29 сентября, 2015

"Для Джерри Ли Льюиса скупили все видеофильмы из "Дома книги" на Арбате"

Поделиться в социальных сетях:

Фото: facebook.com/JerryLeeLewis

Джерри Ли Льюис – один из трех оставшихся в живых грандов рок-н-ролла, вместе с Чаком Берри и Литтл Ричардом. Он – живая история – продолжает давать концерты, хотя и реже (ближайшие – 3 октября в Бомонте, Техас и 26 – в нью-йоркском клубе BB King). Впрочем, достаточно и того, что он жив. Сегодня ему исполняется 80.

Каким Джерри Ли Льюиса помнят промоутеры Александр Гуняев и Михаил Капник, а также музыканты Евгений Хавтан и Денис Мажуков, которым посчастливилось пообщаться с легендой – в эксклюзивном материале m24.ru.

Жесткий характер, высокомерный максимализм, взрывной темперамент, потрясающий талант и почти фанатическая набожность сошлись воедино в одном человеке, который до сих пор считает, что именно ему рок-н-ролл обязан самим фактом своего существования.

Может быть, это так, может быть, не совсем, но факт остается фактом невозможно представить себе сборник раннего рок-н-ролла без как минимум двух его композиций: Whole Lotta Shakin' Goin' On и Great Balls Of Fire, сверх того – по вкусу.

Видео: [URLEXTERNAL=http://www.youtube.com/watch?v=KWReDqMopt8]YouTube[/URLEXTERNAL]/ Пользователь: Kanaal van rog3rcas


Он родился в семье небогатых фермеров на Миссисипи; не оправившись от последствий Великой депрессии, отец Джерри начал гнать самогон, за что был осужден, и не раз. Мать, ссорившаяся с ним из-за вечного безденежья и неприкаянности, старалась, как могла, вытянуть сына из дремучего быта – и потому у Льюисов был патефон. Слушали кантри – но за рекой был одноименный с рекой штат, а значит, Джерри Ли знал и блюзы, и госпелы. А по воскресеньям в церкви звучали методистские гимны. Вот вам четыре источника и четыре составные части рок-н-ролла в его версии.

Судя по прошлогодней статье обозревателя Rolling Stone Патрика Дойла, на ранчо Льюисов в Несбите, штат Миссисипи, до сих пор стоит пианино P. A. Starck с почерневшими клавишами – то самое, которое Элмо Льюис купил Джерри, заложив старую ферму в Ферридэе, Луизиана. Мальчику было восемь, и его рукам было невыносимо без пианино. Непутевый самогонщик Элмо Льюис понял это. Между прочим, ферма была единственной семейной недвижимостью.

Фото: facebook.com/JerryLeeLewis

Первым аккордам его научил старший двоюродный брат Микки Гилли, сделавший потом карьеру кантри-певца; иногда с ними музицировал еще один кузен, Джимми Сваггерт – он стал телепроповедником, звездой своего рода. Но именно Джерри Ли, соединивший в своей манере четыре музыкальные стихии, стал звездой масштаба планетарного.

Он объявился в Мемфисе в начале 1956-го, поиграв по клубам кантри-песенки в уже начинавшей выкристаллизовываться необычной своей манере, и пришел к Сэму Филлипсу в Sun Records. За лейблом уже стояла история в лице как минимум Элвиса Пресли, полгода назад перекупленного корпорацией RCA; Филлипс остро нуждался в новом герое – и увидел его в Льюисе, взятом поначалу на работу студийным музыкантом. Но кантри – это другой рынок, тинейджеры хотели рок-н-ролла, и Филлипс настоятельно советовал Джерри пересмотреть репертуар. Юный Льюис не отводил колких глаз, внимательно слушая босса – и уже через пару месяцев, после многообещающего, но достаточно невнятного кавера на чужую песенку, появляется сначала песня, которая приведена выше, а потом и вторая – "Большие огненные шары".

