18 сентября, 2015

Безумный гений безумной гитары: 45 лет без Джими Хендрикса

Поделиться в социальных сетях:

Фото: DPA/ ТАСС

18 сентября рок-мир отмечает 45 лет со дня смерти Джими Хендрикса – величайшей звезды эпохи, гитариста, чья музыка далеко перешагнула границы стиля. Хендрикс не просто артист, его имя – общепризнанный мем, оно из числа "волшебных" слов, отражение трендов своего времени.

Джими провел детство в Сиэтле, в не самой благополучной семье, отслужил в армии, и был, кстати, плохим солдатом. Имел, таким образом, прямое отношение еще к одному лозунгу эпохи – "make love, not war".

Гитара была его любовью с детства. Став музыкантом, он словно оказался на знаменитом блюзовом перекрестке – на пересечении света и тени, лучей творчества и проблем поколения, славы и мастерства. "Жить быстро и умереть молодым" – никто не смог выразить лозунг хиппи так творчески, рассказать тайны сознания и подсознания. Но Хендрикс не сразу был признан как ярчайший импровизатор, безумный гений безумной гитары. Гитарист пробивался под псевдонимами (Джимми Джеймс или Морис Джеймс), с разными группами, например Jimmy James and the Blue Flames.

Видео: [URLEXTERNAL=http://www.youtube.com/watch?v=HPbM6ouowkg]YouTube[/URLEXTERNAL]/ Пользователь: HytekFred


Он работал в Нью-Йорке, но там никто не знал, что делать с Джими – гитариста нанимали в пятницу и увольняли в воскресенье, он быстро доставал всех своей необычностью. Джими играл с Литтл Ричардсом, Isley Bros, Айком и Тиной Тернер, но Америке такой гений не был нужен. Музыке повезло – басист Animals Чес Чандлер увез Хендрикса в Англию и "свингующий Лондон" дал ему все – и для жизни, и для смерти.

В жизни Хендрикса были и гастроли с малоизвестной начинающей группой Pink Floyd на разогреве, и эпохальный рассветный концерт на фестивале в Вудстоке, забытые в случайных барах фонограммы, незаписанные джемы с великими джазменами, продюсирование ранних рэп-записей. Были собственные феноменальные диски и знаменитые песни Hey Joe, Foxy Lady, Voodoo Chile, Little Wing, Purple Haze, Red House.

Видео: [URLEXTERNAL=http://www.youtube.com/watch?v=_PVjcIO4MT4]YouTube[/URLEXTERNAL]/ Пользователь: JimiHendrixVEVO


Хороша сцена одного из первых концертов Хендрикса в Англии в пересказе Терри Рейда (которому Джимми Пейдж предлагал когда-то стать вокалистом своей группы, но тот отказался, порекомендовав Роберта Планта). "Тауншенд и Кит Мун, Маккартни и Джаггер, Брайан Джонс…" – перечисляет Рейд знакомых среди зрителей и улыбается: "Тут что – раздают бесплатное пиво?" Еще случай: попав на одну сцену с Джими, "бог гитары" Эрик Клэптон быстро-быстро ушел за кулисы. Услышав Хендрикса, великие музыканты и простые зрители менялись, для них открывался новый мир.

Видео: [URLEXTERNAL=http://www.youtube.com/watch?v=o5bGUsT0OV8]YouTube[/URLEXTERNAL]/ Пользователь: JimiHendrixNews.com


Джими был не просто трудоголиком, он оставил маниакальное количество фонограмм. Основных же его альбомов – четыре. В 1967 году вышел стартовый и феноменальный Are You Experienced. Гитарный стиль, звук, поведение, образ формировали тогда и другие великолепные музыканты: Джимми Пейдж, Ричи Блэкмор, Джефф Бэк, Элвин Ли, Пит Таушенд, но Хендрикс выделился из этого легиона гениев – он был и необузданным, и глубоким, и трудолюбивым.

В этом же, 1967 году, появляется психоделический альбом Axis: Bold as Love. Хендрикс вызывал дикий восторг и реально сносил у людей крыши. Она тогда в первый и пока что в последний раз прозвучала с такой вселенской мощью и импровизационной красотой.

