30 мая, 2016

10 неизвестных: как собиралась коллекция ГМИИ

Поделиться в социальных сетях:

Эдгар Дега "Голубые танцовщицы", 1897

По понедельникам многие из московских музеев не работают. Но это не значит, что у публики нет возможности познакомиться с прекрасным. Специально для понедельников редакция m24.ru запустила новую рубрику "10 неизвестных", в которой мы знакомим вас с десятью произведениями мирового искусства из собрания московских музеев, объединенных одной тематикой. Распечатывайте наш гид и смело отправляйтесь с ним в музей.

ГМИИ им. А.С. Пушкина на сегодняшний день является крупнейшей экспозицией западно-европейского искусства в Москве. Музей, открытие которого состоялось 31 мая 1912 года в присутствии императора Николая II и членов его семьи, был создан по инициативе профессора Московского университета, доктора римской словесности и историка искусства Ивана Владимировича Цветаева. В основу коллекции музея легло собрание слепков и копий с античных и римских скульптур и мозаик, а также собрание подлинных древностей египтолога Голенищева. Но уже в 1923 году музею были переданы национализированные коллекции главных русских меценатов – Дмитрия и Сергея Щукиных, Ивана Морозова, Генриха Брокара и произведения из других частных собраний. И некоторые истории обретения шедевров заслуживают отдельного внимания.


Клод Моне "Сирень на солнце", 1873

Клод Моне "Сирень на солнце", 1873

Коллекция Галереи западно-европейского искусства XIX–XX веков ГМИИ им. Пушкина – одна из самых интересных. По уровню работ и их значению в истории мировой живописи ее можно сравнить с собранием Эрмитажа или французского музея Орсе, где собраны выдающиеся произведения импрессионистов. Она была собрана за 12-15 лет представителями двух крупнейших фамилий московских промышленников и меценатов – Иваном Морозовым и Сергеем Щукиным.

В апреле 1923 года Наркомпрос принял решение о создании в здании Музея изящных искусств Центрального музея старой западной живописи на основе коллекций нескольких московских музеев, а также национализированных частных коллекции. Так коллекции оказались в собрании ГМНЗИ (Государственного музея нового западного искусства). Именно благодаря прекрасному чутью и художественному вкусу Щукина сегодня в Москве можно увидеть шедевры импрессионизма. Считается, что первым произведением в коллекции стала картина, которая была приобретена Сергеем Ивановичем Щукиным в 1897 году, – маленький этюд Клода Моне "Сирень на солнце".


Клод Моне "Завтрак на траве", 1865

Клод Моне "Завтрак на траве", 1865

Надо признать, Щукин обладал удивительной художественной интуицией относительно выбора главных художников того или иного направления в живописи рубежа XIX–XX веков. Увлекшись импрессионизмом, он сразу же определил, что ключевой фигурой этого направления, художником, без творчества которого импрессионизма как течения в живописи попросту бы не существовало, был Клод Моне. Поэтому он приобретает несколько произведений этого автора. "Завтрак на траве" – крайне популярный сюжет для своего времени. Картину ни в коем случае нельзя путать с "Завтраками на траве" Эдуара Мане или Поля Сезанна, хотя и у этих мастеров полотна с таким названием тоже есть.


Клод Моне "Руанский собор вечером", 1892–1894

Клод Моне "Руанский собор вечером", 1892–1894

Серия "Руанский собор", которая считается буквально азбукой импрессионизма, так как строится на передаче тонких атмосферных эффектов в разное время суток, состояла из 30 картин, каждая из которых оценивалась примерно в 15 тысяч франков. Коллекционер Поль Дюран-Рюэль, сделавший из Моне легенду еще при жизни, организовал отдельную выставку для всей серии, чем вызвал к ней невероятный интерес коллекционеров. Но несмотря на этот патронаж и вопреки воле самого художника, серия была распродана по частям и оказалась в различных собраниях на территории Франции, США и России. И именно благодаря прозорливости Щукина сегодня две картины из серии находятся в собрании ГМИИ.


Пьер-Огюст Ренуар "Портрет Жанны Самари", 1977

Пьер-Огюст Ренуар "Портрет Жанны Самари", 1977

Иван Абрамович Морозов собирал свою коллекцию совсем иначе, и если Щукин полагался на интуицию, то Морозов нуждался в советах. В его коллекции также было несколько работ Моне, но настоящей его любовью стала живопись Ренуара и Сезанна. "Портрет актрисы Жанны Самари" остается настоящей жемчужиной собрания и выделяется даже на фоне первоклассных шедевров импрессионистической живописи. Сам Ренуар писал о своей цветовой гамме: "Когда начинаешь работать с моделью, нужно прежде всего, закрыв глаза, подумать, – ассоциацию с каким цветом эта модель у тебя вызывает". Здесь, конечно, это невероятный цвет фона – от чувственно-красного до зефирно-розового.