Видео: [URLEXTERNAL=http://www.youtube.com/watch?v=7IjgZGhHrYY]YouTube[/URLEXTERNAL]/ Пользователь: The Lone Assassin


Сегодня забавно смотреть на прилично одетых мальчиков, неспешно играющих благодушное ретро – так нам кажется. Но стоит всмотреться внимательнее, и мы увидим две главные вещи: во-первых, ту непоколебимую уверенность и виртуозную легкость, с которой он колотит по клавишам, утверждая рояль в качестве одного из главных рок-н-ролльных инструментов (кстати, именно здесь становится понятно, что ни Элтон Джон, ни Билли Джоэл, ни даже Джулс Холланд не стали бы теми, кто они есть, без Льюиса), и второе: когда камера берет крупные планы, мы понимаем, за что его как раз в ту пору прозвали "Киллером". Это лицо человека, прошедшего к 22 годам серьезную школу жизни, человека, уверенного в том, что на каждой ступеньке своего подъема он будет драться за то, что не опустится вниз. Ни на миллиметр. Никогда.

Видео: [URLEXTERNAL=http://www.youtube.com/watch?v=WFgBoAVUyF8]YouTube[/URLEXTERNAL]/ Пользователь: Eric Cajundelyon


В следующие несколько лет он объехал обе Америки с гастролями. Обычно в туре были трое: Льюис, Карл Перкинс и Джонни Кэш – или Льюис, Бадди Холли и Чак Берри. Как-то само собой выходило, что именно Льюису доводилось закрывать шоу. Когда они поспорили с Берри, кто выйдет последним, Льюис неожиданно уступил изобретателю "гусиной походки", но в конце своего выступления неожиданно брызнул из бутылки с кока-колой на пианино и чиркнул зажигалкой. Ошеломленному Льюису он бросил: "Выходи".

Он был убедителен, а для пущей убедительности демонстрировал образ крутого парня: вставал из-за рояля так, что табурет отлетал прочь, и делал это так, что это не казалось нарочитым. И уже потом стал задирать ногу на рояль, чтобы сыграть ею пару залихватских, наглых, хамских, но неизменно верных нот.

Видео: [URLEXTERNAL=http://www.youtube.com/watch?v=xWV8WRWZs24]YouTube[/URLEXTERNAL]/ Пользователь: Breathlessss


"Я создал рок-н-ролл, когда об этом слове еще даже не думали", – говорил Льюис в прошлогоднем интервью журналу Rolling Stone. Когда появился Элвис, это был рокабилли. Когда появился я, это был рок-н-ролл. Именно тогда слово "рок-н-ролл" вышло на передний план".

– Нас предупреждали, – вспоминает Михаил Капник, один из организаторов двухдневных гастролей Джерри Ли Льюиса в России в 1997 году, – что он чрезвычайно высокого о себе мнения, что считает себя круче всех в мире. Так оно и оказалось.

Фото: facebook.com/JerryLeeLewis

...Завоеванные вершины начали кружить Джерри Ли голову. В 1958-м он поехал на гастроли в Лондон с новой женой, Майрой. Ему было 23, это был его третий брак, но досужие журналисты разузнали (что в принципе было довольно просто): во-первых, Майре всего 13, во-вторых, она троюродная сестра Льюиса и в-третьих, второй брак еще не расторгнут. Разразился грандиозный скандал, больше половины концертов были отменены, травля, развернувшаяся в британской прессе, вернулась вместе с Льюисом на родину, его песни исчезли из плейлистов радиостанций – и только диск-жокей Алан Фрид, человек, который ввел в оборот сам термин "рок-н-ролл", продолжал крутить записи Джерри Ли.

Владельцы крупных залов стали остерегаться Киллера, но он с той же невозмутимости вернулся на подмостки баров и закусочных и легкие стычки после. Жене он остался верен на целых 13 лет, у них родилось двое детей. Совсем недавно, в записанных с его слов мемуарах, Льюис дал понять, что ничуть не жалеет о случившемся много лет назад: "То, что ей было тринадцать, не мешало ей быть полноценной женщиной". Никаких извинений и сожалений не дождетесь. Киллер есть Киллер.

