18 февраля, 00:04

Самый известный неизвестный художник. Главные перфомансы Йоко Оно

культура искусство

18 февраля, 00:04

Поделиться в социальных сетях:

18 февраля исполнилось 85 лет Йоко Оно. "Самый известный неизвестный художник" — Джон Леннон знал, о чем говорил, когда дал своей жене и музе такую характеристику, имея в виду известность ее имени широкой публике, сочетаемую с незнанием ее работ. Тем временем, Йоко Оно не только стояла у истоков концептуального искусства, но и успела оставить свой след практически во всех сферах культуры. Художник, музыкант, режиссер, борец за мир — портал Москва 24 рассказывает о многочисленных амплуа художницы и ее вкладе в современное искусство.

Фото: ТАСС/Zuma/Antonio Nava

Будущий пионер концептуального искусства и одна из основательниц перформанса, Йоко Оно родилась в Токио в образованной и артистической семье. Ее отец, профессиональный пианист и банкир, занимал одну из руководящих должностей в Bank of Japan. Живший и работавший в США, он впервые познакомил Йоко с Америкой, где она периодически жила в детстве. Дитя двух диаметрально противоположных культур, сформировавшееся между Востоком и Западом, Йоко впитала в себя восточное миропонимание и философию, чтобы потом привить их с помощью своего искусства на западную почву.

До двадцати лет девушка получала образование на родине, а в 1953 году переехала в Штаты, где поступила в колледж и окунулась в жизнь артистической богемы. Вскоре Йоко бросила колледж, а в 23 года против воли родителей вышла замуж за молодого экспериментального композитора Тоси Итиянаги. В это же время она начала заниматься концептуальным искусством. Несмотря на невероятную активность девушки, ее знакомства со знаменитыми авангардистами и тот факт, что ее мероприятия посещали самые видные деятели искусства и коллекционеры того времени, от Марселя Дюшана до Пегги Гуггенхайм, дело шло не так гладко — в 1962 году она вернулась к родителям в Японию лечить нервы после не находивших понимания у зрителей и критиков художественных экспериментов. За Йоко в Японию приехал ее главный поклонник — Энтони Кокс, музыкант, кинопродюсер и куратор, вскоре ставший ее соратником, продюсером, а также вторым мужем и отцом ее дочери Киоко.

Несколько лет спустя, в 1966 году, состоялось знакомство художницы с Джоном Ленноном, пришедшим на ее выставку. Заинтересовавшаяся "битлом", Йоко Оно долго добивалась его внимания, пока не получила его в самом полном объеме, став вплоть до трагической смерти Леннона его главным соавтором, музой и женой.

С этим третьим браком в жизни Йоко Оно началась новая, самая масштабная глава, сочетавшая в себе, с одной стороны, славу и неустанное внимание прессы, зачастую совмещавшиеся с нападками и ненавистью, с другой стороны — новые перформансы и выставки, запись музыкальных альбомов, неутомимую и непрекращающуюся пропаганду мира, за который они активно выступали вместе с Ленноном. Всем этим Йоко Оно продолжает заниматься и сегодня с той же неистощимой энергией и юмором, которым могут позавидовать и молодые. А мы предлагаем вспомнить самые разные занятия этой легендарной японки — от ставших классикой современного искусства перформансов до ее борьбы за мир.

Японское происхождение не мешает художнице являться дальней (некровной) родственницей Александра Сергеевича Пушкина – русская барышня Анна Бубнова, являющаяся потомком Якова Ганнибала, двоюродного дяди поэта, вышла замуж за Сюнъити Оно, сына президента японского промышленного банка и будущего дядю Йоко Оно в 1918 году и уехала вместе с ним в Японию. Впоследствии тетя Анна оказала большое влияние на Йоко — ее сын умер в подростковом возрасте, женщина больше не могла иметь детей и всю свою любовь дарила маленькой племяннице, давая ей уроки рисования и игры на фортепиано. В 2007 году Йоко отдала дань памяти своей тете, анонимно посетив музей Пушкина на ее родине — в поселке Берново Тверской области.

