Движение на ряде улиц Москвы перекроют 26 апреля

Новости

Новости

31 января 2014, 17:32

Культура

Виктор Шендерович: "Система краудфандинга чрезвычайно перспективна"

В Центральном доме предпринимателя обсудили краудфандинг и кино

В рамках проекта CrowdCultPro в Центральном доме предпринимателя состоялась дискуссия "Краудфандинг и кино", участниками которой стали эксперты киноиндустрии. В числе спикеров выступили член Союза кинематографистов Филипп Абрютин, создатель фильма "Полет" Арсений Гончуков и представитель кинотеатра 35mm Николай Диваков. В ходе дискуссии слушатели узнали, какие факторы могут помочь режиссеру организовать эффективную краудфандинговую кампанию и собрать средства для создания своего фильма. Также спикеры обсудили российский и зарубежный опыт краудфандинговых платформ, их достоинства и недостатки. Cетевое издание M24.ru приводит полную текстовую версию дискуссии.

Виктор Шендерович: Привык говорить гадости, а тут редкий случай, когда надо выступать в качестве пиарщика, но с чистой совестью. Я вообще слова этого не знал и только недавно выучил. В моем случае история такая: была сатирическая пьеса 2007 года с которой я прошел некоторый круг по московским и питерским театрам без всякого результата, кроме нового цикла познавания обстоятельств жизни. Она лежала еще несколько лет, потом ее прочитал режиссер Владимир Мирзоев, она ему понравилась, он захотел ее поставить. Прошел второй круг по театрам, но, поскольку политический строй не изменился, результат был тем же. В общем, я в каком-то смысле опубликовал эту пьесу и поставил крест, поняв, что не судьба, и тут мне позвонили незнакомые люди и спросили, нет ли у меня каких-нибудь проектов, которые я хочу реализовать. Я сказал: у меня их восемь штук. Мне сказали, восемь не надо, давайте какой-нибудь один. Мы встретились, и я услышал слова "Планета" (краудфандинговый ресурс Planeta.ru - прим. ред.), "краудфандинг" - я правильно произношу это страшное слово?.. Это было в конце лета или начале осени. С 1 октября на planeta.ru начался сбор народных средств на кино, потому что театральная постановка, скажем так, не технологически, а политически сегодня невозможна, потому что театр - очень узкое место. Пожарный может опустить железный занавес - и этим заканчивается театральная работа (в моем случае я приношу с собой некоторые несчастья по линии ЖКХ. В тех местах, где проходят концерты, в день концерта рвутся трубы, рушатся потолки, гаснет электричество и т.д. - понятно, что театральная постановка совершенно невозможна). Речь идет о фильме. Есть интернет, есть DVD, есть, в конце концов, какие-то телекомпании. Но все-таки XXI век немножко затрудняет контроль за словом, сейчас немножко тяжелее: им приходится считаться с наличием интернета, DVD и прочих прибамбасов.

С 1 октября мы начали собирать (деньги). Что значит мы? – "Планета". Я впервые увидел, как это работает, как замечательно придумано, сколько есть магнитов для тех, кто захочет поучаствовать. В течение первых трех дней была эйфория страшная, потому что в день собиралось по полмиллиона рублей. И я уже раскатал губу, что с такой же скоростью будет дальше. Дальше притормозилось, количество энтузиастов экспонентно загнулось. Но на сегодняшний день из немыслимых совершенно для частного лица - для меня, для Мирзоева - 6 миллионов рублей (5 800 нужно набрать)... Замечу, что для фильма это абсолютные копейки. И долларов обычно на нынешнее кино тратится больше, чем нам надо рублей, но тем не менее из 6 почти миллионов рублей уже собрано по моему 3 миллиона 300 тысяч.

Есть одна история про то, как мы собираем деньги на это кино. Мне нравится история, которая открылась в связи с этим и навела нас - и меня, и Владимира Мирзоева - на очень интересные мысли, как ни странно, оптимистические. Есть одна приятная цифра - 3 миллиона 300 тысяч рублей. Есть вторая цифра, на вчерашний день - 1625 человек, (которая, слава Богу, все время меняется), которые дают свои деньги на проект. Я когда-то работал на телекомпании НТВ: вот есть бюджет - олигархический бюджет, газпромовский бюджет, бюджет телекомпании, - ты получаешь из него зарплату. Он складывается из какого-то олигархического колхоза, отчасти из бюджета. Ты по возможности честно работаешь, но ты не видишь человека, для которого ты это делаешь, тот конец провода - в тумане. Кто-то посмотрел, социологи говорят: рейтинг – 20, рейтинг - 11, замечательно, но это какие-то проценты. Совершенно другая психология, когда ты понимаешь, что ты имеешь дело с человеком, который отдал свои деньги; ты сам знаешь, как тяжело отдать свои деньги, вынул – отдал. Когда ты понимаешь, что есть люди, которые на твою будущую пьесу отдают свои деньги, иногда довольно много, - это совсем другая психологическая история, ты себя по-другому чувствуешь, по-другому выглядят твои обязанности, они персонифицируются.

Может, если бы я сшибил у Мединского 8 миллиардов на что-нибудь, там, "Сталинград"-не "Сталинград", мало ли великих страниц... Вот так сшибить из бюджета и что-то там сделать - кто-то посмотрит, кто-то похвалит, кто-то поругает, и ты отстоишь довольно далеко от людей, которые заплатили свои 500 рублей за билет в кинотеатре, чтоб вернуть бюджетные деньги, - очень сложная цепочка. Здесь очень простая цепочка, прямая, такое прямое народовластие: человек тебе дал.

