14 апреля 2015, 11:00

Ученые нашли на Марсе следы водяного пара

Фото: nasa.gov

Американские ученые выяснили, что вода на Марсе существует не только в ледниках, но и у поверхности планеты. Об этом говорится в статье, опубликованной в журнале Nature.

К такому выводу исследователи пришли после того, как планетоход Curiosity обнаружил в почве Марса соли хлорной кислоты – перхлората натрия. Это химическое соединение сильно понижает температуру замерзания.

Поглощая воду, даже при низких температурах образованные солевые растворы не замерзают, оставаясь в жидком состоянии. Между тем перхлораты широко распространены на поверхности Марса.

Ученые ожидают, что им удастся исследовать подобные растворы в экваториальных районах Марса, где влажность воздуха выше, а температура ниже. Однако исследователи добавляют что, хотя на Марсе и сохранилась жидкая вода, вряд ли в ней присутствуют живые организмы.

Ранее ученые NASA заявили, что на Марсе когда-то было огромное количество воды, сравнимое с объемом воды Северного Ледовитого океана. Изучив современную поверхность Марса, ученые пришли к выводу, что столь "гигантский водоем", вероятно, располагался на северном полушарии и занимал около 19 процентов площади всей планеты. При этом Северный Ледовитый океан занимает только 17 процентов Земли.

Стоит отметить, что о существовании океана на Марсе американские ученые узнали еще в 2011 году. Представители NASA изучили состав слоев коры Красной планеты и пришли к выводу, что миллиарды лет назад на северном полушарии Марса существовал океан с водой и обширными ледниками.

NASA планирует в следующем году расширить программу изучения поверхности Красной планеты. Для этого планируется отправить на Марс еще один космический аппарат под названием Insight, чья миссия продлится около двух лет. Специалисты предполагают, что в рамках этой программы на поверхность Марса будут доставлены геодезические инструменты, которые позволят более точно изучить процессы формирования планеты.

Стоимость проекта составит примерно 425 миллионов долларов, что оценивается экспертами как "относительно недорого". Например, это почти в шесть раз дешевле, чем обходится миссия марсохода Curiosity, который работает на поверхности планеты с августа 2012 года.