Что будет, если скрестить русский музыкальный фольклор и звуки урбанистической современности? Певица Jekka ответит на этот вопрос как никто другой, потому что буквально недавно выпустила первый сингл с большого концептуального альбома #Год. Это исследование жизненного цикла славян, переосмысленного через вибрации большого города. Экстравагантное блюдо из народных песнопений будет подаваться под соусом экспериментальной электроники порционно на протяжении всего этого года. О том, как под одной музыкальной крышей уживаются фольклор и цифровая реальность, природа и город, традиции и авангард, рамки и их отсутствие, читайте в интервью m24.ru.
Фото предоставлено респондентом. Автор: Алена Ермишина
Спецпроект m24.ru "Делитесь музыкой": пусть мир вас услышит
– Как ты начала свой творческий путь?
– Нужно было как-то выходить на эстраду, и однажды я написала пару песен в стиле шансон для одного известного музыканта. Вы, наверняка, уже видели его на афишах в городе – певец по имени Жека. Все это писала я. Данный эксперимент помог мне оценить свои возможности в нестандартном музыкальном стиле и понять, куда двигаться дальше.
– Вот это история!
– Да, только я пошутила. Сегодня как нельзя кстати, с 1 апреля!
– Спасибо! И тебя! Если серьезно, ты как-то сказала, что музыка – твой дневник. Это действительно так?
– В определенной степени. Пела и сочиняла песни я еще в раннем детстве. Лет в 9–10 я начала фиксировать все это в блокнотик со Spice Girls. К слову, их я не особо слушала, просто в этом блокноте меня привлекал маленький замочек, позволяющий держать свои мысли в секрете от посторонних. Так все и продолжилось. Песни и сегодня являются отражением моего внутреннего мира.
– Основой твоего нового проекта стал русский фольклор, хотя раньше ты пела на английском. С чем связана такая смена курса?
– Сама я никогда не увлекалась русским фольклором и русской музыки не слушала. Я выросла в Ирландии – среде, где слушали преимущественно западную музыку, за исключением пары исполнителей. Я же просто слушала то, что крутили по местному радио. Постепенно привыкнув, я начинала любить не только местную музыкальную сцену, но и российских музыкантов. Непосредственно фольклор я обходила стороной, что в один момент заставило меня задуматься, – почему так происходило? Так я стала его изучать и случайно наткнулась на аутентичные записи 70-х – 80-х годов, сделанных музыковедами во время экспедиций по глубинкам нашей страны.
– И что повлияло на твой выбор в сторону русского фольклора?
– Для меня это оказалось окном в новый мир. Это безумно красивые песни с очень необычной ритмической и звуковысотной структурой, особенно, когда дело касается многоголосья. Мне стал интересен сам механизм, по которому строится народная музыка, а потом возникла мысль, почему бы самой не попробовать поработать с русским народным музыкальном творчеством и столкнуть его с современным контекстом. Очень увлекательно изучать, как поют эти люди, потому что это часть их жизни и быта. При этом я творю в своем урбанистическом контексте, в сочетании с которым мы получаем такую интересную музыкальную смесь. Наверное, мой интерес можно было бы назвать исследовательским.
– До недавнего времени ты творила в одиночестве, теперь же ты стала подключать к своему творчеству других музыкантов. Почему?
– Однажды я осознала, что превратилась в человека-оркестр. Да, долгое время я выступала одна, потом в моем творчестве наступила длительная пауза, теперь же я снова в строю. Сейчас мне хочется взаимодействовать с живыми людьми и живым звуком, поэтому я стала работать еще с тремя вокалистками. Голос всегда красиво звучит, особенно когда его много.
– С чем был связан долгий перерыв в твоем творчестве и на какой ступени собственной музыкальной эволюции ты находишься сейчас?
– Перерыв можно коротко охарактеризовать как творческий кризис: просто не хотелось петь, не писалось… сложный был этап. Чего мне действительно хотелось – это перезагрузиться. И я дала себе на это время. Теперь же это перерождение состоялось в виде нового проекта – полноценной истории, которую я хочу рассказать всем от начала и до конца. Именно поэтому я сделала проект #Год трансмедийным.
– Трансмедийность, основанная на русском фольклоре? Интересно… и как она будет реализована?
– Проект #Год – это альбом-исследование, связанный с жизненным циклом. Он будет состоять из нескольких частей, объединенных в единую концепцию. В течение этого года одна большая история будет рассказываться в разных форматах, созданных целой командой единомышленников – художниками, дизайнерами и режиссерами. Каждая часть альбома будет включать в себя как музыку, так и перфомансы, записи в блоге, видео и "живые обложки", являющиеся отдельным элементом. Каждый релиз – сопровождаться рассказами и беседами с фольклористами. Год – это цикл перерождения, который должен завершиться большим перформансом-променадом с элементами музыки, танца и театра. В итоге из нескольких мини-альбомов родится один полноценный – одна большая история о цикличности бытия, о мире и о себе.
– Почему именно год? Этот срок является для тебя особой единицей измерения?