Мирзову пришла идея гениальная, чтоб мы свои налоги диверсифицировали, чтоб платили половину обществу, половину - государству. Из тех же 13 процентов 6,5 идут государству, и оно уже решает, сделать на них ракету, которая бороздит заданный район Японии, и нам всем станет от этого чрезвычайно хорошо. А половину налогов чтобы человек, платящий налоги, сам решил, на что хочет потратить. Вот есть твои 100% этой половины налогов, эти 6,5%, которые ты платишь обществу, и ты говоришь: значит так, из этих 6,5 процентов 2% - на здравоохранение, 2% - на образование, это - на соцнужды на пенсионные, допустим, это - на это, это - на это, это - на культуру, а эти полпроцента - на оборону, к примеру. Это фантастику я сейчас рассказываю, но в принципе, в идеальном варианте так должно работать государство.

Есть такие страны, где бывают выборы (знаете, есть такие страны), и люди конкурируют, говорят: а у нас такая программа, а у нас такая, мы планируем такой процент социальных нужд, а мы такой в образование, люди конкурируют программами и выбирают, как потом будут тратиться деньги. Поскольку мы живем в другом обществе, где нас никто ни о чем не спрашивает, можно попробовать явочным порядком прийти к какому-то подобию некоторого народовластия. И я в этой маленькой истории - истории денег - вдруг увидел некоторый прообраз той самой обратной связи, о которой мы говорим. Есть такая возможность самим… Вот, допустим, я не хочу "Сталинград", а хочу "Оттепель": на "Сталинград" не дал, а дал на "Оттепель" - кто как хочет, клубы по интересам. Страна большая, нас 145 миллионов - всем не угодишь, так вот, скидываемся, кому что надо. В этом смысле эта система чрезвычайно перспективна.

Я сначала в шутку сказал: мы отделяемся от государства, потом подумал, что это не правда: государство давно отделилось от нас. Мы обитаем на странной территории, где есть отдельное государство, которое решает свои отдельные корпоративные проблемы, а тут еще обитаем к их досаде мы - миллионов 140. И это, конечно, такая система, элемент самоорганизации. Поэтому история со сбором денег (а уже можно сказать, что мы их соберем, уже ясно, что собрано денег достаточно, чтобы начать работу над фильмом) уже начинается, уже есть художник, есть оператор, набирается группа, я уже немножко переписываю сценарий, поскольку я писал для театра, а это будет кино, уже идет работа, фильм будет - это уже совершенно ясно.

Так вот, есть одна сторона вопроса - эта, а есть вторая, смысловая, и она мне нравится чрезвычайно - это момент самоорганизации общества. Для меня эти 1625 человек поименно, эти люди, которые вкладывают для меня... Этот момент кажется чрезвычайно важным и перспективным для будущих, может, более справедливых, более нормальных правил игры, взаимоотношений государства и общества. Это момент самоорганизации общества, совершенно очевидно. Клубы по интересам. Я сейчас вижу, как рванули другие проекты уже после "Петрушки": вдруг появляется какой-то (я и фамилии его не знаю) рэп или рок - совсем не ко мне, но я вижу, вот покрутилось колесико. Мне не нужно, но им нужно - пожалуйста, зачем мои деньги тратить на этот рок, я вот на фильм Гарри Бардина хочу, например, а они пусть, на что им нужно… Мне кажется, это замечательная идея.

Еще раз хочу вернуться к тому, как работает "Планета", поскольку меня сюда позвали попиарить "Планету"... Шутки-шутками, но это невероятно интересная система, где как бы "подсаживаются", и не просто "дайте, кто сколько может". Человек за свои 3-5 тысяч рублей получает не только будущую картину, не только DVD. Он получает еще какой-то лот, иногда вполне уникальный. Там есть замечательные рисунки Мирзоева, есть наши книги, есть мастер-класс Мирзоева, есть мой концерт. Мы придумали: сейчас будут "Друзья Петрушки", будет совершенно уникальный концерт, я не знаю, когда эти люди соберутся еще раз на одной сцене: Дима Быков, Леша Кортнев, Тимур Шалов, Леша Паперный и мы с Мирзоевым 28 января будем в "Летчике Джао Да" (дискуссия проходила 14 декабря 2013 г. - прим. ред.). Естественно, все эти люди работают бесплатно, и все эти деньги идут на "Петрушку" - вот такой состав собираем. В этом есть драйв, и они молодцы, что это придумали, это замечательно, очень разнообразно, там очень много лотов на разный вкус, очень красиво все это придумано. Сам участвую и как человек, на которого собирают деньги, и человек, который, конечно, будет заглядывать, нет ли чего для меня, не захочу ли я во что-нибудь вложиться для себя как для потребителя - по-моему, это замечательно. Если есть вопросы, я отвечу.

- Меня зовут Юлия, вопрос мой следующий: вы человек тонкой душевной организации, эксперт человеческих душ. Много спорят о том, что такое краудфандинг и какова мотивация людей, которые дают деньги: это благотворительность или желание получить какой-то бонус? На ваш личный взгляд, что это такое, или тут какие-то смежные моменты?

- Я действительно человек тонкой душевной организации, вы абсолютно правы.

Конечно, это благотворительность, потому что я про себя понимаю, что мультфильм Бардина, наверное, случится и без меня, я могу его посмотреть бесплатно, я могу дождаться, пока на него соберут. Но, допустим, мне кажется правильным в этом поучаствовать для себя, для самоутверждения, галочку себе поставить - благотворительность ведь мы делаем для себя в конечном счете. Ты понимаешь, что, если ты этого не сделаешь, тебе же, дураку, будет хуже, ты будешь ночью ворочаться и думать: ну как же так, пожалел что-то. В этом смысле, конечно, благотворительность.

Кто от чего получает удовольствие? Кто-то получает удовольствие от того, что, как миллионер Баффет, возьмет и отдаст несколько миллиардов на благотворительность. Как у Дерипаски кайф - хапнуть какой-нибудь актив, так у Баффета кайф - отдать. Просто каждый делает то, что ему в кайф.

