23 июня 2016, 19:42

Ученые обнаружили сверхмассивную черную дыру "разбуженную" звездой

Фото: nasa.gov

Американские астрофизики обнаружили сверхмассивную черную дыру, "разбуженную" оказавшейся в ее окрестностях звездой, сообщает NASA.

Материя со звезды начала перетекать на сверхмассивную черную дыру. Этот процесс ученые обнаружили по исходящему от черной дыры рентгеновскому излучению.

Сверхмассивная черная дыра получила название Swift J1644 + 57. Как полагают ученые, она в миллион раз тяжелее Солнца. Черная дыра располагается в компактной галактике на расстоянии пяти миллиардов световых лет от Земли. До взаимодействия со звездой дыра находилась, как и 90 процентов таких объектов во Вселенной, в спокойном состоянии.

[html][/html]
Для оценки пиков излучения дыры ученые применили новую технику, получившую название рентгеновского эхокартирования. Она позволяет анализировать небольшие временные задержки, возникающие при излучении дырой. С ее помощью ученые смогли оценить границы расположения внутреннего края аккреционного (состоящего из диффузного материала, падающего на дыру) диска вокруг Swift J1644 + 57. В дальнейшем астрофизики планируют оценить скорость и направление вращения черной дыры вокруг своей оси.

Сверхмассивная черная дыра как минимум в сто тысяч раз тяжелее Солнца. Такие объекты, как правило, расположены в большинстве активных центров крупных галактик. По мнению ученых, они оказывают определяющее влияние на эволюцию крупных звездных систем.

В частности, сверхмассивные черные дыры расположены в центрах Млечного Пути и Туманности Андромеды. По оценкам исследователей, примерно через четыре миллиарда лет они сольются в одну черную дыру.