Перформансы

Стоявшая у истоков перформативного искусства, Йоко Оно стала одной из первых, кто стал включать в свои акции зрителя. Ограничение роли художника в создании произведения искусства и частичная передача его полномочий зрителю — такая идея была принципиально новой и шокирующей для искусства середины ХХ века, до Оно использовавшаяся разве что в музыке ("4'33" Джона Кейджа). Сама художница признавалась, что и ей это давалось не так легко, но задача подавить свое эго во имя дальнейшего развития на тот момент представлялась ей особенно важной.

Перформанс "Зажги спичку и смотри на нее, пока она не сгорит", вся суть которого заключена в его названии, был впервые проведен в 1955-м и стал одним из первых задокументированных перформансов в истории искусства. В истоках этой акции нетрудно разглядеть созерцательность Востока — происхождение художницы прослеживается во многих ее работах, правда, принципиальная психологическая "открытость" Йоко Оно позволяет называть ее человеком с западной психологией.

"Голос для сопрано" был создан Оно в 1961 году. Пространство для перформанса состояло из пустой комнаты с текстом на одной из стен "Кричи против ветра / кричи против стены / кричи против неба". Зрителю предлагалось кричать что есть сил, нарушая тем самым главное правило музейного поведения. Воспроизведенная в 2010 году в Нью-Йоркском музее современного искусства, эта работа оказалась "слишком" громкой, скандальной, чрезмерной даже для современного мира — вносящий хаос в мир искусства, "Голос для сопрано" был частично свернут по инициативе музейных работников.

Фото: ТАСС/Михаил Фомичев

В рамках перформанса 1964 года Bag piece художница предлагала двум людям, раздевшись, укрыться в огромном темном мешке и провести там несколько минут, самостоятельно решив, что именно они будут там делать. Целью художницы являлось создать в пространстве полной темноты ситуацию, в которой раса, гендер, общественное положение и материальное состояние людей переставали бы иметь значение. Различия между людьми стирались внутри мешка с помощью темноты и уязвимости обнаженных тел. Люди могли быть кем угодно. Пространство свободы — именно его давала Йоко Оно всем желающим принять участие в ее перформансе.

Пожалуй, самый знаменитый и успешный перформанс Оно — "Отрежь кусок", был впервые представлен в 1964 году в Токио, в следующем году повторен в Нью-Йорке, а в 1966-м — в Лондоне. В ходе перформанса художница сидела на коленях в своем лучшем наряде, перед ней лежали ножницы. Зрителям предлагалось присоединиться к ней на сцене и отрезать по кусочку ее одежды. Провоцируя зрителя на активное вмешательство в свое личное пространство, безмолвно и безропотно отдаваясь в его власть, еще за десять лет до ставшего знаменитым скандального "Ритма 0" Марины Абрамович художница символически приносила саму себя в добровольную жертву. Она повторила этот перформанс много лет спустя, в 2003 году в Париже, посвятив его 11 сентября 2001 года и сделав своеобразным призывом к миру.

Инсталляции

"Картина, на которую надо прибить гвоздь" 1961 года — одна из так называемых работ-инструкций, в которых зритель становился соавтором произведения в ходе выполнения инструкций художника. Работа состояла из холста и лежащего на нем молотка, с помощью которого зрителю предлагалось вбить гвоздь в изначально чисто белое пространство и обмотать вокруг него свой волос. Работа считалась законченной, когда пространство холста было полностью покрыто гвоздями. Аналогично, "Картина, на которую нужно наступать" становилась произведением искусства в процессе накапливания на ней отпечатков ботинок, а "Дымящаяся картина" — в процессе выжигания холста сигаретами, которые должны были тушить о него зрители. Своими работами Йоко постулировала новую идею — произведение искусства больше не должно висеть на стене и быть вне зоны доступа, оно становилось произведением в результате коллективного творчества, коллективного действия.

