04 апреля 2016, 17:39

Помидоры защищают от радиации – ученые

Фото: m24.ru/Михаил Сипко

Группа ученых из Англии и Германии обнаружили, что вещество, содержащееся в помидорах, может служить эффективной защитой от радиации. Результаты исследования опубликованы в журнале FEBS Letters.

Исследования проводилось на базе Манчестерского университета. Доктор Рут Эдж вместе с коллегами из Кила (Англия) и из Берлина доказала, что ликопин – антиоксидант из группы каротиноидов, придающий помидорам красный цвет – защищает мебраны клеток человека от гамма-излучения. Для этого ликопин добавляли в культуры человеческих клеток, находящиеся под облучением.

Выяснилось, что ликопин предохраняет мембраны клеток от действия излучения, причем эффект зависит от концентрации кислорода в окружающем воздухе. В бескислородной среде он уменьшал повреждение мембран примерно в 50 раз, при 20-процентном (атмосферный воздух) – в 5 раз, а при 100-процентном содержании кислорода – практически не работал.

По словам Рут Эдж, выявленный эффект ликопина можно использовать для профилактики лучевой болезни при авариях на атомных станциях и повысить эффективность радиотерапии. Хорошим источником ликопина являются томаты, приготовленные с маслом – жиры увеличивают всасывание каротиноидов в желудочно-кишечном тракте.

Ранее ликопин исследовали как вероятное средство профилактики сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний, однако его эффект оказался незначительным.

Исследователи намерены продолжить эксперименты, используя другие каротиноиды и различные типы ионизирующего излучения, например, поток протонов и альфа-частиц.