Это одна сторона вопроса, второй очень важный момент – ощущение, что ты не один, возвращение человека из внутренней эмиграции в социальную жизнь. Я думаю, что здесь есть люди, которые выходили на проспект Сахарова, они согласятся, что самое главное счастье заключается в том, что мы друг друга увидели. До этого многие люди сидели и думали, что я один такой выродок, что всем нравится, а мне не нравится. Ну, братцы, нас оказывается 100 тысяч - совсем другое ощущение. Очень важно почувствовать себя участником какого-то дела, если ты это дело считаешь правильным, это важное социальное ощущение. Безусловно, я получаю (это ощущение - прим. ред.): этого фильма нет, а благодаря мне в том числе он будет. Тут еще есть момент, повторяю, социальной адаптации. Поодиночке мы раздерганы, партии нет, и понятно, что надежды уже нет, но что-то нас должно объединять. Вот объединяет, например, мультфильм Гарри Бардина. Объединяет огромное количество людей, как выясняется, которые помнят его мультфильмы. Бардин - как стержень, а мы вокруг него объединяемся.

Очень важный третий момент - социальная адаптация: я не один, вон нас сколько.

Василина Горовая: А можно, я добавлю? Меня зовут Василина Горовая, я тоже с сайта "Планета.ру". Виктор Анатольевич сказал в первую очередь с позиции автора, как он внутри себя ощущает краудфандинг. У меня не менее тонкая душевная организация, и я тоже говорю отчасти с позиций автора, но и с позиций координатора того, кто с автором непосредственно работает. На мой взгляд, как мы для себя это определяем, целей, на самом деле, две, позиционирование разделяется на две части. Первое - все-таки я позволю себе с вами поспорить - это не благотворительность. Благотворительность - это в нашем понимании дети из детских домов, собаки и кошки бездомные, лица без определенного места жительства и т.д. Здесь мы говорим об инвестировании. Я, поддерживая этот проект, инвестирую в него, я хочу, чтоб этот проект был реализован: раз, два, и я от этого что-то получаю. Да, это не проценты в чистом понимании инвестирования, но, тем не менее, это какой-то бонус, вознаграждение, как мы это называем, какая-то акция. Второй момент, что греха таить, - это пиар. Мы начинаем говорить о том, чего еще нет, до того, как оно было создано. И мы начинаем говорить не в узкой аудитории (друзья, соседи, родственники), сама система краудфандинга заставляет нас говорить об этом широко, рассказывать о еще не готовом продукте и вовлекать людей в его создание. Это пиар. Инвестирование и пиар. Есть еще вопросы?

- Виктор Анатольевич, а что для Вас оказалось самым неприятным в краудфандинге?

Виктор Шендерович: Необходимость работать. Я думал, вот сейчас выйду с тонкой душевной организацией, скажу: "ребята, у меня есть такая пьеса, есть замечательный Мирзоев, дайте денег", станцую пару раз на радость публике и буду ждать, пока соберутся деньги. А сейчас я должен каждый день придумывать новые лоты, переписывать, работать. Неприятного тут нет, конечно, я-то привык, но для людей с еще более тонкой душевной организацией это может оказаться тяжело, потому что немедленно получаешь из интернета ведро помоев (два бездаря решили срубить бабла, а тут дети умирают, и т.д). Я про себя много чего читал, я довольно легко все это пережил. А Володя Мирзоев стал в это вчитываться, рефлексировать, чуть ли не было желания отвечать, объясняться. Этот момент есть, и он будет непременно, потому что на каждого человека, который даст деньги, найдутся двое, которые скажут: "бабла срубить", а иначе никак. Мы все в интернете сидим и это соотношение себе представляем. Вот эти два момента: надо работать и надо "тренировать панцирь" - я в этом смысле давно уже натренирован.

- Скажите, вы еще раз ввяжетесь в эту историю?

- Я уже сказал, у меня восемь проектов, сейчас "срубим бабла" на первый, я дам отдохнуть от себя и потом приду со вторым. Нет, в моем случае и вариантов больше нет, потому что государство тратит на меня деньги, но очень своеобразным способом. Меня прослушивают, за мной следят, некоторое количество людей в служебное время пишет мне гадости. Я не говорю, что государством я обойден вниманием, но так, чтоб дать денег на фильм - я не жду. И если говорить высокопарно, то на родине это мой единственный шанс, чтоб люди просто дали денег на то, что они хотят от меня увидеть, услышать, так что ждите.

Ведущая: Хочу представить следующего спикера - Филипп Абрютин, представитель Молодежного центра Союза кинематографистов, расскажет о сложностях взаимоотношений авторов, режиссеров с государственными структурами и о том, как краудфандинг может помочь в этом вопросе.

Филипп Абрютин: Здравствуйте, друзья, я буду говорить не столько от себя или молодежного центра, хотя это одна большая структура, и мы являемся ровесниками краудфандинга (ему всего год), - я буду говорить от лица всех молодых кинематографистов, потому что проблем очень много, и мы желаем Виктору, чтоб он собрал деньги не только на этот проект, но и на все восемь последующих проектов.

Проблем у молодых кинематографистов, наверное, чуть больше, чем у Виктора Шендеровича. Мы проходим много кругов - можно называть их кругами ада, можно другими словами, но, действительно, когда я поступал во ВГИК, в мастерскую великого мастера Вадима Абдрашитова - это было в 2003 году, - как раз закончились 90-е, уже начались хорошие вроде бы нулевые. Нас мастер собрал в начале учебного года, со всеми нами познакомился и сказал: ребята, в 2008 году вы закончиться ВГИК, все будет хорошо, кинопроизводство развивается, приходит зритель, платит деньги, будет много денег в кинематографе, и вы обязательно все найдете работу – кто-то в кино, кто-то на телевидении. Естественно, мы все мечтали о том, чтобы снять фестивальное и прокатное кино, чтобы все нас знали, но это были такие иллюзии, потому что все знают, что произошло в 2008 году, и после 2008 года наш кинематограф, по-моему, еще не оправился - и до сих пор очень сложно.