"Белые шахматы" — минималистская работа, также призванная стереть различия между людьми, искусственное разделение на черное и белое, победителей и проигравших, "хороших" и "плохих". Она представляла собой доску с выкрашенными исключительно в белый цвет шахматами, в которые предлагалось играть зрителю. Шахматная доска сопровождалась инструкцией: "Играй до тех пор, пока помнишь, кем является твой противник и кем являешься ты сам". Главный вопрос и проблема, над которыми предлагалось задуматься зрителю — как и куда двигаться, когда твой оппонент неотличим от тебя самого. Корни этой идеи также можно найти в восточной философии, согласно которой каждый из нас является частью одного целого и все мы объединены между собой. В этой антивоенной по своей сути работе Оно пыталась заставить людей посмотреть за границы искусственных разделений, которые мы ставим друг перед другом.

"Потолочная картина / ДА картина" 1966 года — та инсталляция, благодаря которой, по одной из легенд, и произошло знакомство Йоко Оно с Джоном Ленноном. Белая лестница в центре пустой комнаты вела зрителя к стеклянной рамке, закрепленной на потолке. Рядом с ней на цепочке висела лупа. Взглянув через нее на рамку, можно было разглядеть слово "ДА", написанное на крошечном листке бумаги за стеклом. Именно это "ДА" и покорило Леннона — так сильно оно отличалось от большинства произведений концептуалистов, занимавшихся в основном протестом, а не утверждением чего бы то ни было.

Фото: ТАСС/Archiv Friedrich

В 2009 году за свой вклад в искусство Йоко Оно была удостоена высшей награды Венецианской биеннале — "Золотого льва".

Фильмы

Занятия искусством не могли не привести Йоко Оно к экспериментальному кино — во второй половине 1960-х она создала ряд короткометражных фильмов. Среди них — однокадровые "Моргание" и "Спичка", длившиеся по несколько минут и снятые специальной камерой со скоростью 2000 кадров в секунду.


Видео: YouTube/Klaus Erlinghagen
Один из самых известных фильмов Йоко Оно из того же периода — "№ 4". В ходе фильма зритель видит последовательно одни за другими ягодицы движущихся людей, а звуковым сопровождением выступают интервью этих и других людей, рассуждающих о том, стоит ли сниматься в этом фильме и не будет ли зрителю скучно его смотреть. Таким образом, звуковое сопровождение одновременно комментировало те чувства, которые закономерно испытывал зритель. В качестве идеи работы Йоко называла свою излюбленную тему — уничтожение барьеров между людьми, в этот раз путем демонстрации самой незащищенной части тела. Позже она назвала этот фильм "чем-то вроде бесцельной петиции", ироничной и при этом возмутительной для общества.

Менее ироничный фильм — "Изнасилование" 1969 года, в ходе которого киногруппа преследует женщину, встреченную в парке, по улицам города вплоть до ее квартиры. Впоследствии при демонстрации этот фильм был воспринят зрителями как рассказ Оно о жизни под постоянным вниманием прессы.

Музыка

Свои первые уроки музыки Йоко получила еще в возрасте трех лет в музыкальной школе для одаренных детей, где она изучала игру на фортепиано, композицию и музыкальную литературу. Позже, когда она переехала в Нью-Йорк, ее наставником стал знаменитый авангардный композитор Джон Кейдж, активно поддерживавший творческие искания молодой художницы.

Первые масштабные опыты Оно в музыке относятся уже ко времени ее совместной жизни и творчества с Джоном Ленноном — начав с записи сингла Give Peace a Chance в 1969 году, ставшего гимном американского антивоенного движения, они основали группу Plastic Ono Band, в том же году выпустившую свой первый альбом. В следующем году вышел первый сольный альбом Йоко Оно. Объединив популярную музыку с авангардом, с 1969 года она выпустила более двух десятков альбомов, не раз возглавляла танцевальные чарты (обходя в них таких певиц, как Леди Гага и Кэти Перри), получила две "Грэмми" и выступала по всему миру.


