Движение на ряде улиц Москвы перекроют 26 апреля

12 августа 2015, 15:03

Космические папарацци: что снимают аппараты NASA на просторах Вселенной

Фото: nasa.gov

За последний год астрофизики сделали целую массу открытий – аппарат Rosetta долетел до кометы Чурюмова-Герасименко, зонд Cassini получил новые фотографии Сатурна и его спутников, а аппарат New Horisons достиг Плутона.

Все эти миссии непременно сопровождались уникальными фотографиями небесных тел. Сетевое издание m24.ru собрало самые лучшие из них.

Комета Чурюмова-Герасименко

• Аппарат: Rosetta
  • Дата запуска: 2 марта 2004 года
  • Длительность полета: 11 лет и 5 месяцев
  • Чей проект: ESA (Европейское космическое агентство)

Комета Чурюмова-Герасименко. 24 июня 2015 года. Фото: esa.int

Чтобы достичь поверхности кометы 67P, зонду Rosetta понадобилось 10,5 лет. Аппарат вывели на орбиту вокруг кометы 6 августа прошлого года.

Это стало первым случаем вывода исследовательского зонда на орбиту вокруг подобного космического тела. Кроме того, до сих пор астрономам не удавалось сделать снимки кометы со столь близкого расстояния.

В ноябре, когда на комету высадился исследовательский модуль Philae, ученые получили крайне важную информацию об условиях, которые царят на небесном теле. Так, выяснилось, что на комете могут находиться остатки водяного льда, теоретически пригодные для белковых форм жизни.

Снимки, на которых удалось запечатлеть выброс газа на поверхности кометы Чурюмова-Герасименко. 11 августа 2015 года. Фото: esa.int

Ученые также предполагали использовать модуль для исследования зон кометы, которые оставались для исследователей в тени не только в переносном, но и в прямом смысле – некоторые из участков, сфотографированных зондом Rosetta, попросту не попадали на солнечную сторону.

Аппарат Philae высадился на теневой стороне, однако его солнечных батарей хватило всего на 60 часов работы. После этого модуль ушел в спящий режим и не выходил на связь больше полугода.

Два месяца назад космический аппарат "проснулся", передал 40 секунд важной для астрофизиков информации и снова "ушел спать".

Земля

• Аппарат: DSCOVR (Deep Space Climate Observatory)
  • Дата запуска: 11 февраля 2015 года
  • Длительность полета: 6 месяцев

Снимок полной Земли, сделанный зондом DSCOVR. 21 июля 2015 года. Фото: nasa.gov

Полномасштабной фотографии самого близкого для нас небесного тела – Земли – пришлось ждать аж 43 года: в конце июля аппарат DSCOVR запечатлел нашу планету с расстояния полутора миллиона километров.

Подобное изображение было получено впервые с 1972 года, когда похожий снимок сделали члены лунной миссии "Аполлон-17". Эта фотография примечательна тем, что она, в отличие от других снимков поверхности Земли, получена с расстояния одномоментно, тогда как большинство склеены из фото, которые делают спутники на низкой орбите.

Изображение Луны на фоне Земли, полученное аппаратом DSCOVR. 6 августа 2015 года. Фото: nasa.gov

А на прошлой неделе камере DSCOVR удалось сделать серию снимков, показывающих, как Луна движется вокруг Земли. Фотографии были сделаны на расстоянии миллиона миль от нашей планеты. На них видно ту самую темную сторону Луны, которую невозможно увидеть с Земли.

Космический зонд DSCOVR был запущен в феврале этого года. В июне он достиг поставленной цели. Теперь аппарат будет следить за активностью Солнца, а также за состоянием атмосферы Земли.

Марс

• Аппарат: Curiosity
  • Дата запуска: 26 ноября 2011 года
  • Длительность полета: 3 года и 9 месяцев
  • Чей проект: NASA

Район рядом с участком исследования ровера "Logan Pass". 22 мая 2015 года. Фото: nasa.gov

На Красной планете работают сразу семь аппаратов, однако планетоход Curiosity, вот уже почти три года бороздящий марсианские степи, считается главным ньюсмейкером последних месяцев.

Аппарат достиг своей главной цели – горы Эолида в центре кратера Гейл – еще в сентябре прошлого года. Однако спустя полгода Curiosity обнаружил на Марсе большое количество азота в виде нитратов.

По мнению ученых, это может означать, что в древности на Марсе, возможно, существовали примитивные формы жизни. Месяц спустя планетоход обнаружил в почве Красной планеты соли хлорной кислоты – перхлората натрия.