При этом у меня очень активная жизненная позиция, и я все время говорю о своих проектах, все время ищу инвесторов, занимаюсь краудфандингом, не только на "Планете" и "Бумстартере". Просто со знакомыми, представителями фондов, фестивалей, возможными партнерами - все время занимаешься краудфандингом. В течение четырех или пяти лет после окончания ВКГИКа я до сих пор не снял кино на минкультовские или какие-то, я не знаю, мэйджеровские деньги. Все это действительно печально. Если здесь есть молодые кинематографисты, они понимают, о чем я говорю.

Каков вообще путь молодого кинематографиста? Вопреки ожиданиям, это не деньги, кабриолет и блондинки, как мечтают будущие режиссеры и продюсеры, это, к сожалению, мытарства, хождение по студиям с просьбами посмотреть твой фильм, который завоевал кучу наград, начиная от "Кинотавра", проехал все континенты, получил кучу призов на международных фестивалях. Это не очень интересно, и вам обычно говорят: спасибо, оставляйте свой сценарий, и обычно это все отправляется в корзину, каким бы замечательным человек ни был. Ни для кого не секрет, что основной фактор для заключения договора с коммерческой компанией - это знакомство, связь, чье-то лобби. Надо, чтобы гендиректор компании знал тебя с трех лет, как-то помогал твоей семье. Это 90% - "да". Есть, конечно, 10% ребят, они пробиваются со своими сценариями, я не знаю, как они это делают. В этом году сразу несколько замечательных фильмов вышло в широкий прокат: это Катя Телегина - "Привычка расставаться", "Отдать концы" Таисии Игуменцевой. 5-6 дебютантов в этом году, которые выбрались из вот этого постоянного хождения и как-то заявили о себе, и начали работать в индустрии.

Но это, наверно, 1% вообще от всех кинематографистов. Остальные идут на телевидение, начинают работать как журналисты, делают реконструкции для каких-то исторических программ, кто-то снимает документальное кино, кто-то снимает кино на свои деньги, набирает 100-200-300 тысяч, влезает в кредиты и таким образом пытаются ВГИКовское.. ну, не обязательно во ВГИКЕ учиться, есть замечательный питерский Институт кино и телевидения, есть высшие курсы сценаристов режиссеров, много частных школ - и так люди пытаются реализовать себя, потому что самое страшное - если ты начинаешь работать на ТВ и уходишь в другую профессию.

С моего курса - нас поступило 22 человека, к финишу пришло 7 - я, наверно, единственный (ну, может, двое-трое нас), кто имеет отношение к кино; кто-то на телевизоре работает, кто-то ушел в соцсферу, кто-то работает тренером в тренажерном зале. Таким образом, творческий потенциал выпускника киновуза - человека, который мог бы оказаться в авангарде российского кинематографа, - умирает. Умирает возможность нашего кинематографа развиваться, потому что есть огромное количество барьеров, и не каждый из выпускников киновуза может их преодолеть. Во время обучения в киновузе мы все талантливы, еще не понятно, кто чего стоит. Я снял учебную работу, она, может быть, не очень получилась, мастера меня не поняли, но я все равно талантлив. Все друг к другу относятся как к изначально талантливым людям. Ты вышел за двери киношколы - и дальше, оказывается, тебе надо работать локтями, как-то грызться, ты оказываешься в условиях какого-то террариума: вроде бы все друзья, но на самом деле никто никому не помогает, и мастера часто забывают, хотя есть мастера, которые поддерживают своих учеников после окончания обучения. Надо сказать, я прошел через все эти этапы: я и журналистом был, и документалку мы снимали, и фильм снимал на свои деньги.

И вот, о чудо, я нашел продюсерскую компанию - кинокомпанию "Валдай". У меня есть сценарий полнометражный, очень хороший, мы с продюсером Светланой Кучмаевой подали заявку в Министерство культуры. Потрясающе, но так получилось, что мы дошли прямо до финала, до питчинга - это третий этап, когда из сотни сценариев остается всего десять, и на питчинге из этих 10 пять получают финансирование. К сожалению, наш проект не получает финансирования, мы не попали в первую пятерку - мы попали в резерв. Получим мы деньги, не получим - там уже финансирование идет по остаточному принципу. Надеюсь, что, может быть, деньги для нашего проекта будут, и мы снимем замечательное кино. Мне кажется, во-первых, это все не так страшно, мы абсолютно нормальная контора, мы никому ничего не должны и не обещали. Помимо всего прочего, мы дошли до питчинга - это замечательно!

И на питчинге, я смотрел, было много замечательных проектов. Я не могу сказать: о, вот этот плохой проект прошел, а нас закрыли, – хорошие проекты. Я бы сам, будучи продюсером, взял свое кино и толкал вперед. Более того, на питчинге был Гоша Куценко со своим проектом. Он посвятил проект нейрохирургам. Его мама долгое время болела, в Боткинской больнице лежала. Он все время проводил с врачами, общался. Когда он читал свою историю, говорил, что врачи-нейрохирурги, которые в операционной работают, - это те же самые космонавты, но мы о них почему-то не говорим, как о космонавтах. Их труд остается почему-то за кадром. Он говорил, что очень хотел посвятить это и маме, и хирургам, но это не прошло.

Мне кажется, здорово, что стали проводиться открытые питчинги. Краудфандинг - это тот же питчинг, только экспертный совет - не 25 человек, а тысячи, сотни тысяч. Мы как Молодежный центр Союза кинематографистов с большим интересом стали работать с этой системой, мы начали работать с "Бумстартером" и сейчас начинаем с "Планетой", и нам кажется, что это замечательная возможность найти деньги – небольшие, хотя бы стартовые. Понятно, на 6 миллионов нельзя снять нормальное кино, надо хотя бы миллионов 15-20, у нас проект вообще должен сниматься на острове Врангеля, поэтому не 15, а 40-60, и их нельзя полностью покрыть через краудфандинг. Но, с другой стороны, мне кажется, было бы очень здорово, если бы Минкульт пошел дальше и не только проводил бы открытые питчинги, но и учитывал успех того или иного проекта на краудфандинговых системах.

