Новости

Новости

28 марта 2014, 12:19

Город

Спорт под землей: парад физкультурников и фигуристка на "Динамо"

Институт русского реалистического искусства и Музей архитектуры имени Щусева провели экскурсию о спорте в московском метро. Экскурсовод Анна Кистанова рассказала, почему городу так нужна станция "Динамо", как "Новокузнецкая" спасла мозаичные фрески и почему в СССР спортсмены носили так мало одежды. Подробнее - в онлайн-экскурсии сетевого издания M24.ru.

“Динамо”, "зеленая" ветка

Фото: Юлия Телегина/M24.ru

Однажды во время матча на стадионе "Динамо" болельщики парализовали движение на Тверской улице и Ленинградском шоссе – шли по проезжей части. Стадион вмещал более 50 тысяч зрителей, которым нужно было как-то добираться до дома. Так, спустя десять лет после открытия стадиона “Динамо” – в 1938 – появилась станция метро. Ориентиром для архитектора Дмитрия Чечулина стали античные образцы. Наземный вестибюль станции с высокими колоннами и длинными широкими лестницами похож на древнегреческий храм – это задумывалось специально.

Спускаясь по эскалатору на 40 метров вниз, видим вестибюль “Динамо”. Главное украшение станции – фарфоровые медальоны со спортсменами, которые расположены на стенах. Изящные метательницы диска, лыжники, гимнастки и бегуны созданы по образцу античных олимпийцев.

Фото: Юлия Телегина/M24.ru

Над каждым барельефом работала Елена Янсон-Манизер. Скульптору позировали настоящие спортсмены. К примеру, советская конькобежка Мария Исакова или футболист Григорий Федотов, который играл за ЦДСА (сейчас клуб называется ЦСКА).

Сегодня облик “Динамо” выглядит так же, как и 76 лет назад: поменяли только материал для пола и освещение. В целях экономии.

“Маяковская”, "зеленая" ветка

Фото: Юлия Телегина/M24.ru

Одна из красивейших московских станций, на первый взгляд, не имеет отношения ни к советскому поэту, ни к спорту. О Маяковском вспомнили только в начале 2000-х, во время строительства северного вестибюля, который выходит на Тверскую. Потолок украсили мозаиками с цитатами стихотворений поэта, а в новый вестибюль перенесли бюст писателя, который появился на станции только после войны.

Изображения спортсменов на “Маяковской” появились вместе со станцией в 1938 году. Однако мозаики непросто увидеть: станьте посреди вестибюля и смотрите вперед. Видите изображения? Уверены, что нет.

Стоит поднять голову вверх и перед глазами появятся красочные мозаики. Кажется, что в подземном вестибюле прорублены окна наверх и ты наблюдаешь, как летают парашютисты, видишь знаменитый памятник девушке с веслом, а лыжники преодолевают эстафету прямо над твоей головой.

Фото: Юлия Телегина/M24.ru

Мозаичные панно, созданные художником Александром Дейнекой, спрятаны под потолком. Идея художника заключалась в том, чтобы показать “сутки советского неба”. Если зайти на станцию через вестибюль на Триумфальной площади и пройти “Маяковскую” с задранной головой, можно увидеть, что действие первых мозаик происходит утром, затем днем и наконец вечером.

"Площадь Революции", "синяя" ветка

Фото: Юлия Телегина/M24.ru

Именно на этой станции находится несчастная бронзовая собака, которой беспощадно трут нос для того, чтобы загадать желание. Эта странная традиция по слухам появилась благодаря студентам Бауманского университета. Возвращаясь с пар по той же “синей” ветке, они прикладывали руку к морде собаки, чтобы удачно сдать экзамены. А за удачей в любви шли к скульптуре студентки с книгой - если погладить ее туфельку, то успех в делах сердечных обеспечен.

Всего на “Площади Революции” 20 бронзовых памятников.

Фото: ИТАР-ТАСС

Скульптуры представляют галерею образов советского человека: от крестьян и революционеров до птичницы и, конечно, спортсменов. На станции “живут” футболист и девушка – метательница диска. Глядя на спортсменку, понимаешь, что на ней слишком мало одежды даже по сегодняшним меркам. В тридцатые годы в стране в дефиците было все, и ткань в том числе. Спортсменам невольно приходилось демонстрировать мускулы.

Над скульптурами работал архитектор Матвей Манизер, супруг Елены Янсон-Манизер, которая трудилась над медальонами для метро “Динамо”.

Тематика станции выбрана не случайна: образцы советских людей, как можно предположить, являлись социалистической пропагандой – спорта, здоровой семьи, труда. Планировалось, что один из выходов станции будет вести к Академическому кинотеатру, где людей будут знакомить с пропагандистским кинематографом.

"Новокузнецкая", "зеленая" ветка

Фото: Юлия Телегина/M24.ru

Мозаики на потолке “Новокузнецкой” появились случайно. Станция и без того выглядела патетично. Критики считают, что яркие изображения на потолке приближают “подземный храм” к безвкусице.

Изначально мозаики создавались для соседней “Павелецкой”, но началась война, и ее строительство приостановили. Архитектор Иван Таранов предложил разместить изображения на “Новокузнецкой”. Если бы этого не случилось, мозаики, возможно, затерялись бы, как это происходило с большим числом произведений скульптуры в военный период.

Фото: Юлия Телегина/M24.ru

Тема изображений на станции – стойкость и сила советского народа и технический прогресс. Поэтому герои мозаик с восхищением наблюдают за работой комбайна, а лыжники проезжают эстафету неподалеку от железной дороги, по которой движется новейший состав.

Также тема спорта воплощается в мозаике, посвященной параду физкультурников. Изображение находится в вестибюле у выхода. Парады физкультурников в СССР напоминали цирковые шоу: силачи несли на себе ринг, на котором дрались боксеры, фигуристы катались по катку на колесах, а гимнастки изображали различные фигуры.

"Парк культуры", Кольцевая

Фото: Юлия Телегина/M24.ru

Мы любим отдыхать в Парке Горького, а советские люди любили еще больше. На мраморных стенах станции “Парк культуры” 26 барельефов, каждый посвящен теме отдыха и досуга советской молодежи.

Среди спортивных сюжетов – шахматисты за игрой, танцующие фигуристы и футболист с мячом в руке.

Фото: Юлия Телегина/M24.ru

Спорт в ЦПКиО имени Горького популярен и сегодня: очереди на каток проверяют москвичей на стойкость, а для того чтобы поиграть в волейбол летом, необходимо записываться заранее. И, конечно, популярен городской велопрокат.

Екатерина Кадушкина

Сюжет: Колонки
закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

закрыть
Яндекс.Метрика