Двойной альбом Electric Ladyland (1968) стал последним для группы Jimi Hendrix Experience. Этот альбом установил критерии рок-исполнительства и многими считается лучшим у музыканта. Английское издание имеет скандальную ложно-эротическую обложку, вызвавшую гнев и гитариста, и участниц фотосессии. Саунд Хендрикса – смесь гаража и психоделики, научной фантастики, которую Джими обожал с детства, и плача души, блюзовой трагичности и животной сексуальности. Научно-фантастический рок-н-ролл и электрическая церковная музыка – так определялся его стиль.

Видео: [URLEXTERNAL=http://www.youtube.com/watch?v=9irsg1vBmq0]YouTube[/URLEXTERNAL]/ Пользователь: 33Pictures


Четвертый, Band of Gypsys (1970), последний прижизненный, концертный диск, записан с новым составом музыкантов. На концертах Джими устраивал великий рокенролльный цирк, играл зубами, импровизировал на тему гимна США. Его соло никогда не были пустым скоростным перебором струн, он всегда создавал образ диковатый и пророческий.

После смерти виртуоза вышло еще несчетное количество его дисков. Фанаты, которые собирают каждый звук, записанный Джими, имеют гарантию качества – Хендрикс был интересен всегда. Он подолгу сидел в студии и фиксировал сыгранное и вот уже 45 лет наследники великого гитариста регулярно потчуют мир его архивными записями. Публика, при этом, вспоминает недобрым словом, например, продюсера некоторых альбомов Алана Дугласа, который приглашал студийных музыкантов и они делали подкладки под черновые импровизации Хендрикса.

Видео: [URLEXTERNAL=http://www.youtube.com/watch?v=0HZ7lrx8CNA]YouTube[/URLEXTERNAL]/ Пользователь: CaptainFunkyJoce


Никто и никогда не хвалил вокал Джими, хотя в нем находят аналогию с Мадди Уотерсом. Хендрикс сам был не в восторге от своего голоса, но лучшие его записи – когда поет он сам, а вовсе не те, где вокал принадлежит Куртису Найту, Литтлу Ричарду, или Isley Brouthers. И на бесконечных трибьютах никто не смог спеть его вещи лучше автора.

Отсутствие традиционной для нас романсовой мелодичности не стало проблемой, он был богом для хиппующей молодежи 70-х в СССР. Есть и примеры вещей Джими, сыгранных советскими музыкантами.

Видео: [URLEXTERNAL=http://www.youtube.com/watch?v=eBrrd_Qu6YU]YouTube[/URLEXTERNAL]/ Пользователь: tempera goga


Он каждой нотой выражал стиль и смыл психоделии, которая была стилем и жизни, и музыки, словно говорил: мир больше, чем нам кажется, и человек может его познавать, расширяя сознание. Хендрикс выбрал для этого известный способ – у музыканта, как говорят, была большая толерантность к наркотикам, которые его и погубили.

Одна из демонстраций его нынешней популярности – фестивали гитаристов. Например, установление на Thanks Jimi Festival рекорда для книги Гиннеса – оркестр из более чем 1500 гитаристов в польском Вроцлаве играет Hey Joe.

Видео: [URLEXTERNAL=http://www.youtube.com/watch?v=hpPzNduP_rI]YouTube[/URLEXTERNAL]/ Пользователь: Musician


Хендрикс танцевал пальцами на струнах гитары танец секса и огня, в его творчестве выразился мир хиппи, в котором соседствовали пацифистские акции и террористические группы. Бывший морской пехотинец Хендрикс был достойным символом эпохи. Даже огонь оказался не образом, а реальностью, когда Джими ввел в шоу знаменитую сцену ритуального сожжения – жертвоприношения гитары.

В том, что Хендрикс – волшебник, сомнений нет, и никогда не было. Воздействие его музыки сравнимо с чудом лучших музыкантов, которых помнит время. Главное в ней – прямая связь с чем-то высшим, невыразимым. Хендрикс соединял психоделию, духовность и драйв, харизму и индивидуальность, уникальную технику и творческий максимализм.

Сюжет: Персоны

Поделиться в социальных сетях:

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

Следите за новостями:

Больше не показывать
Яндекс.Метрика