Видео: YouTube/Yoko Ono

Книги

Самое известное печатное произведение Йоко Оно, "Грейпфрут", непосредственно связано с ее карьерой художницы и представляет собой сборник инструкций для создания произведений искусства — буквально или в воображении читателя. Вышедшая в 1964 году и признанная одним из главных образцов концептуального искусства первой половины шестидесятых, эта книга содержала в себе более 150 идей, разделенных на пять секций: музыка, живопись, событие, поэзия и объект. Книга выдержала множество переизданий и переводов на другие языки и послужила вдохновением для самой известной песни Леннона Imagine — многие из "инструкций" книги начинались именно с этого слова. Например, фрагмент о сэндвиче с тунцом:


Представь себе тысячу солнц в
небе в одно и то же время.
Дай им сиять на протяжении часа.
Потом пусть они постепенно растают
в небе.
Сделай сэндвич с тунцом и съешь его.

Или "облачный фрагмент":

Представь, что облака стекают вниз.
Вырой ямку в своем саду и сложи их туда.

Были и более грустные фрагменты, такие, как "Фрагмент-прятки":

Спрячься, пока все не пойдут домой.
Спрячься, пока все о тебе не забудут.
Спрячься, пока все не умрут.

В 2013-м вышло своеобразное продолжение "Грейпфрута" — "Желудь", содержащее наряду с инструкциями лаконичные иллюстрации.

Борьба за мир

Начинавшая с вовлечения зрителя в процесс создания произведений искусства, Йоко Оно скоро развернула свою деятельность до планетарных масштабов, превратившись в активиста за мир и права человека. Большую роль в ее политических взглядах сыграл тот факт, что во время Второй мировой войны будущая художница жила вместе с семьей в Японии. Сама она признавалась, что полуголодное военное существование, а также (и прежде всего) атаки на Хиросиму и Нагасаки произвели на нее в детстве неизгладимое впечатление.

Начав борьбу за мир знаменитыми "постельными интервью", которые Оно и Леннон раздавали на протяжении недели прямо из постели сразу после свадьбы (протестуя таким своеобразным образом против войны во Вьетнаме), они продолжили нести свое послание, разместив в канун Рождества 1969 года в двенадцати городах мира биллборды с надписью "ВОЙНА ОКОНЧЕНА! Если ты этого хочешь. Счастливого Рождества от Джона и Йоко".

В 1990-е деятельность художницы приобрела благотворительный характер. В 1997 году она организовала ежегодный конкурс для начинающих музыкантов в память о Джоне Ленноне и его творческом наследии, а в 2002 — "Грант Леннон-Оно за мир", присуждаемый раз в два года отдельным людям, организациям, а также целым странам. Кроме того, она не раз выступала организатором благотворительных концертов (для помощи жертвам теракта 11 сентября в Нью-Йорке, для помощи пострадавшим от землетрясения и цунами в Японии и т.д.).

Художница поддерживает и экологические организации — будучи одним из инициаторов коалиции "Артисты против фрэкинга", она выступает против опасной технологии добычи сланцевого газа.

В 2014 году в честь Международного дня мира Йоко Оно передала ООН права на самую коммерчески успешную песню Леннона Imagine, заставив, таким образом, "песню мира" работать на провозглашаемые ее создателем ценности не только идейно, но и материально.


Видео: YouTube/johnlennon

Но главным способом борьбы Йоко Оно за мир остается постулирование и распространение идеи о возможности и необходимости бесконфликтного сосуществования людей во всем мире. Публикуя свои артистические послания повсюду — от социальных сетей и биллбордов самых крупных городов мира до ведущих печатных изданий, она каждый день учит нас позитивному мышлению и вдохновляет на творчество, веру в себя и мирное будущее. "Верь в себя, и ты изменишь мир"; "Смейся на протяжении недели"; "Сдайся миру" — маленькие перформансы, которые Йоко Оно предлагает каждому из нас исполнить уже сейчас, не откладывая. Сегодня, как и каждый день, она верит — каждый из нас может сделать этот мир лучше. Это и есть та главная мысль, которую "самая известная неизвестная художница" несет в мир уже больше полувека.

Лиза Минаева

Поделиться в социальных сетях:

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

Следите за новостями:

Больше не показывать
Яндекс.Метрика