Фрагмент камня с повышенным содержанием кремнозема, найденный в районе горы Шарп. 11 августа 2015 года. Фото: nasa.gov

Это позволило доказать ученым, что вода на Марсе существует не только в ледниках, но и у поверхности планеты. А в конце июля марсоход в районе горы Шарп нашел скалы с большим содержанием кремнозема – структуры, состоящей из кремния, кислорода и кварцевых соединений.

Кроме того, месяц назад NASA создало интерактивную карту Марса Mars Trek на основе изображений, полученных в ходе различных миссий. Планету можно изучать не только в 2D, но и в 3D-реальности.

Сатурн

• Аппарат: Cassini
  • Дата запуска: 15 октября 1997 года
  • Длительность полета: 17 лет и 10 месяцев
  • Чей проект: NASA/ESA/ASI

Изображение Сатурна, полученное Cassini с применением инфракрасного фильтра. 10 августа 2015 года. Фото: nasa.gov

Аппарат Cassini по праву является старожилом космических экспедиций: вот уже почти 18 лет он верой и правдой служит американским и европейским ученым, а 11 лет зонд кружится на орбите "Властелина колец" – Сатурна.

В результате последних данных, полученных с помощью Cassini, ученые объяснили природу огромного белого пятна в атмосфере Сатурна. Исследователи выяснили, что периодические супербури на планете возникают из-за воды.

Водяные пары, скапливающиеся на границе между верхними и нижними слоями атмосферы Сатурна, постепенно охлаждаются, высвобождая часть энергии в виде молний и штормов.

Гипербуря на Сатурне, зафиксированная аппаратом Cassini. 17 января 2013 года. Фото: nasa.gov

По мнению астрономов, подобные бури должны происходить раз в 60 лет в каждом полушарии планеты. Именно поэтому гигантское белое пятно появляется в атмосфере каждые 30 лет.

В апреле 2008 года было объявлено о продлении миссии на два года. Однако в 2010 году ученые решили не сворачивать программу вплоть до сентября 2017 года. Продленная миссия включает в себя 155 дополнительных витков вокруг Сатурна, 54 сближения с Титаном и 11 с Энцеладом.

Плутон

• Аппарат: New Horizons
  • Дата запуска: 19 января 2006 года
  • Длительность полета: 9 лет и 6 месяцев
  • Чей проект: NASA

Изображение Плутона, сделанное в результате соединения четырех фотографий, полученных зондом New Horizons. 24 июля 2015 года. Фото: nasa.gov

За время миссии космического аппарата New Horizons Плутон разжаловали из категории обычных планет в карликовые. Несмотря на то что небесное тело сразу потеряло свою статусность в глазах простого обывателя, для ученых оно, несомненно, не утратило огромный интерес.

На космическую экспедицию до Плутона ушло девять с половиной лет. В 2007 году New Horizons сделал гравитационный маневр возле Юпитера, попутно запечатлев самую крупную планету Солнечной системы. А максимальное сближение с самим Плутоном состоялось 14 июля этого года.

Тогда космический зонд пролетел на расстоянии всего лишь 12,5 тысячи километров от карликовой планеты. Полученные фотографии если не шокировали, то как минимум сильно удивили исследователей.

Снимок Юпитера, сделанный аппаратом New Horizons. 24 января 2007 года. Фото: nasa.gov

Во-первых, Плутон имел форму идеальной сферы, что разом разрушало "ударную" теорию о появлении карликовой планеты в результате столкновения с одним из тел пояса Койпера. Во-вторых, на поверхности Плутона обнаружили различный рельеф и довольно большие участки, на которых не было ни одного кратера.

Ученые выяснили, что горы на Плутоне довольно молодые, они сформировались не более 100 миллионов лет назад. Это свидетельствует о существовании геологической активности на планете.

Снимок Харона, сделанный аппаратом New Horizons. 16 июля 2015 года. Фото: nasa.gov

Что касается его спутника Харона, то на нем также не обнаружили кратеров и следов столкновения с другими небесными телами. На фотографии, сделанной 13 июля на расстоянии 466 тысячи километров от спутника, можно увидеть скалы и впадины протяженностью около тысячи километров.

Они являются результатом внутренних геологических процессов. На изображении также заметен каньон глубиной от семи до девяти километров.

Стоит отметить, что скорость передачи данных на таком расстоянии крайне мала. Поэтому все результаты миссии, обнародованные до сих пор, можно назвать лишь предварительными. Полностью результаты исследования Плутона аппаратом New Horizons удастся получить только через год.