У нас же сегодня такая позиция - у Минкульта, - что мы должны снимать кино для зрителя и, если зритель голосует (не просто так - не лайки, не клики, а деньгами голосует, буквально покупает билеты), это должно быть учтено хотя бы для тех проектов, которые дошли до питчинга и продюсерского центра. Вот мы собрали 6 миллионов, за наш проект голосует 10 тысяч человек, и это должно быть серьезным инструментом добывания большей части денег для проекта. В то же время мы на "Бумстартере" поддержали уже два проекта, и они собрали нужную сумму - 100 или 150 тысяч рублей, это не очень много.

Мы очень аккуратно подходим к выбору проектов, мы бы очень не хотели, чтобы наша деятельность девальвировалась, потому что, если мы начнем всех поддерживать, то, во-первых, мы раздуем рынок, и там будет очень много неуспешных игроков, чего бы нам ни хотелось. Поэтому я приглашаю и "Планету", и "Бумстартер": мы проводим уже второй питчинг Молодежного центра Союза кинематографистов, сценарный питчинг - люди пишут сценарии, присылают, мы выбираем лонг-лист, потом шорт-лист, 28 января ребята представляют проекты свои. Было бы здорово, если бы в экспертный совет или жюри вошли представители "Планеты", "Бумстартера", "Краудкульта" и каких-то других краудфандинговых систем. Чтоб они, может быть, вместе с нами учредили приз по продвижению на этих платформах того или иного проекта.

Виктор правильно говорит, самое сложное - надо работать. Ведь мы знаем много проектов молодых кинематографистов, которые разместились и ждут, пойдут деньги или нет. Я посмотрел сегодня: на сайтах есть проекты, которые за 80 дней собрали 300 рублей - но это же действительно обидно, грустно, в первую очередь, за этих ребят. Очень важно хорошо позиционировать проект, у нас есть много информационных партнеров, которые бы с радостью поддержали этот проект. И я думаю, что у краудфандинговых систем тоже есть информационный пул, который можно было бы задействовать и предоставлять в качестве приза. Тогда не только Facebook-аудитория, аудитория "ВКонтакте", но и ТВ-аудитория, радиоаудитория тоже бы подключились. Мне кажется, что в этом плане аудитория вполне конвертируется из телевизора на портал и дальше монетизируется. Мне кажется, это было бы здорово.

Я рассказал, как грустно, и как тяжело, но, на самом деле, все довольно замечательно. Я не привык, как Виктор, говорить гадости, надо с оптимизмом смотреть в будущее, хотя настоящее иногда печально, но, надеюсь, что будущее будет хорошее. И краудфандинг - это здорово, это не благотворительность, как мне кажется, это выражение своей собственной жизненной позиции людей, которые дают 100 рублей и говорят: я хочу, чтоб был снят проект про сельского учителя (мы поддержали проект Евгения Ховаева "Сельский учитель", он собрал деньги, потому что аудитория запрашивала этот проект). Проект должен быть актуален.

"28 панфиловцев" - они хотели собрать 60 миллионов, но в итоге собрали 3 миллиона. Ребята вышли, в Минкульте выступали, Мединский им сказал: "Oкей, ребята, вы собрали столько денег, я поддержу от Минкульта ваш проект". Хотелось бы, чтоб это была первая ласточка такой схемы: люди поддерживают, люди голосуют - Мединский платит.

- Филипп, я хотела спросить по поводу ситуации с Мединским и "28 панфиловцами", это была правда или утка? Потому что я слежу за тем, что выходит в СМИ, и публикация была очень странная. Как будто, по словам Мединского, "мне кто-то сказал, что Мединский сказал, что я вас поддержу", причем не от имени Минкульта, а, как будто, лично. То есть, там очень странная была формулировка, известно вам что-то по этому поводу?

- Я точно знаю, что в большом зале Минкульта было обсуждение проекта "28 панфиловцев", и там Мединский сказал, что мы поддержим проект.

- А как поддержим и когда?

- Надо было Мединского сюда пригласить. Я, к сожалению, точно не знаю, но мы от лица Молодежного центра поддерживаем этот проект и будем следить, надо уточнить.

- Это действительно будет очень серьезный прецедент: то, что поддержал народ, поддержало Министерство культуры. Если это не просто слова, то это обнадеживает.

- Я не знаю, я не подписывал эти бумаги, точно не могу сказать, но, по-моему, да.

Ведущая: Арсений Гончуков, режиссер фильма "Полет" - это один из первых фильмов, который собрал средства краудфандингом (не такая большая сумма, но это было почти год назад). Уникальность этого проекта в том, что это полнометражный фильм, который вышел в прокат, был в афишах, шел в кинотеатрах у нас в Москве. Не много фильмов, которые снимают краудфандингом, пришли к этому в итоге. Расскажите о вашем проекте, почему вы решили собирать краудфандингом?

Арсений Гончуков: Друзья, здравствуйте, очень рад! Я режиссер, автор сценария, продюсер двух полнометражных фильмов, которые снимал по большей части на свои деньги. Мне оба раза удалось самостоятельно организовать некую дистрибьюцию этих фильмов. "Полет" только что шел везде, в "Москино", и фильм "1210" - мой первый полнометражный фильм - тоже был в прокате по России и в Украине, и даже мы доехали до кинотеатров Германии, и я сам все это делал. На первый полнометражный фильм я собрал деньги без всяких платформ, используя платформу жж-шечек, и меня поразило то, что я собрал 100 тысяч рублей за три дня. А вот на "Полет" я собрал 100 тысяч за 40 дней. Я хочу сказать, что это два разных случая и два очень интересных.

