16 июня 2013, 08:58

Вслед за Терешковой: как женщины покоряли космос

В Москве отмечают 50-летие полета первой женщины в космос

50 лет назад начался путь женщины в космос. 16 июня 1963 года с космодрома "Байконур" на корабле "Восток-6" за пределы Земли вырвалась 26-летняя Валентина Терешкова.

Идея отправить женщину в космос родилась у помощника главкома ВВС по космосу генерал-лейтенанта Николая Каманина. Претенденток в женский отряд отбирали с особой тщательностью. Из сотни девушек со всего Советского Союза остановились лишь на пятерых: Валентине Терешковой, Ирине Соловьевой, Татьяне Кузнецовой, Валентине Пономаревой и Жанне Еркиной. Они были абсолютно разными. Терешкова, к примеру, трудилась на комбинате технических тканей в родном Ярославле, а Пономарева работала инженером в Институте прикладной математики в Москве.

Что же объединяло их? Все они были влюблены в небо, занимались в аэроклубах, неоднократно прыгали с парашютом. Весной 1962 года началась подготовка к полету. Наставником девушек был первый космонавт Юрий Гагарин.

Валентина Терешкова и Юрий Гагарин. Фото: ИТАР-ТАСС

Тогда еще не было известно практически ничего о том, что ждет человека за пределами Земли, как поведет себя его организм, поэтому у первых космонавтов были более жесткие условия подготовки. На центрифуге их вращали с перегрузкой в 12 единиц (сейчас 8 единиц). Им приходилось сидеть в термокамере при температуре плюс 80 градусов в полном летном обмундировании. Кроме того, в те времена считалось, что в космосе царит абсолютная тишина, поэтому готовящихся к полету 8 суток держали в сурдокамере.

Наконец подготовка была завершена. Практически до последнего девушки не знали, кто из них отправится к звездам. Наиболее вероятными претендентками на полет были Пономарева и Терешкова. У последней были сильные сторонники – главный конструктор Сергей Королев и сам Юрий Гагарин. Но другие девушки не отчаивались до самого старта ракеты, ведь всегда могло произойти что-то непредвиденное, и в космос бы полетела другая.

Валентина Терешкова, отправляясь в свой исторический полет, не сказала об этом никому из родных. Они считали, что она уехала на соревнования, и лишь из новостей по радио узнали, где же она побывала.

Валентина Терешкова. Фото: ИТАР-ТАСС

Полет Терешковой продолжался три дня – с 16 по 19 июня. Одновременно с ней на орбите на корабле "Восток-5" находился другой советский космонавт Валерий Быковский. Спустя много лет она рассказала, что в первые же сутки на ее корабле произошла внештатная ситуация. Ошибка заключалась в том, что на спуске программа была заложена не на снижение, а на подъем орбиты корабля – он удалялся в космос. Терешкова доложила на Землю, получила новые данные, изменила программу и сумела благополучно вернуться из космоса.

Валентина Терешкова стала не только первой женщиной в космосе, но и единственной представительницей прекрасного пола, совершивший одиночный полет. Она открыла путь к звездам женщинам всего мира.

17 июля 1984 года на пилотируемом корабле "Союз Т-12" на орбитальную станцию "Союз-7" отправилась еще одна наша соотечественница - Светлана Савицкая. Ее полет продлился 13 дней и стал памятен тем, что 25 июля совместно с Владимиром Джанибековым она первой из женщин совершила выход в открытый космос продолжительностью 3 часа 34 минуты.

Первой американкой, побывавшей в космосе, была Салли Райд. Ее полет состоялся 18 июня 1983 года на борту "Челленджера". Она стала третьей женщиной в космосе после Терешковой и Савицкой, а также самым молодым американским астронавтом. На момент полета ей было 32 года.

Первой женщиной-командиром МКС была американка Пегги Уитсон. 10 октября 2007 года она второй раз отправилась к звездам, на этот раз в качестве командира 16-й экспедиции на станцию. Кроме того, Уитсон совершила шесть выходов в открытый космос общей продолжительностью 39 часов 49 минут.

Интересно, что в это же время другая американка, Памела Мелрой, была назначена командиром шаттла "Дискавери", который доставил на МКС соединительный модуль "Гармония". 25 октября 2007 года "Дискавери" и МКС состыковались, и Мелрой и Уитсон пожали друг другу руки. Они стали первыми в истории командующими кораблями женщинами, одновременно руководящими полетами шаттла и космической станции.

В некоторых странах первыми космонавтами становились женщины. Так, единственным космонавтом Великобритании на сегодняшний момент является Хелен Шарман, Южной Кореи – Ли Со Ён. А 18 сентября 2006 года свой полет совершила Ануше Ансари – первый космический турист среди женщин.

Марьяна Пискарева