Видео: [URLEXTERNAL=http://www.youtube.com/watch?v=zwbty1kRCG0]YouTube[/URLEXTERNAL]/ Пользователь:Allan Adduci


Скандал надолго отобрал у Льюиса широкую аудиторию, но к середине 1960-х, когда эхо его начало затихать, музыкант начал отыгрывать позиции – причем в первую очередь в Европе. Но рок-н-ролл не заводил его так, как прежде, да и сам он, казалось, подуспокоился. Льюис перезаписал хиты 1950-х, продолжал задирать ногу на клавиатуру, но его воспринимали, как ветерана: сцену заняли молодые и наглые квартеты и квинтеты; казалось, это надолго. Льюис проявил себя дальновидным карьеристом: он вернулся к корням, к кантри, где снискал немалый успех: Америка любит возвращения блудных сыновей, они подчеркивают и утверждают незыблемость базовых ценностей. Стратегия оказалась верной: в 1968-м он попал в чарт журнала Billboard, три года спустя его сингл получил "золотой" статус, а в 1973-м, наконец, возглавил хит-парад кантри. При этом он никогда не отказывался от выступлений с рок-н-ролльным репертуаром. Особенно на телевидении.

Видео: [URLEXTERNAL=http://www.youtube.com/watch?v=Fa5kKnRwgcc]YouTube[/URLEXTERNAL]/ Пользователь: MrBLadislav


В семидесятых он выпустил множество альбомов с самой разной музыкой и вел жизнь довольно спокойную. Ну, если не считать череды разводов, простреленной (вроде бы случайно) груди собственного бас-гитариста на праздновании своего сорок первого дня рождения и ареста в окрестностях поместья Элвиса Пресли с заряженным оружием. Льюис утверждал, что Элвис пригласил его в гости, а слова "Я пришел убить Пресли" были просто неудачной шуткой, но полиция такие шутки не понимает, как ни крути.

Тем не менее, оба случая хоть и стали достоянием публики, но никак не повлияли на популярность и репутацию Льюиса. К концу 1970-х началась мода на ретро, и от Джерри Ли снова захотели рок-н-роллов; к середине следующего десятилетия возник Зал славы Рок-н-Ролла; Льюис стал одним из первых его членов. Тем временем Майра Гейл Браун (бывшая Льюис) выпустила книгу воспоминаний – и в 1989-м по ней поставили фильм. И пусть Деннис Куэйд был чересчур эмоционален для роли Льюиса, а Вайнона Райдер излишне умна для Майры – это был чертовски хороший фильм. Он принес Льюису новую славу и новых, совсем юных поклонников.

Видео: [URLEXTERNAL=http://www.youtube.com/watch?v=4Q_olybarxU]YouTube[/URLEXTERNAL]/ Пользователь: Hluchej Pes


А для пущего эффекта актер и музыкант сняли видеоклип, в котором сыграли главную песню Льюиса вместе.

Видео: [URLEXTERNAL=http://www.youtube.com/watch?v=pAdS2txihCk]YouTube[/URLEXTERNAL]/ Пользователь:R Vincent


В 1997 году московская компания Silence Pro решила провести серию концертов, объединенных лозунгом "Герои рок-н-ролла". Первым приехал Чак Берри, принесший организаторам кучу неожиданных неприятностей, а вторым как раз Джерри Ли Льюис. Вспоминает промоутер Александр Гуняев:

– Эти гастроли были невероятными. Во-первых, в составе Льюиса приехал знаменитый Джеймс Бартон, игравший в последнем составе Элвиса Пресли. Это было само по себе сюрпризом. Поселили Льюиса в "Национале", в номере, где жил когда-то то ли Ленин, то ли Максим Горький – и удивительно, что старик знал, о ком идет речь! И надо сказать, что с ним проблем было куда меньше, чем с Берри. Он был не капризен, к тому же с ним была дочь – она сглаживала все возникавшие проблемы.

