Движение на ряде улиц Москвы перекроют 26 апреля

31 октября 2014, 15:45

Ученые объяснили, почему вредно чесаться при зуде

Фото: ТАСС/Александр Рюмин

Ученые из США выяснили, что чесать зудящее место вредно для здоровья, потому что неприятные ощущения от этого становятся только сильнее. Об этом говорится в работе, опубликованной на сайте Университета Вашингтона в Сент-Луисе.

"Проблема в том, что когда мозг получает эти сигналы, он реагирует на них и выделяет серотонин, что помогает справиться с болью. Однако попадая в спинной мозг, это вещество нередко "сходит с рельсов" и вместо нейронов боли вступает в реакцию с нервными клетками, усиливающими ощущение зуда", - поясняет ведущий автор исследования Чжоу-Фэн Чэнь.

В ходе исследования биологи вывели породу мышей, у которых не было генов, необходимых для выработки серотонина, который также называют "гормоном счастья". Когда же грызунам сделали инъекцию вещества, вызывающего кожный зуд, они почти не чесались. Однако после дополнительной инъекции серотонина интенсивность расчесывания стала такой же, как и у нормальных мышей.

Однако, как считает Чэнь, снимать зуд, блокируя выделение серотонина, не является адекватным подходом. Этот нейромедиатор играет слишком важную роль в деятельности организма: он участвует в росте, обмене веществ и управляет чувствительностью к боли.

Вместо этого ученые предлагают исправить каналы связи между серотонином и нервными клетками спинного мозга, отвечающими за передачу информации о зуде в мозг (GRPR-нейронами). Первым шагом к этой цели стало определение серотонинового рецептора, благодаря которому это вещество активизирует GRPR-нейроны – этот рецептор 5HT1A.

"Мы всегда задавались вопросом, как возникает этот порочный круг "зуд-боль. Наши результаты показали, что события происходят в следующем порядке: сначала вы чешетесь, что и вызывает ощущение боли. Тогда, чтобы контролировать боль, ваш организм начинаете выделять больше серотонина. Однако его оказывается слишком много, чтобы просто подавить боль. Наше новое исследование показывает, почему так плох зуд - он активизирует GRPR-нейроны с помощью 5HT1A рецептора", - объясняет Чэнь.