12 марта 2014, 12:15

Минус 50 по Цельсию: погода и природа на Марсе

12 марта 1974 года советский аппарат "Марс-6" приземлился на Красной планете. Благодаря его миссии впервые были получены данные об атмосфере четвертой планеты от Солнца. С тех пор ученые выяснили, что в ее атмосфере есть метан, а на поверхности когда-то была вода. Сетевое издание M24.ru выбрало пять фактов о природе, погоде и ландшафте Марса, обнаруженных за годы исследований.

Фото: nasa.gov

Вода: русла рек и полярные ледяные шапки

Почти любой разговор про Марс и его исследования начинается с крылатой фразы лектора из популярного советского фильма "Карнавальная ночь". Однако сегодня науке известно многое, в том числе и о возможности существования жизни. Конечно, пока не ясно точно, есть ли она сейчас, но ученые утверждают, что раньше Красная планеты была пригодна для жизни. И одно из доказательств этому – наличие воды.

Еще в конце XVIII века астроном Уильям Гершель предположил, что яркие пятна, различимые на поверхности Марса с помощью телескопа, могут быть полями из льда и снега. В 1950 году другой астроном – Джерард Койпер – обнаружил, что полюса Марса покрыты смесью воды и двуокиси углерода – так называемого сухого льда.

После этого споры о наличие воды на Марсе длились более полувека. Окончательную точку в распрях поставили аппараты-близнецы "Спирит" и "Оппортьюнити", которые в экспедициях 2003-2004 годов подтвердили, что на Марсе в прошлом существовали моря.

Сравнение марсианского предполагаемого русла высохшей реки и земного. Фото: photojournal.jpl.nasa.gov

Один из громких аккордов в поисках воды на Марсе прозвучал 13 марта 2013 года. НАСА сообщило, что при первом в истории бурении грунта были найдены следы серы, азота, водорода, кислорода, фосфора и углерода. Эти элементы являются ключевыми для жизни. Их наличие показывает, что миллионы лет назад на Красной планете была вода, в которой могли обитать микроорганизмы. Руководитель марсианской программы НАСА Майкл Майер заявил тогда, что одна из главных целей работы "Кьюриосити" ‒ выяснить, был ли Марс пригоден для жизни. "Исходя из того, что мы узнали, можно утверждать ‒ да, был", ‒ заявил он.

Кстати, исследователи Марса часто говорили о так называемых "каналах" на его поверхности. В телескоп были видны длинные линии, которые, как считали астрономы, могли иметь рукотворное происхождение. Однако при последующем изучении "каналы" обнаружены не были. Но установлено, что на планете есть русла высохших рек – в одно из них сел "Кьюриосити".

Атмосфера: углекислый газ и метан

Марсианская атмосфера чем-то похожа на земную. Однако она более разряженная, а давление в 160 раз меньше земного. На 95 процентов атмосфера состоит из углекислого газа. Кислород есть, но его немного – около 0,13%.

Интересное открытие сделала межпланетная станция "Марс Экспресс". В атмосфере Красной планеты она обнаружила следы метана. На Земле этот газ является показателем либо деятельности вулканов, либо органической жизни.

Из-за особенностей марсианской атмосферы метан быстро испаряется с поверхности, но его запасы постоянно пополняются. Источником могут быть либо вулканы, либо микроорганизмы. При этом геологи говорят, что на Марсе нет действующих вулканов.

Температура: холода и времена года

Перепады температуры на Марсе бывают огромны: от минус 150 градусов по Цельсию до вполне комфортных плюс 20. Средняя температура колеблется в районе минус 50 градусов. Надо сказать, что это не так уж холодно – на севере России зимой столбики термометров опускаются и ниже.

Южная полярная шапка Марса. Фото: photojournal.jpl.nasa.gov

Но, несмотря на все различия, Марс из всех планет Солнечной системы наиболее похож на Землю. Здесь даже меняются времена года. Их длительность связана с удаленностью планеты от Солнца. Так, на южном полушарии зима наступает, когда Марс отдаляется от нашего светила, и поэтому она холодная и длинная. В северном же полушарии зима короткая и относительно теплая.

На юге летом и весной возникают пылевые бури, которые усиливаются ночью и утихают днем.

Ветер: пылевые вихри и бури

Пылевой вихрь на Марсе, снятый "Спиритом". Фото: marsrovers.jpl.nasa.gov

С 1970-х годов различными космическими аппаратами при посадке на Марс фиксируются пылевые вихри, похожие на земные. Они возникают из-за особенностей атмосферы. На поверхности планеты рождаются ветры, которые переносят песок. Они особенно усиливаются в период таяния полярных шапок. Скорость ветра может варьироваться от 4 до 100 м/с.

Одна из самых сильных пылевых бурь на Марсе разразилась в сентябре 1971 года. Когда на планету сели советские аппараты "Марс-2" и "Марс-3", они не смогли снять поверхность – пыль скрывала все вокруг. Даже для наблюдателя с Земли Марс превратился в мутный красный диск.

Почему Марс красный

На самом деле Марс не красный. Необычную окраску марсианская поверхность приобрела за счет оксида железа, или попросту ржавчины, которым богата почва. Под действием атмосферы железо окисляется, в результате чего образуется красноватая пыль.

Поверхность Марса, после того, как с нее сдули пыль. Фото: photojournal.jpl.nasa.gov

Бури разносят ее на многие километры, делая все красным даже там, где железа в грунте не так много. На самом же деле Марс серый – это выяснилось, когда марсоход просто сдул пыль на одном из участков.

Марьяна Пискарева