Фото: facebook.com/JerryLeeLewis

Однако нам пришлось пережить несколько неожиданных вводных. Сначала он затребовал в номер рояль, чтобы ночью готовиться к выступлениям; пришлось вечером искать клавишный инструмент с максимально похожим на рояль тембром, и он играл в наушниках всю ночь. А потом он попросил видеомагнитофон с американскими фильмами – на языке, понятное дело, оригинала. Нашлись они только в одном отделе Дома книги на Новом Арбате; пришлось их просто скупить. И, надо сказать, все свободное время он сидел в номере, смотрел кино или играл на клавишном инструменте, в город практически не выходил. Выглядел он, надо сказать, не лучшим образом, и мы были потрясены, когда он свой час на сцене отработал на высочайшем уровне.

– Это правда, – добавляет лидер группы "Браво" Евгений Хавтан. – На концерте мы с замиранием сердца ждали, поднимет он ногу или нет... И когда с третьего раза он это таки сделал, стало понятно, что концерт состоялся. Надо сказать, что Джерри Ли Льюис показал себя не просто героем рок-н-ролла, но и замечательным музыкантом. Как правило, герои рок-н-ролла берут другим: харизмой, обаянием, какими-то скандальными поступками, но Льюис – музыкант высочайшей пробы.

Видео: [URLEXTERNAL=http://www.youtube.com/watch?v=L50M1Zu1KWw]YouTube[/URLEXTERNAL]/ Пользователь: Josinho1989


Пианист и певец Денис Мажуков, которому довелось тогда разогревать выступление Льюиса, до сих пор вспоминает те концерты, как одно из главных событий собственной творческой карьеры. Не мудрено: Денис играет рок-н-ролл 1950-х, и по тому образу, который он воплощает на сцене, очевидно, что именно Льюис стал его ролевой моделью:

– Я, конечно же, сразу согласился: еще бы, Льюис, наверное, самый близкий мне музыкант. Конечно, копировать его невозможно, хоть я и положил жизнь на это! Джерри оказался удивительно чутким и отзывчивым человеком. Когда он увидел моих музыкантов, одетых и причесанных в стиле 1950-х, он воскликнул: "О Боже, а ведь мне уже 62!" А мне он сказал вещь невероятно лестную: "В тебе я увидел молодого себя". Конечно, он человек вежливый, и эти слова во многом были данью уважения партнеру по сцене, но я думаю, что ему на самом деле понравилось. А музыкант он тончайший, ему подвластны любые нюансы.

Видео: [URLEXTERNAL=http://www.youtube.com/watch?v=WrMOA6fnI6Y]YouTube[/URLEXTERNAL]/ Пользователь:Federico


Сегодня Джерри Ли Льюис – грузный пожилой человек. Ему трудно ходить, он опирается всем своим весом на трость, он не очень здоров — но он продолжает концертировать и выпускать альбомы, в записи которых участвуют лучшие рок-музыканты планеты. Последний из них носит ироничное название Mean Old Man, то есть буквально "Злобный старикан", в его записи принимали участие Эрик Клэптон, Кид Рок, Слэш, Ронни Вуд и Кит Ричардз из Rolling Stones, Ринго Старр, Шерил Кроу, Джон Майер – всех и не перечислить. И это не только признание, но и констатация факта: Джерри Ли Льюис все еще имеет что сказать своим слушателям, и разделить с ним это слово является для любого музыканта огромной честью.

А если посмотреть на фотографии, то взгляд этого злобного старикана все так же холоден и ясен, и ни о чем, что с ним случилось за эти годы, он, безусловно, не жалеет.

Видео: [URLEXTERNAL=http://www.youtube.com/watch?v=YZWfZAyfeg8]YouTube[/URLEXTERNAL]/ Пользователь: muzline

Сюжеты: Интервью с людьми искусства , Персоны

Поделиться в социальных сетях:

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

Следите за новостями:

Больше не показывать
Яндекс.Метрика