Сегодня я чрезвычайно скептически отношусь к краудфандингу в принципе, все это похоже на некую "шляпу". Я всегда выступаю с таких позиций - пока все это не очень эффективно. Дело вот в чем: когда фильм "Полет" собрал 100 тысяч за 40 дней, мы запустили проект - за 39 дней я собрал 12 тысяч рублей, а за 8 часов до окончания проекта кто-то кинул туда "сотку", некая девушка. Я вроде перебрал своих бывших и понял, что вряд ли, не тот случай. И потом, "Бумстартер" счастлив, они там спилили хороший процент от меня, я тоже счастлив. Потом я выясняю, что эти деньги положила туда моя знакомая, с которой мы общаемся. Я ей говорю: "Что ж ты сделала? Просто отдала мне б, мы бы ничего не платили "Бумстартеру". То есть я просыпаюсь, включаю, осталось 4 часа, раз - 100 тысяч, все соцсети меня поздравляют. А она сказала мне такую вещь: "Ты знаешь, мне было интересно поучаствовать в этом". Она хороший режиссер, ее заинтересовала идея краудфандинга, платформа "Бумстартера", и она говорит: "Я захотела поиграть в эту штуку". И она в титрах фильма "Полет" значится как краудпродюсер. То есть, с одной стороны, достаточно смешная штука - я якобы собрал, а с другой стороны, я уже понял, что если бы не эта платформа, то она мне 100 000 не принесла бы, моя знакомая.

Самая главная моя претензия к современным платформам (насколько я знаю, "Бумстартер" в меньшей степени этим занимается, "Планета", как говорят, в большей степени)... Я с чем столкнулся: я блоггер, читаю соцсети, и ко мне обратились с "Бумстартера" очень хорошие ребята и говорят: "Давай сделаем проект". Я подумал, почему бы и нет, хотя меня называют попрошайкой. Интересная, кстати, тема: попрошайничество и краудфандинг, потому что ты же просишь на свое, ты ж не просишь на то, чтоб спасать бабушку у Курского вокзала, ты просишь деньги на творчество. И я запустил проект, а потом они мне говорят (я говорю сейчас грубо, не научно): "Чувак, давай ссылки на этот проект, пости каждый день в сети". Я говорю, подождите, ребята, я вообще был уверен, что платформа является неким маленьким пиар-агентством. Я продаю свое имя, свой проект, который сделал сам, а они его интегрируют, планируют, собирают аудиторию. Еще я почему-то думал, что аудитория есть на сайте - толпа людей, и для них я буду снимать этот проект - все это оказалось фигней. Мне говорят люди с "Бумстартера": "Чувак, ты не понял, мы инструмент, мы тебя учим", и стали мне писать, что надо делать. Они прислали инструкции. Я, может, виноват, у меня нет времени заниматься этим - инструкции, технологии. Во-вторых, у меня есть друзья, есть очень серьезные люди, они не будут смотреть каждый день, как Сеня "шляпу им тычет". Я подумал, чем отличается "Бумстартер" от тех же ЖЖ?

Конечно, я понимаю, что есть профессионалы в краудфандинге, и они могут сказать, что все не так. Я просто хочу сказать об одном: и то, что я собрал на "1210", и то, что я поучаствовал на "Бумстартере" с "Полетом", - это практически одно и то же. Но все равно жива история с моими ссылками на ЖЖ, это очень интересно, потому что за три дня… люди присылали деньги, им не было интересно, что за проект, им не было интересно его посмотреть. "На тебе червонец - сделаешь хорошее кино". Мне могут возразить, что это лично твои игрушки, а у нас технологии, но все равно я пока не очень понимаю: вот я пробегал со своим фильмом, показывал его в 30 городах - тоже как бы краудфандинг, в разных городах находил людей, которые показывают фильм, собирают аудиторию, платят деньги (Ижевск, Нижний Новгород...)

Я хочу, чтоб краудфандинг развивался, поэтому я сегодня сюда и пришел, чтобы сами платформы совершенствовали свои инструменты. Потому что, когда платформа запускает твой проект, у нее есть какие-то сообщества, когда какая-то дохлая страничка - ее читают или не читают. Я могу за 10 тысяч программиста нанять - такой сайт сделаешь? Поэтому, мне кажется, большой путь предстоит проделать и именно идеологической платформы, потому что людей действительно очень много, которые готовы жертвовать, готовы дать тебе деньги; посмотрел проект – классный проект!

Конечно, предстоит еще большой путь по созданию медиапространства вокруг этих платформ. Все очень просто: вот "28 панфиловцев", те, кто в курсе, знаю, почему они так "стрельнули" - потому что речь об известном блоге с посещаемостью 60 тысяч в день, там все и понеслось. Потом они выпустили хороший трейлер, слишком хороший, я даже поверил, что классный сценарий. С другой стороны, вот Сигал. Присылают мне ссылку - известный режиссер Михаил Сигал запустил свой проект на "Планете", 6 миллионов собирает. Ссылку публикуют все хорошие ребята, но он ничего не соберет, мне кажется. Сейчас он собрал тысяч 200. Я веду к тому, что, мне кажется, я буду снимать третий полнометражный фильм, я очень сильно сомневаюсь, что буду делать проект, потому что у меня получится, как у Сигала. Он снимает авторские фильмы, ему собрать гораздо сложней. "28 панфиловцев" - это некая народная фишка: война, гранаты, танки, патриотизм, и народ ведется. Там тоже очень важно зацепить людей, что-то придумать, чтобы идея этого фильма цепляла народ, тогда все будет. Мне кажется, что авторское кино - это отдельный разговор, не надо там что-то придумывать, но пока его позиции еще слабее, чем у других. Есть у меня план, есть сценарий - снять фильм на острове Гаити, там зомби… Я думаю предложить участникам за деньги сыграть зомби. У меня есть такая идея, и я о ней говорю.

Вот, друзья на этом все, я извиняюсь за некоторый сумбур. Я режиссер, сценарист, я очень не люблю быть продюсером, хотя жизнь заставляет. Поэтому я говорю эмоциональные вещи оценочные. Спасибо.