Поль Сезанн "Персики и груши", 1895

Поль Сезанн "Персики и груши", 1895

Что касается творчества Поля Сезанна, то его работы собирали и Щукин и Морозов. У Щукина была хорошая коллекция его работ, но в ней не было столь уникальных шедевров, как в собрании Морозова. Иван Абрамович очень любил Сезанна и вполне осознавал его значение для истории европейской живописи: ведь именно Сезанн стал образцом для первых кубистических опытов Пабло Пикассо. В результате Морозов собрал уникальную коллекцию Сезанна, про которую современники говорили, что в ней есть три абсолютных шедевра мастера в разных жанрах: лучший натюрморт "Персики и груши", лучший пейзаж "Гамар" и портрет, который был продан в США в 30-е годы.


Поль Гоген "Кафе в Арле", 1888

Поль Гоген "Кафе в Арле", 1888

В коллекции Щукина были работы всех мастеров, чье творчество связано с понятием постимпрессионизма, однако наибольшую ценность представляли произведения Поля Гогена. И Морозов также собирал Гогена. Именно в его коллекцию попала работа первостепенной важности "Кафе в Арле", которую художник написал, соревнуясь с Ван Гогом. Одноименная картина Ван Гога находится в Нидерландах.


Поль Гоген "А, ты ревнуешь?", 1892

Поль Гоген "А, ты ревнуешь?", 1892

Посетители, которым посчастливилось побывать в доме в Большом Знаменском переулке и оказаться в зале Поля Гогена, говорили, что стену с картинами, где висели работыиз таитянского цикла художника можно было сравнить с блистающим золотым иконостасом. И, действительно, даже сегодня ни в одной коллекции такого собрания шедевров таитянского периода нет. Сюжет картины "А, ты ревнуешь?" Гоген описал в своем дневнике: "На берегу две сестры – они только что искупались, и теперь их тела раскинулись на песке в непринужденных сладострастных позах – беседуют о любви вчерашней и о той, что придет завтра. Одно воспоминание вызывает раздоры: "Как? Ты ревнуешь!". Последнюю фразу художник написал на картине слева внизу. Сам Гоген считал это произведение лучшим из всего, что он когда-либо сделал.


Эдгар Дега "Голубые танцовщицы", 1897

Эдгар Дега "Голубые танцовщицы", 1897

Все работы Эдгара Дега в ГМИИ происходят из коллекции Щукина. Отдельного внимания заслуживают легендарные "Голубые танцовщицы", которых меценат выкупил у Дюран-Рюэля в Париже. Художник Морис Дени, посетивший Москву в 1909 году, увидев эту пастель Дега в домашней галерее коллекционера С.И. Щукина, так отозвался о ней: "В большом салоне – голубой Дега, самый прекрасный, самый звонкий и самый новый".


Анри Матисс "Фрукты и бронза", 1909

Анри Матисс "Фрукты и бронза", 1909

Но настоящей и последней любовью Щукина стали Матисс и Пикассо. Ни один музей в мире, даже музей Матисса в Ницце, не обладает подобной коллекцией. 36 первоклассных полотен художника были приобретены Щукиным до 1913 года. И хотя впоследствии собирательство прекратилось, даже эта коллекция была уникальной. С 1948 года она была поделена с Эрмитажем.


Пабло Пикассо "Портрет Амбруаза Воллара", 1910

Пабло Пикассо "Портрет Амбруаза Воллара", 1910

Щукин приобрел для своей коллекции 53 полотна Пикассо. Сам Пикассо, нищенствующий в начале своей художественной карьеры, боготворил Щукина за ту материальную поддержку, которую оказывал ему меценат. Он с первого знакомства почувствовал колоссальный потенциал художника и не боялся делать такие инвестиции в его живопись. "Портрет Амбруаза Воллара", созданный Пикассо в 1910 году, оказался настоящим шедевром кубизма. Воллар, кстати говоря, тоже был коллекционером, оценившим творчество молодого художника и организовавшим одну из его первых выставок еще в 1901 году.

Сюжет: 10 неизвестных: шедевры московских музеев

Поделиться в социальных сетях:

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

Следите за новостями:

Больше не показывать
Яндекс.Метрика