Кадр из фильма "Окно в Париж"

Еще одним достаточно популярным входом в другой мир является лабиринт. Его линии означают вечность, бесконечную длительность, бессмертие. Фильмов, где он, так или иначе, переносит героев в параллельные вселенные, можно вспомнить много. Например, фэнтезийная драма "Лабиринт Фавна" (Г.дель Торро), где одна из героинь становится участницей событий двух миров.

"Лабиринт Фавна" сравнивают с книгой Льюиса Кэрролла "Алиса в стране чудес", отмечая при этом, что чудеса в нем порождаются мрачной реальностью франкистского государства.

Лабиринт всегда символизирует Путь, а также идею движения человека к истине. Прохождение через лабиринт – это такое обновление, преображение, новое рождение для героя.

Самым "простым" и не очень уж символичным предметом для перемещений во времени для киногероев всегда были и будут машины времени. Они могут представлять собой автомобиль, ретро-поезд, телефонную будку, специально сооруженный аппарат и т.д.

Кадр из фильма "Иван Васильевич меняет профессию"

В 2015 году представители NASA заявили, что начинают разработку машины времени. Они опубликовали заявление после отчета об изобретении ракетного варп-двигателя, который сможет развивать скорость света. В лабораторном вакууме установка показала свою действенность. Не исключено, что с ее помощью человечество сможет выработать скорость, превышающую световую.

Вот только некоторые (известные и не очень) фильмы, в которых главные герои телепортировались в иные пространства на таких машинах: "Назад в будущее", "Завтра встану и ошпарюсь чаем", "Провал во времени", "Операция "Второй шанс", "Гостья из будущего", "Иван Васильевич меняет профессию", "Патруль времени", "Доктор Кто", "Терминатор", "И грянул гром", "Конец вечности", "Провал во времени", "Тысячелетие", "Светлая личность", "Петля времени", "Пришельцы", "Девочка из завтра" и многие-многие другие.

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

Яндекс.Метрика

Следите за новостями:

Больше не показывать