Василина Горовая: А можно мне добавить несколько копеек? Мне очень понравилась ваша речь. Я постараюсь на много вопросов ответить. Арсений сказал очень важную вещь насчет понимания краудфандинговой платформы. Когда Вы пришли на "Бумстартер", вы воспринимали краудфандинговую платформу как некое пиар-агентство. Вот сейчас я, обнявшись с менеджерами "Бумстартера", соглашусь, что краудфандинговая платформа – это не пиар-агентство. И комиссия 5%, которую берут и "Планета", и "Бумстартер", - это 5% при 100% сборе. И согласитесь, от 100 тысяч пять тысяч получает краудфандинговая платформа за пиар-кампанию, за 40 дней, налоги мы не считаем. Фактически крауд-площадка получает 5%. За 5 тысяч рублей два месяца пахать, работать - это довольно проблематично.

Действительно, по многим проектам мы помогаем в ведении проекта, потому что для большинства авторов, которые заводят проект, это первый опыт. Им нужно показать, куда поставить ссылочку, на этом этапе мы друзья – не разлей вода. Мы даем рекомендации, когда запускаемся, и дальше. Это как бросить в озеро, на середину - и выплывай. Если мы видим, что автор выплывает, и еще брасом начинает плыть, давайте мы еще и баттерфляй изучим. Мы все показываем, рассказываем и в данном случае это помогает.

- Действительно, это дело хорошее, некий микробизнес, который нужно осваивать. У меня друг запустился, сейчас он каждый день постит фотографии с площадки: как мы упали в грязь, как у нас сломалась камера, интересные ссылки - по инструкции. Я не знаю, что он сейчас собрал. Еще он размещал на популярном сайте материал за деньги, - полмиллиона в день посещаемости. Покупается 2 часа в день, платятся деньги, чтоб вешать ссылки на краудфандинговые платформы.

- Арсений, я хотела добавить, я просто занимаюсь пиаром. Печально, если вам не рассказали, когда вы год назад запускались, но, мне кажется, если вы куда-то ввязываетесь - в какое-то незнакомое мероприятие, - стоит посмотреть, как это работает. Был Kickstarter, был Indiegogo - масса западных ресурсов, которые работают намного жестче, чем российские ресурсры. Если вы на "Кикстартере" заполнили проект (там нет живых людей, которые вас консультируют), и вам отказали в модерации, не говоря, почему, - просто сиди, переделывай и посылай заново. Мы стараемся, со своей стороны, сильно поддерживать авторов, просто им надо думать своей головой и понимать, зачем им это надо.

- Там просто все пока не очень совершенно, о чем я сказал уже.

Ведущая: Я хочу представить следующего спикера - Денис Орлов, автор проекта о жизни детей в детском лагере, это документальный фильм, расскажите о нем.

Денис Орлов: Я не сценарист, не кинорежиссер, я инструктор по детскому туризму. Проект, который я продвигаю, - это не фильм, а грубый агитационный материал, направленный на то, чтоб родители доверили нам своих детей. Проект сам по себе хулиганский - в хорошем смысле, мы уже 10 лет делаем лагерь на полярном круге. Пионерский лагерь на китайской границе, как в хорошем мультфильме говорится. Второй хулиганский момент - мы даем детям практически все делать самим: самим принимать решения, самим готовить, самим отправляться в морские путешествия, самим строить. И уже само это сочетание: полярный круг, необитаемые острова и дети, которые делают все сами, - это уже должно пугать родителей. Задача проекта, к которому я подключил "Бумстартер", - продвинуть эту злобную для родительского восприятия идею.

Показ начнется с грубого, в советском стиле, агитационного фильма под бодрую музыку, где мы доказываем живой, качественной картинкой, что да - на полярном круге не так холодно, все интересно, все здорово. Я сейчас услышал хорошую связь между тем, что мы делаем в нашем проекте, и как действуют "Бумстратер", "Планета". Мы вытаскиваем индивидуальную активность людей, мы им даем ощущение личного вклада и способности решать. Мы это делаем для детей от 10 до 12, 20 даже лет. И это похоже очень на "Бумстартер".

Как мы попали сюда, это очень случайная история. В нашем случае это не было сложно, потому что мы постоянно продвигаем наши проекты. Это была очередная мобилизация нашей группы поддержки. У нас есть несколько сотен друзей, которым нравится наш проект; фактически они увидели очередной призыв помочь, скинуться небольшими суммами - не 1 раз 100 тысяч, а много-много раз по 300, 400, 500 рублей. Нам это удалось, это потрясающе.

Полярный круг, семь островов, в общей сложности 9 человек съемочная группа, несколько камер, съемочный период порядка 20 дней. Конечно, это не стоило чуть больше 100 тысяч, которые мы потратили, но это было хорошее начало, чтоб запустить такой проект. Спасибо девушкам из "Бумстартера", которые постоянно напоминали, что нужно делать, еще какие-то силы мобилизовать, чаще напоминать. Удивительное началось где-то в середине кампании: когда кончились мои личные знакомые, готовые платить мне деньги, вдруг появились какие-то люди из США, мужчины из Сибири, которые направляли 3 тысячи рублей; девушки, которых я пытался вспомнить, но понял, что они просто любят то дело, которое мы делаем, это было очень приятно. И с тем ощущением, что мы делаем настоящее, стояще дело, и что оно имеет прямую поддержку людей, - с этим ощущением мы вышли в полевой сезон, потом долго и с удовольствием снимали, сняли 60 часов, из которых сейчас покажем 8,5 минут.

Ведущая: Приглашаю Артема Загорского - это один из основателей компании "Пульс продакшн", которая осуществляет видеосъемку конференции.

Артем Загорский: Спасибо организаторам, отличная конференция. Мы для себя много чего почерпнули, наверно самые главные моменты - это то, что используя данные технологии, вы действительно можете сделать первый шаг, даже если не получится, все равно попробуйте и хоть что-то сделайте самостоятельно, и, может, это действительно к чему-то приведет и даст толчок дополнительный. И второй момент: когда вы размещаетесь на краудфандинговых площадках, это тоже тестовый показатель, что люди голосуют за вас рублем, что кому-то действительно нужно то, что вы делаете.

