Москва 24

Культура

01 февраля, 2016

Опера "Богема" Джакомо Пуччини: 120 лет на сцене

Фото: m24.ru/Юлия Чечикова

1 февраля 1896 года публика туринского Teatro Regio впервые услышала новую оперу Джакомо Пуччини "Богема". История о нищей интеллигенции парижского Латинского квартала завоевала сердца итальянцев не сразу, любви с первого взгляда между произведением и зрителем не получилось, впрочем, поводов для расстройства у Пуччини не было – через несколько месяцев началось уверенное шествие "Богемы" по миру. О премьере и о других фактах рассказывает m24.ru.

1. Премьеру "Богемы" в Турине не назовешь безоговорочно успешной. Мнения критиков разделилось. Нашлись и те, кто объявил ее "пустой, совершенно инфантильной". Ситуацию не спасло даже участие молодого энергичного Артуро Тосканини за дирижерским пультом. Показ в "Метрополитен-опера" сопровождался еще более резкими отзывами. "Tribune" сочла новое произведение Пуччини "низким по сюжету, шумным и пустым по музыке, глупой и нелогичной... оперой". Тем не менее, в Турине "Богема" повторялась 24 раза, а спустя пару лет обошла все мировые оперные сцены.

2. Успех оперы Пуччини "Богема" совершенно нарушил творческие планы другого композитора – Руджеро Леонкавалло. Автор "Паяцев" сам писал либретто к своей собственной "Богеме", благо, литературного таланта ему было не занимать. Современники не могут назвать премьеру провальной, наоборот, публика венецианского театра "Ла Фениче" доброжелательно приняла оперу, но после Первой мировой войны эта "Богема" сошла со сцен даже в Италии.

3. Operabase.com, ресурс, специализирующийся на статистике в сфере классической музыки в мировом масштабе, подсчитал, что количество показов оперы "Богема" опережает "Тоску" и "Мадам Баттерфляй": 599 за пять сезонов против 540 и 533. В то же время Пуччини пропускает вперед Верди, а также Моцарта, находящегося на второй строчке.

Хосе Каррерас в музее Пуччини. Фото: facebook.com/PucciniMuseumCasaNataleLucca

4. "Богема" была одной из четырех опер, получивших популярность в Штатах при жизни композитора (остальные три – "Манон Леско", "Мадам Баттерфляй" и "Тоска"). В 1905 году итальянец впервые побывал на американской земле, а пять лет спустя из под его пера вышла опера по пьесе Дэвида Беласко "Девушка с золотого Запада".

Музыкальный критик, обозреватель еженедельника The New Yorker Алекс Росс очень колоритно описывает музыкальный язык Пуччини того периода в своей книге "Дальше – шум. Слушая XX век": "Первый акт начинается с орущих целотонных звучаний, которые должны напугать тысячи влюбленных в "Богему". Кульминация второго акта – "тритоновый комплекс" такого рода, какой часто появляется в кульминационных моментах "Саломеи" и "Электры", – ми-бемоль-минорные и ля-минорные аккорды в угрожающем чередовании… <>… Самое замечательное в этой опере то, что в центре действия – независимая и бесстрашная женщина. Во времена, когда оперные героини были почти исключительно болезненны или безумны, Минни – миротворец, луч света в темном царстве".

5. "Игра" со временем при постановке "Богемы" привлекала мэтров, на которых теперь принято ровняться. Не отказываются от нее и современные режиссеры. "Богема в Париже всегда была и всегда будет", – писал Станиславский в 1927 году. – "Мы отрешаемся от воссоздания оперы "Богема" во внешних формах середины прошлого столетия. На нашей постановке лежит весьма определенный отпечаток современности". Режиссер был уверен, что суть драмы с годами не претерпела изменений, и сама социальная прослойка до сих пор существует в тех самых условиях, которые так выразительно описывал Анри Мюрже.

Фасад музея Пуччини в итальянском городе Лукка. Фото: m24.ru/Юлия Чечикова

6. "Богема" упоминается в ряде литературных произведений, причем отсылка к музыкальному материалу коррелирует с психологическим портретом героя или героини. Польский писатель Януш Леон Вишневский, мастер по проведению анализа в сфере межполовой химии, автор бестселлера 2001 года "Одиночество в сети" вводит в текст название оперы для описания эмоционального состояния Дженнифер:

"Богема" Пуччини приводила Дженнифер чуть ли не в экстатическое состояние. Слушала ее она очень часто. Перед ужином она одевалась по-праздничному, доставала шампанское, отвергая принесенное им вино, рядом с тарелкой с десертом клала лучшие гаванские сигары, а потом, после ужина, к нему в кресло приходила уже без белья. После "Богемы" они никогда не успевали добраться до постели. А уже после всего она любила говорить об этой опере. И как-то призналась ему, что мечтает написать вторую часть "Богемы". Этакую "Богему-2". Такое могло прийти в голову только Дженнифер. Кроме того, она считала, что когда мужчина встречает женщину, случиться может все. И "Богема" является тому наилучшим подтверждением".

В детективном романе Джеймса Кейна "Почтальон всегда звонит дважды" герои обсуждают перспективы театрального искусства в условиях агрессивно прокладывающего себе путь к публике кинематографа. По мнению участников дискуссии, кино должно в будущем уничтожить оперу:

"Ну сколько можно ставить Пуччини? Да "Богема" и "Мадам Баттерфляй" шли столько раз, что даже для "Баньяна" пришлось выбрать "Тоску". А что у них осталось, кроме Пуччини? Ничего!.. Все, опере крышка!"

7. В репертуарах московских театров есть две "Богемы". Первая идет в Большом театре: в 1996 году ее поставил Федерик Мирдита. Вторая – свежая работа Георгия Исаакяна на сцене "Новой оперы".

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

Следите за новостями:

Больше не показывать
Яндекс.Метрика