– Это что-то вроде вызова самому себе. Я решила поставить временные рамки, которые помогут мне выразить идею полноценным образом. Интересный момент: с одной стороны мы стремимся разрушить рамки, а с другой – намеренно ставим их себе, потому что в заданных условиях мозг начинает искать выход. И в итоге его находит. Это просто два разных подхода. Фольклор в данном случае выступает в роли скелета, что тоже является определенными рамками для творчества. При этом я чувствую себя свободно. В музыкальном плане я тоже поставила себе определенные задачи – это что-то вроде отправных точек для импровизации на тему.
Фото предоставлено респондентом. Автор: Алена Ермишина
– Облачая русское народное творчество в экспериментальную музыку, ты стремишься возродить старые традиции или внести в них новую лепту?
– Мне кажется, фольклор всегда будет существовать в том виде, в котором он есть. Поэтому вряд ли мы можем говорить о каком-то возрождении. Жизнь меняется, люди меняются, и народная музыка эволюционирует вместе с ними. Для меня это новый способ создания музыки и другой взгляд на собственное творчество. Фольклор помогает заложить в современную музыкальную культуру элемент истории. Именно поэтому я решила не просто написать пару песен, а раскрыть тему в долгосрочном проекте.
– Каким образом ты погружалась в самобытный мир русского фолка? Ездила в экспедиции?
– До экспедиций пока не добралась. Но я решила погрузиться в эту тему основательно: встречалась с фольклористами и музыковедами, читала много литературы на эту тему, слушала записи.
– Какие виды русского народного творчества больше всего подходят для урбанистической интерпретации?
– Абсолютно разные. Обрядовые, жатвенные, лирические или календарные песни, связанные с жизненным циклом славян: от рождения до смерти. Не только песни, но еще и сказки, и былины. Все это не отменяет моей работы с электронными инструментами – звуками нашей реальности…
– Звуки нашей реальности? Это какие?
– Звуки города, строек, машин, обрывки разговоров, телефонов, бас из колонки… я часто вслушиваюсь в то, что меня окружает. В нашем мире звучит все и сразу, современная реальность очень шумная. Электронная музыка в какой-то степени является отражением всего этого звукового пространства, в котором мы живем. Эти холодные, металлические звуки живут в урбанистической среде. Фольклор же, напротив, – это звуки природы, тишины… Я пытаюсь соединить две эти, казалось бы, параллельные плоскости. Это очень интересный эксперимент.
– Как такая интерпретация через фолк помогает отразить свой внутренний мир?
– Для меня в целом музыка – это инструмент высказывания. Ты что-то пропускаешь через себя, а потом выражаешь это посредством мелодий или стихов. Элементов творчества может быть много, это как собирание пазла. Сейчас я работаю с фольклором, который переосмысляю через электронную музыку. Это как история эволюции собственных взглядов на этот жанр. Русское народное творчество в какой-то степени стало для меня стержнем для новых поисков себя и своего голоса.
– Считаешь ли ты, что народные традиции могут задышать по-новому? Например, благодаря цифровой реальности? Или современная реальность убивает самобытность?
– Сложный вопрос. Один музыковед как-то рассказал мне о том, как фольклор заново зарождается в городах. Сегодня это новый вид досуга и совместной деятельности. Совместной, потому что народное творчество всегда было коллективным – это совместные переживания чего-либо. Сейчас люди ищут новые способы сотворчества и это очень здорово.
– Цифровая реальность для тебя – это вид совместного творчества?
– В какой-то степени. Люди постоянно находятся в Сети. Сегодня любое высказывание может срезонировать благодаря хэштегам, лайкам или комментарием. Другое дело, что народное творчество всегда передавалось из уст в уста.
– Несет ли твоя музыка какой-либо сакральный смысл? Как это происходит в русских народных обрядовых песнях.
– Если в личном плане, то да. В последнее время я часто рефлексирую на тему человеческого взаимодействия и его отражения в культуре. В этом смысле фольклор помогает мне раскрыться.
Ближайший концерт
Время: 6 апреля, 20:00Место: "Сады Бабилона", улица Тверская, дом 9а, строение 6
– Что бы ты хотела пожелать молодым музыкантам?
– Веры в себя и постоянного развития. Вдохновляйтесь, развивайтесь и старайтесь выходить из зоны своего комфорта. И никогда не бойтесь экспериментировать.
Спецпроект "Делитесь музыкой"
Редакция m24.ru запустила специальный проект "Делитесь музыкой", чтобы помочь молодым музыкантам найти новых слушателей. Если у вас есть такие знакомые, или вы сами экспериментируете с музыкой, поделитесь с нами. Присылайте на почтовый адрес yourmusic@m24.ru:- название группы или исполнителя;
- контакты для связи;
- ссылку, по которой можно послушать эту музыку.
Куратор проекта Маргарита Маслова внимательно изучит все письма и свяжется с избранными, чтобы записать интервью. Пока вы думаете, почитайте наши предыдущие беседы с молодыми музыкантами. Новые тексты – по субботам.
Маргарита Маслова