Мы как "Пульс продакшн" в том числе снимаем короткий метр, но больше специализируемся на музыкальных клипах. Вчера была музыкальная сессия, были представители разных групп, было тоже очень интересно. С нашей стороны, хочу сказать что мы обязательно поддержим интересные российские группы, коллективы либо режиссеров, которые делают действительно что-то очень крутое, потому что, я считаю, что очень важно развивать именно российскую творческую составляющую. Когда наш продукт смотрят на YouTube западные зрители, они часто делают выводы, в том числе о нашей стране. Поэтому обращайтесь к нам, мы сделаем первым двум проектам видеоклипы по действительно сладкой цене.

Сейчас мы хотели показать один фильм, к сожалению, нам не разрешили поставить один из последних, потому что там рок-н-ролл, у всех ушки "завянут", но поставим одну историю, которую снимал наш режиссер Андрей Николаев, на мой взгляд, один из самых перспективных клиповых молодых режиссеров России. Снималось это в 2010 году, поэтому строго не судите, для группы Only girls - сейчас ни достаточно популярны стали. Кстати, снималось очень дешево, кто угадает, на какую камеру, – майка в подарок. Давайте включать, всем спасибо.

Ведущая: Следующий фильм – короткая версия фильма "Золото Белого моря" про жизнь детей в детском лагере на Белом море (...) Теперь снова хочу пригласить Арсения Гончукова, он представит трейлер в фильму "Полет".

Арсений Гончуков: Трейлер появился задолго до появления фильма, в нем нет ни звука, сделанного на деньги "Платформы", ни цветокоррекции. Фильм "Полет" две недели шел, в ноябре закончился, в "Москино", в кинотеатре "Художественный" и в кинотеатре "Звезда". В августе он был готов, мы его снимали в Перми полностью, снимали в 10 смен, очень динамично, потом год я его доделывал, в августе был завершен пост-продакшн и буквально за 2 месяца он принял участие в восьми фестивалях, что меня радует, потому что фестивали - это дополнительные показы и т.д. И участвовал в фестивале "Дни другого кино", где он был отобран и признан одним из десяти главных авторских фильмов года и был показан через систему "Синема парк" в 20 городах страны, в ряд из них я ездил - в Сургут, Благовещенск и т.д. И это тоже здорово, потому что мы его не только сделали, но и нам его удалось показать большому количеству зрителей. Может, это не самый сильный мой фильм, в сети его нет, может, "1210" кому-то кажется сильней. Оба фильма сняты с бюджетом 20 тысяч долларов каждый, а сейчас мы их продаем на крупнейший спутниковый канал, уже подписал договор, сейчас продаем на ТВ не очень задорого, мы не окупим, но тем не менее.

Когда я был на сцене, основной мой пафос был в том, что краудфандинг - это очень круто, но очень хотелось, чтоб это все развивалось сильней, динамичнее и в итоге пришло к каким-то западным образцам. В фильме "Полет" и в фильме "1210" был задействован, на мой взгляд, самый крутой в мире краудфандинг, когда все актеры, в том числе, которые работали с Сокуровым, Германом, Серебренниковым, вся команда – до 100 человек - работали абсолютно бесплатно. Мы еще делали кастинг, я еще увольнял, дисциплина была жесткой. Мы делать старались все профессионально - на профессиональных машинах по цветокоррекции.

Ведущая: Следующим у нас будет короткометражный фильм "Прогулка метро" режиссера Ефима Берсона, он живет в Санкт-Петербурге, поэтому к нам не приехал. Фильм идет 11 минут (...) Сейчас хочу пригласить актрису, режиссера Анну Трояскую, которая представит трейлер к своему авторскому фильму "Чужое зло".

Анна Троянская: Здравствуйте, я хочу представить свою картину, которую тоже сняла без бюджета, потому что мне очень понравился сценарий. Сначала я провела кастинг, набрались актеры, операторы, мы это сняли без денег. Актеры были собраны со всей России: из Иркутска, из Саратова, Кемерово. Все они собрались, приехали в Москву, сняли, а потом - технические проблемы, нужно было финансирование на озвучку, цветокоррекцию, и "Бумстартер" мне очень помог, я набрала деньги. Мой случай очень похож на Арсения Гончукова, потому что, видимо, тоже оказался какой-то или друг или спонсор, который дал большую часть денег на завершение этого проекта. Сейчас вы увидите трейлер, потому что это полный метр, но немного трешовый. Прокатного показа не было нигде, только в кинотеатре "Факел" (премьера была) и теперь вот здесь, в "35mm", вы у видите трейлер полного метра. Спасибо.

Ведущая: У нас осталась мультяшная, анимационная часть. Сейчас я поставлю трейлер к анимационному фильму со сказочным названием "Ноппэрапон", который сделала Диана Синеокая, после этого у нас будет "Масяня" (...) Ну и, собственно, "Масяня" - по-моему, на три серии он собрал, вот у нас сейчас здесь две. Автор, как известно, живет в Израиле, поэтому он не приехал.

Один из организаторов: Хочется сказать пару слов на правах организатора конференции. Проект, который только что закончился, - это маленький шажочек к большому нормальному фестивалю, который мы обязательно сделаем, потому что уже сейчас есть большое количество достойных видео, созданных благодаря краудфандингу. Чтоб люди понимали, что это не только сбор денег, но и, действительно, что-то делается, делаются классные хорошие проекты. Для этого мы будем делать фестиваль. И еще одна просьба – оставьте, пожалуйста, свои пожелания, отзывы о том, что вы сегодня видели. Мы будем делать еще одну конференцию в апреле, мы бы хотели услышать ваше мнение, подключить такой краудсорсинг, чтоб следующее мероприятие было более качественное и в большей степени вас удовлетворило.

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

закрыть
Яндекс.Метрика